Р Е Ш Е Н И Е 27 октября 2011 года г. Сызрань Судья Сызранского районного суда Самарской области Байгулова Г.С., рассмотрев материал по жалобе главного специалиста-эксперта территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани Кныш Л.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 158 Самарской области Храмайковой Т.Ю. от 29 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр», у с т а н о в и л: В Сызранский районный суд поступила жалоба главного специалиста-эксперта территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани Кныш Л.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 158 Самарской области Храмайковой Т.Ю. от 29.09.11 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр», расположенного по адресу: <адрес>. В жалобе должностное лицо, составившее протокол главный специалист-эксперт территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани Кныш Л.В. - указывает, что не согласна с постановлением мирового судьи от 29.09.11 года и просит его отменить, так как юридическому лицу ОУ Троицкая СОШ «Образовательный центр» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Данное предписание ОУ Троицкая СОШ «Образовательный центр не было обжаловано в установленном законом порядке. В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие нарушения: п.1 - в ОУ Троицкой СОШ хозяйственная зона не обеспечена самостоятельным въездом с улицы; не организована бетонированная площадка под мусоросборник, не приобретен мусоросборник; п. 2 - в ОУ Троицкой СОШ, Чекалинском и Ивашевском филиалах не организована лаборантская при кабинете информатики; в Ивашевском филиале ОУ СОШ - при кабинете биологии; п. 3 - в ОУ Троицкой СОШ при спортивном зале не организованы раздевальные, душевые и санузлы; не отремонтирована душевая при тренажерном зале; п. 4 - в ОУ Троицкой СОШ и филиалах не организованы медицинские кабинеты; п. 5 - ОУ Троицкая СОШ и филиалы не укомплектованы квалифицированными медицинскими кадрами; п. 7 - вОУ Троицкой СОШ количество санитарных приборов (унитазы, раковины) не соответствует количеству обучающихся в школе, в туалете для мальчиков не поставлена раковина для мытья рук; не организована комната личной гигиены для девочек; в туалетах унитазы не оборудованы кабинами с дверями; помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов не оборудованы поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды; п. 8 - в ОУ Троицкой СОШ в кабинете домоводства не установлена раковина, не обеспечено функционирование раковин в кабинетах истории, физики; п. 9 - в ОУ Троицкой СОШ и филиалах не обеспечены подводом горячего водоснабжения раковины для мытья рук в кабинетах, туалетах, при обеденном зале; п. 11 - в ОУ Троицкой СОШ в кабинете физики не обеспечена подводка электричества к столам, п. 12 - в ОУ Троицкой СОШ и филиалах кабинеты иностранного языка не оборудованы лингафонными установками; п. 13 - в ОУ Троицкой СОШ и в филиалах не обеспечено покрытие стен материалами, позволяющими осуществлять качественно влажную уборку; п. 14 - в ОУ Троицкой СОШ и филиалах не восстановлено гигиеническое покрытие стен, потолков, не устранены следы протечки кровли: в кабинетах химии, физики, информатики, географии, спортивном зале и др. (ОУ Троицкая СОШ), в кабинете физики (Чекалинский филиал ОУ СОШ); п. 16 - в ОУ Троицкой СОШ и филиалах отопительные приборы в кабинетах и рекреациях не ограждены съемными деревянными решетками; п. 17 - в ОУ Троицкой СОШ и филиалах классные доски не оснащены подсветкой; п. 20 - в ОУ Троицкая СОШ и филиалах не обеспечена подводка горячей воды к раковинам для мытья рук; п. 22 - в ОУ Троицкая СОШ не приобретена металлическая кассета для хранения столовых приборов (ложек); п. 23 - примерное меню не согласовано с Роспотребнадзором; п. 25 - в ОУ Троицкая СОШ и филиалах не установлены питьевые фонтанчики для организации питьевого режима; п. 26 - в ОУ Троицкая СОШ не восстановлена целостность гигиенического покрытия потолка на пищеблоке; п. 27 - в ОУ Троицкая СОШ и филиалах не организован лабораторно-инструментальный контроль в рамках производственного контроля, п. 28 - в Чекалинском филиале ОУ СОШ не обеспечено ограждение территории участка высотой не менее 1,5 м.; п. 29 - в Ивашевском филиале ОУСОШ площадки под мусоросборники организованы с нарушением санитарных требований; п. 