РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление об административном правонарушении 21 ноября 2011 года г. Сызрань Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е., с участием прокурора Пузравиной И.Ю. рассмотрев материал № 12-102 по жалобе должностного лица главы городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Нассонова П.В. на постановление Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. № от 15 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ у с т а н о в и л: В Сызранский районный суд поступила жалоба от должностного лица - жалобу должностного лица главы городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Нассонова П.В. на постановление Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. № от 15 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ за нарушения Правил пожарной безопасности на территории поселения, совершенные в условиях особого противопожарного режима, за что ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. В жалобе должностное лицо Нассонов П.В. не согласился с вынесенным в отношении него постановлением, считает его незаконным и необоснованным, так как в соответствии с п.8.1 ч.1 ст. 14.1 ФЗ от 06.10.03 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание добровольных пожарных формирований относится к правам органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. Таким образом, органы местного самоуправления не обязаны создавать добровольные пожарные формирования в соответствии с федеральным законодательством.Вместе с тем постановлением администрации г.п. Междуреченск № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации деятельности внештатных инструкторов пожарной профилактики и список внештатных инструкторов пожарной профилактики. Администрацией г.п. Междуреченск по <адрес>, а также в селе <адрес>, повешен отрезок металлической трубы с ударным устройством, который служит звуковой сигнализацией для оповещения людей на случай пожара, а законом не предусмотрены конкретные виды оповещения. Пункт 4 постановления также считает незаконным, так как в г.п. <адрес> установлено 39 пожарных гидрантов, из них 28 находятся в рабочем состоянии. У данных пожарных гидрантов установлены соответствующие указатели. В г.п. <адрес> имеется спуск к реке Волга с твердым покрытием, а также имеются площадки с твердым покрытием установленного размера. Водонапорные башни приспособлены для забора воды в любое время года. В декабре 2010г. закончена реконструкция водопровода в селе <адрес> с установкой требуемого количества пожарных гидрантов. Таблички установленного образца, указывающие расстояние до водоисточника, установлены. Территории общего пользования оснащены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. Решением Собрания городского поселения Междуреченск утвержден перечень противопожарного инвентаря, закрепленного за жителями <адрес>. Просит постановление № от 15.09.11 отменить и производство по делу в отношении него как должностного лица прекратить. Глава городского поселения Междуреченск м.р. Сызранский Нассонов П.В. в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал и дополнил, что по нарушению в виде несоблюдения 50 метров от границ застройки п.г.т. Междуреченск до лесного массива, согласен, что фактически лес примыкает вплотную к границе застройки поселения. Однако он не согласен с указанным нарушением, так как в марте 2011 года им было написано письмо в Рачейское лесничество по вопросу о прорубке просеки между поселением Междуреченск по границе леса и очистки территории от старых сухих деревьев, валежа, на которое был получен ответ о том, что запрещено проводить вырубку деревьев, так как в этих лесах сплошная вырубка запрещена и лесхоз этим заниматься не будет. Вопрос по вырубке деревьев и создание противопожарных 50-ти метровых разрывов в лесном фонде, прилегающем к населенным пунктам, обсуждался на уровне вице-губернатора Самарской области в июле 2011 года, на выездном расширенном заседании областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 06.04.11. Но решение по обсуждаемым вопросам до сих пор не принято. Несмотря на это, они своими силами производили опашку трактором у леса и у железной дороги в тех местах, где возможен проход трактора. По второму пункту постановления поясняет, что положение о создании добровольной пожарной дружины создано с 2009 года. Но фактически пожарной дружины нет. На сходах граждан, которые проходят 1 раз в квартал, они агитируют людей в добровольную пожарную дружину, никто не хочет туда идти, так как заинтересовать их ничем не могут. Кроме этого, они на сходах информируют людей о том, что на случай пожара они должны делать. На момент проверки в <адрес> и <адрес> висело по одной рынде. Также у него в машине лежит громкоговоритель, который включается в прикуриватель. Его можно использовать как средство звуковой сигнализации. В перечень муниципального имущества городского поселения входит 3 километра водопровода. По документам на балансе стоит 39 пожарных гидрантов на все городское поселение Междуреченск, включая <адрес> и <адрес>. Из них рабочие только 13 пожарных гидрантов и 1 новый пожарный гидрант установили в <адрес> по программе «Чистая вода». В <адрес> имеется искусственный источник водоснабжения - водонапорная башня. Естественные источники водоснабжения - река Волга в <адрес>, река Уса в <адрес>. В <адрес> имеется подъезд с твердым покрытием, посыпанным щебнем размером 12х12 метров. В <адрес> сама площадка бетонная, подъезд щебеночный, но туда проверка не ездила. Таблички у пожарных гидрантов имеются, но не у каждого. Также нет табличек у демонтированных пожарных гидрантов. Имеющиеся таблички светоотражающие на металлической основе. Проверка их не проверяла, не ходила. Также имеются таблички на деревьях и домах. По оснащению мест общего пользования первичными средствами тушения пожаров сообщает, что на момент проверки в <адрес> в здании администрации был песок, ведро, лопата, багор. Пожарного щита на улице не было. В <адрес> - на трассе у магазина стоит пожарный щит, на котором находятся багор, лопата, ведро, емкость под воду, ящик с песком. Проверка туда не ездила. Просит постановление № от 15.09.11 отменить, дело в отношении прекратить. Защитник Нассонова В.