30 - в Чекалинском филиале ОУ СОШ при спортивном зале не организованы раздевальные, душевые и санузел; п. 31 - в Чекалинском филиале ОУ СОШ количество санитарных приборов (унитазы, раковины) не соответствует санитарным требованиям, туалет для мальчиков размещен вне помещения школы, п.32 - в Чекалинском филиале ОУ СОШ не установлена раковина для мытья рук в кабинете №; п. 33 - в Чекалинском, филиале ОУ СОШ в кабинете физики не обеспечена подводка электричества к столам; в кабинете химии не организована подводка воды и канализации к столам, не обеспечена работа вытяжного шкафа; п. 34 - в Чекалинском филиале ОУ СОШ классные доски не оснащены подсветкой в кабинетах английского языка; не восстановлена подсветка в кабинетах начальных классов, литературы, географии, физики; п. 35 - в Чекалинском и Ивашевском филиалах ОУ СОШ в кабинетах информатики рабочие места с ВДТ не оборудованы специализированной мебелью; п. 36 - в Чекалинском филиале ОУ СОШ не установлена дополнительно ванна и обеспечено раздельное мытье столовой и кухонной посуды, кухонного инвентаря; п. 39 - территория дошкольной группы Чекалинского филиала ОУ СОШ не благоустроена, не обеспечено озеленение не менее 50%, не выделена хозяйственная зона; п. 40 - в дошкольной группе Чекалинского филиала ОУ СОШ не установлен теневой навес на групповой площадке; п. 43 - в дошкольных группах Чекшшнского и Ивашевского филиалах ОУ СОШ не организованы помещения медицинского назначения; п. 46 - в дошкольной группе Чекалинского филиала ОУ СОШ стирка и сушка постельного белья организованы с нарушением санитарных требований; п. 47 - в дошкольных группах Чекалинского и Ивашевского филиалах ОУ СОШ в спальнях не обеспечены минимальные разрывы при расстановке детских кроватей; п. 49 - не обеспечено количество санитарно-бытовых приборов (унитазы, умывальные раковины) в дошкольной группе Чекалинского филиала ОУ СОШ в соответствии с санитарными требованиями, не оборудованы кабинами с дверьми; к умывальной раковине не обеспечен подвод горячей воды; помещение для хранения уборочного инвентаря оборудовать подводом воды; п. 50 - не выполнен в части приобретения шкафа для хранения уборочного инвентаря для туалета (тряпка, ведро) в дошкольных группах Чекалинского и Ивашевского филиала ОУ СОШ; п. 51 - в дошкольной группе Чекалинского филиала ОУ СОШ отопительные приборы не ограждены съемными решетками; п. 53 - в дошкольных группах Чекалинского и Ивашевского филиалах ОУ СОШ чистка ковров в химчистке не организована; п. 54 - в дошкольной группе Ивашевского филиала ОУ СОШ не проведена дезинфекционная обработка постельных принадлежностей; п. 55 - в дошкольной группе Чекалинского филиала ОУ СОШ для хранения чистых столовых приборов не приобретены металлические кассеты; п. 60 - в дошкольных группах Чекалинского и Ивашевского филиалах ОУ СОШ не выполняются среднесуточные нормы питания по основным продуктам; п. 61 - не обеспечено освещение участка в Ивашевском филиале ОУСОШ в соответствии санитарными требованиями; п. 62 - не благоустроена в Ивашевском филиале ОУ СОШ физкультурно-спортивная зона в соответствии с санитарными требованиями; п. 63 - в Ивашевском филиале ОУ СОШ в кабинете физики не обеспечена подводка электричества к столам; не организован кабинет химии; п. 68 - в дошкольной группе Ивашевского филиала ОУ Троицкой СОШ не отремонтирован теневой навес на групповой площадке: деревянное покрытие пола и шиферное покрытие крыши; п. 69 - в дошкольной группе Ивашевского филиала ОУ Троицкой СОШ помещение для хранения уборочного инвентаря не оборудовано подводом воды; п. 70 - количество санитарно-бытовых приборов (унитазы) в дошкольной группе Ивашевского филиала ОУ Троицкой СОШ не соответствует санитарным требованиям, унитазы не оборудованы кабинами с дверьми; п. 71 - не выполнен в части обеспечения мойки для ополаскивания посуды в буфетной в дошкольной группе Ивашевского филиала ОУ Троицкой СОШ металлической сеткой; п. 83 - в дошкольной группе Ивашевского филиала ОУ СОШ складское помещение для продуктов не оснащено прибором для измерения относительной влажности и температуры воздуха; п. 85 - в дошкольной группе Ивашевского филиала в помещении для стирки белья не организовано 2 окна для приема-выдачи белья; не восстановлена целостность гигиенического покрытия стен, потолка; п. 86 - не организовано проведение медобследования сотрудников с вредными условиями труда в соответствии с требованиями приказа МЗ и соцразвития РФ от 16.08.2004 года № 83; п. 87 - не заключен договор на утилизацию люминесцентных ламп.Факт наличия нарушения не отрицался представителем юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении, который объяснил их наличие отсутствием надлежащего финансирования учреждения.Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся:материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.При этом статьей 51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учитывая положение п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2. ст.26.2. КоАП РФ.Как следует из материалов дела ОУ Троицкая СОШ «Образовательный центр» не предприняты все возможные меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.Наряду с требованиями об устранении нарушений, требующих значительных материальных затрат, имеются нарушения, которые могли быть, но не устранены ОУ Троицкая СОШ «Образовательныйцентр» (примерное меню не согласовано с Роспотребнадзором; в Чекалинском филиале ОУ СОШ не обеспечено раздельное мытье столовой и кухонной посуды, кухонного инвентаря: в дошкольной группе Чекалинского филиала ОУ СОШ стирка и сушка постельного бельяорганизованы с нарушением санитарных требований; в дошкольных группах Чекалинского, Ивашевского филиалах ОУ СОШ в спальнях не обеспечены минимальные разрывы при расстановкедетских кроватей; в дошкольных группах Чекалинского и Ивашевского финалах ОУ СОШ не выполняются среднесуточные нормы питания по основным продуктам; в дошкольной группе Ивашевского филиала ОУ СОШ складское помещение для продуктов не оснащено прибором для измерения относительной влажности и температуря воздуха).Устранение перечисленных нарушений не зависит от финансирования ОУ Троицкая СОШ «Образовательный центр» и находятся в исключительной компетенции указанного образовательного учреждения Вывод об отсутствии вины юридического лица только.на основании отсутствия у образовательного учреждения средств из бюджета городского округа необоснованно.Согласно статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Считает, что данные нарушения, допущенные юридическим лицом - ОУ Троицкая СОШ «Образовательный центр», могли повлечь за собой угрозу жизни и здоровью учащихся. Поэтому в действиях юридического лица - ОУ Троицкая СОШ «Образовательный центр» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 158 Самарской области Храмайковой Т.Ю. от 29 сентября 2011 г. и возвратить дело на новое рассмотрение. Должностное лицо, составившее протокол, главный специалист-эксперт территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани Кныш Л.В. в судебном заседании жалобы поддержала и сослалась на доводы, изложенные в ней. Законный представитель юридического лица - директор ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Фомин В.А., в судебном заседании с доводами жалобы главного специалиста-эксперта территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани Кныш Л.В. не согласился, считает постановление мирового судьи от 29.09.11 года законным и обоснованным. С выявленными нарушениями он согласен, предписание получал, из 87 нарушений, указанных в предписании устранено 36. Не выполнены пункты предписания в связи с необходимостью привлечения больших финансовых ресурсов, но им предприняты все меры по их выполнению, а именно: в адрес Главного распорядителя бюджетных средств Управления по вопросам семьи, сферы образования, физкультуры и спорта и Учредителя - Администрации Сызранского района направлены письма с просьбой о выделении финансов для выполнения предписания., поскольку невыполненные пункты касаются проведения работ капитального характера, требуют вложения больших финансовых средств, не заложены в смету учреждения и в соответствии с Уставом школы не относятся к компетенции учреждения. Не выполнение требования в части согласования меню связано с тем, что школа на момент проведения проверки не занималась организацией питания, обеспечением продуктов и питания занималось Сызранское райпо; раздельное мытье посуды возможно только при обеспечении учреждения дополнительным оборудование, ванной, подводом к ней горячего и холодного водоснабжения на устранение этого нарушения денежные средства не выделяются; для соблюдения требований санитарных норм при стирке и сушке постельного белья необходимо заключение договоров с прачечными, т.