П. - Кульбеда В.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержал доводы Нассонова П.В. Должностное лицо ОГПН, уполномоченное выносить постановление - заместитель начальника отдела надзорной деятельности - государственный инспектор городского округа Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Сидякин Д.А. в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он участвовал в качестве специалиста при проведении прокуратурой Сызранского района проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на территории городского поселения Междуреченск. Фактически в <адрес> лес примыкает вплотную к границе застройки поселения. Требование закона по расстоянию 50 метров не зависит от того какой это лес - хвойный или лиственный. Застройка в населенных пунктах бывает самовольной. Органы местного самоуправления должны контролировать застройку. При проверке ему сказали, что пожарная дружина не создана. Ему известно, что есть решение предыдущего главы поселения о создании добровольной пожарной дружины. Тем самым, считает, население не привлекается к работам по предупреждению и тушению пожаров. По средствам звуковой сигнализации - считает, что на все городское поселение Междуреченск одной рынды мало. Проверку по пожарным гидрантам проводили на основании сведений пожарно-спасательного отряда №, который раз в полгода делает проверку пожарных гидрантов и водоемов. Согласно данных сведений установлено общее количество пожарных гидрантов, из которых установлено количество неисправных, демонтированных и рабочих. В результате более 50% пожарных гидрантов находятся в неисправном состоянии. В <адрес> нет водопровода и пожарных гидрантов. Одной реки Волга недостаточно, так как она находится на большом расстоянии от одного конца населенного пункта до другого. К естественным и искусственным водоисточникам должен быть подъезд в виде асфальта, либо если покрытие грунтовое или с ощебенением, то должно быть связующее вещество - битум, раствор бетона. Щебень и грунт размывается атмосферными осадками. Пожарный автомобиль может забуксовать. К реке в <адрес> за <адрес> и к водонапорным башням грунтовый подъезд. В <адрес> есть площадка, а подъезда к ней нет. В <адрес> нет твердого покрытия на площадке и на подъезде. В <адрес> они с проверкой проезжали по части улиц и видел, что у пожарных гидрантов, у водонапорной башни, при подъезде к естественным и искусственным водоисточникам не было ни одной таблички. Нахождение таблички на дереве не соответствует требованиям закона. В соответствии с ГОСТ табличка должна светиться. Если табличка нарисована на стене здания либо на металлическом листе краской, то она не соответствует ГОСТ. Водонапорная башня в <адрес> сгнила, воды там вообще нет и воду оттуда они не заберут. Также нет подъезда, в зиму вода сливается. Тогда как воду из водонапорной башни они должны забирать в любое время года, но этого не происходит. В случае если демонтируется пожарный гидрант, то на его месте надо устанавливать новый, так как это место было определено для пожарного гидранта, когда строился водопровод и это было определено проектом. Есть насосная в <адрес>, которая обеспечивает водоснабжением этот населенный пункт. В ней 2 пожарных насоса, один из которых частично демонтирован. Также в данном населенном пункте в местах общего пользования нет пожарного щита с первичными средствами тушения пожара. В <адрес> пожарный щит оснащен не полностью. Рассмотрев доводы жалобы, заслушав прокурора Пузравину И.Ю., полагавшую постановление от 15.09.11 оставить без изменения, должностное лицо Нассонова П.В., представителя ОГПН Сидякина Д.А., исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит, а постановление подлежит изменению по следующим основаниям: Суд установил, что прокуратурой Сызранского района с привлечением сотрудников ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский ДД.ММ.ГГГГ была проведена совместная проверка территории городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области, в ходе которой в населенных пунктах поселения установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. По результатам проверки прокурором Сызранского района в отношении должностного лица главы городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области Нассонова П.В. 07.09.11 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима. Постановлением Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. № от 15 сентября 2011 года должностное лицо Нассонов П.В. привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. Суд установил, что согласно постановления Правительства Самаркой области от 27.05.11 №258 (с изменениями от 24.06.11) на территории Самарской области с 31.05.11 по 30.09.11 установлен особый противопожарный режим. Согласно постановления администрации Сызранского района №609 от 21.07.11 на поднадзорной территории действует особый противопожарный режим. Особый противопожарный режим, предусмотренный частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ, устанавливается при наиболее (особо) неблагоприятной (сложной) пожарной обстановке на соответствующих участках территории района, области, края, республики органами государственной власти и местного самоуправления. Особо неблагоприятной может быть признана обстановка, связанная с реальной угрозой жизни, здоровью людей и окружающей их природной среде, которая обусловлена крупными (массовыми) пожарами, в том числе лесоторфянными. В соответствии со ст. 19 данного Федерального закона установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности относится к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Суд приходит к выводу о том, что выявленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения правил пожарной безопасности не связаны с осуществлением мер особого противопожарного режима, а являются первичными мерами пожарной безопасности, обязанность по обеспечению которых возложена на органы местного самоуправления. Проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории городского поселения Междуреченск в период особого противопожарного режима не свидетельствует о том, что выявленные нарушения ППБ совершены именно в период особого противопожарного режима, а не имели место быть до установления указанного периода. Поэтому суд полагает, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ, не установлена. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление № от 15.09.11 подлежит изменению, а действия должностного лица главы городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Нассонова П.В. переквалификации со ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, так как указанное должностное лицо нарушило требования пожарной безопасности, что подтверждается представленными материалами, а также пояснениями самого Нассонова П.В., его защитника Кульбеды В.А., представителя ОГПН Сидякина Д.А., а именно: 1. Расстояние от границ застройки поселения (п.г.т. Междуреченск) до лесного массива менее 50 м. (фактически лес примыкает вплотную к границе застройки поселения) (Нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п. 112; строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» приложение 1 п.5*). 2. Не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров. Добровольные пожарные формирования (дружины, команды) не созданы (Нарушение Федерального Закона РФ от 21.12.94 г. № 69 «О пожарной безопасности» ст.19; Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.63; правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п.11). 3. Населенные пункты поселения (<адрес>, <адрес>) не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (Нарушение Федерального Закона РФ от. 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст.19; Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст.63; правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п.114). 4. В населенном пункте поселения (<адрес>) с числом жителей более 50 человек размещение (расстановка) имеющихся источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, искусственных и естественных источников противопожарного водоснабжения) не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности - нормативное расстояние (радиус) обслуживания источниками противопожарного водоснабжения зданий (сооружений) превышает 200 метров. Отсутствует противопожарный водопровод в населенном пункте <адрес>. К естественным или искусственным водоисточникам в населенных пунктах поселения отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В населенных пунктах поселения у гидрантов и водоисточников, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. Водонапорные башни в населенных пунктах поселения не приспособлены для забора воды в любое время года. Источники наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах поселения находятся в неисправном (не рабочем состоянии) - из 39 пожарных гидрантов 26 находятся в неисправном состоянии (более 50 % пожарных гидрантов находятся в неисправном состоянии), пожарные насосы повысители давления в водопроводной сети находятся в нерабочем состоянии (Нарушение Федерального закона РФ от 21.12.94 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; Федерального закона РФ от 22.07.08 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 62, ст. 63, ст. 68; правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п.89, п.90, п.94, п.95, п.114; строительных норм и правил СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.8.1, п.8.13; строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» п.2.24, п.2.25, п.8.16, п.9.28, п.9.29, п.9.30, п.9.32). 5. В населенных пунктах поселения (<адрес>, <адрес>) не оснащены территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (Нарушение Федерального закона РФ от 21.12.94 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п.11). Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении главы городского поселения Междуреченск Нассонова П.В. суд не усматривает, так как на территории поселения установлены нарушения требований пожарной безопасности. При назначении административного наказания должностному лицу суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, то, что указанное должностное лицо впервые привлекается к административной ответственности, поэтому суд считает возможным назначить Нассонову П.В. наказание в виде административного предупреждения, поскольку судом установлено, что главой администрации принимаются все возможные с его стороны меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский, что подтверждается представленными документами. На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, судья р е ш и л: Жалобу главы городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области Нассонова П.В. оставить без удовлетворения. Постановление Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. № от 15 сентября 2011 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ должностное лицо - главу городского поселения Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области Нассонова П.В. изменить. Признать должностное лицо главу городского поселения Печерское муниципального района Сызранский Самарской области Нассонова П.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней. Судья