к. свои помещения всем требования не соответствуют, а деньги на это не выделяются; не обеспечение минимальных разрывов при расстановке детских кроватей в спальных связано с тем, что в группах больше детей, дополнительные помещения отсутствуют, реконструкция предусмотрено в 2012-2014 годах; выполнение среднесуточных норм питания по основным продуктам требует повышения оплаты с родителей за детское учреждение, что в условиях села сделать сложно; для приобретения прибора для измерения относительной влажности денежные средства не выделялись,, в настоящее время прибор приобретен. Считает, что вины администрации школы в неполном выполнении предписания нет, так как школа не имеет собственных средств на приобретение строительных и иных материалов, проведение строительных работ, все мероприятия финансируются Управления по вопросам семьи, сферы образования, физкультуры и спорта и Администрацией Сызранского района. Просит в удовлетворении жалобы отказать. Исследовав материалы дела, заслушав стороны, судья приходит к выводу, что оснований для отмены постановление мирового судьи судебного участка №158 Самарской области от 29.09.11 года и удовлетворения жалобы главного специалиста-эксперта территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани Кныш Л.В. не имеется по следующим основаниям. Статьей 19.5 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридического лица за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор. В соответствии со ст. 2.1 ч. 2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если было установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр», расположенного по адресу: <адрес>, при проведении мероприятий по контролю выявлено, что юридическим лицом ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» допущено невыполнение в установленный срок пунктов №№1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,13,14,16,17,20,22,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,39,40,43,46,47,49,50, 51,53,54,55,60,61,62,63,68,69,70,71,83,85,86,87 законного предписания №, выданного ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Суд установил, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ действительно не было выполнено в установленный срок, причиной невыполнения предписания явилось отсутствие надлежащего финансирования учреждения, что подтвердил в судебном заседании законный представитель юридического лица Фомин В.А. Суд считает, что юридическим лицом ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» были предприняты все зависящие от него меры по выполнению предписания, выполнена часть его требований, приняты меры по обеспечению выполнения остальных пунктов предписания. Финансирование ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» осуществляется учредителями - Департаментом образования и науки администрации Самарской области по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс, а администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр», по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования. Суд установил, что директором ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» после получения предписания направлялись письма учредителям с просьбой выделить финансовые средства для устранения нарушений требований предписания, выданного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани Ефимовым И.В. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица - ОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» не усматривается прямого умысла в неполном выполнении предписания, выданного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани Ефимовым И.В., так как юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по выполнению предписания. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, судья п о с т а н о в и л: Постановление мирового судьи судебного участка № 158 Самарской области Храмайковой Т.Ю. от 29 сентября 2011 года о прекращении производство по делу административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» - оставить без изменения, а жалобу главного специалиста-эксперта территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани Кныш Л.В. - без удовлетворения. Судья