РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление о назначении административного наказания 13 декабря 2011 года г. Сызрань Судья Сызранского районного суда Самарской области Байгулова Г.С., рассмотрев материал № 12-108 по жалобе юридического лица - ДОУ детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск на постановление Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. № 1282 от 25 октября 2011 года о назначении административного наказания по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, у с т а н о в и л: В Сызранский районный суд поступила жалоба от законного представителя юридического лица - ДОУ детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск на постановление Главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору № 1282 от 25 октября 2011 года о назначении административного наказания по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ за нарушения Правил пожарной безопасности в помещении ДОУ детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск по адресу: <адрес>, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей. В жалобе заведующая ДОУ детского сад «Ромашка» г.п. Междуреченск Быкова В.А. не согласилась с вынесенным в отношении юридического лица постановлением, считает его незаконным и необоснованным, так как дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г.п. Междуреченск согласно Устава, является дошкольным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет образовательный процесс и реализует общеобразовательные программы дошкольного образования и дополнительные программы различной направленности, учредителями которого являются Западное управление Департамента образования и науки администрации Самарской области и администрация Сызранского района. Имущество дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск закреплено за ним на праве оперативного управления, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между образовательным учреждением дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г.п. Междуреченск и муниципальным районом Сызранский об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления. В соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск осуществление функций по выделению средств на выполнение норм и правил пожарной безопасности возложено на администрацию Сызранского района. Собственных финансовых средств у дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск не имеется. Ею принимались меры к исполнению предписания и были выполнены пункты 12 и 13 предписания (стропила и обрешетка чердачных покрытий зданий из горючихматериалов обработана огнезащитным составом; створка двери на путях эвакуации центрального выхода из здания ясельной группы открывается свободно).При наличии всей необходимой суммы предписание будет выполнено полностью. Ею направлялись письма с просьбой выделения денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности: Главе администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.; Главе поселения г.п. Междуреченск № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Руководителю управления по вопросам семьи, сферы образования, физкультуры и спорта администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 22 06.09 г., № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ Руководителю Западного управления министерства образования и науки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что у дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск отсутствовала возможность выполнить требования предписания государственного пожарного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок в связи с отсутствием денежных средств. Также ею были приняты все меры в пределах компетенции, направленные на организацию выполнения необходимых противопожарных мероприятий, а следовательно, в действиях заведующего дошкольногообразовательного учреждения детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск Быковой А.В. отсутствует субъективная сторона указанного административного правонарушения.Просит постановление № 1282 от 25 октября 2011 года о назначении административного наказания дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Ромашка» по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в сумме 150 000 рублей - отменить. Представитель юридического лица ДОУ детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть о жалобу без его участия. В судебном заседании 22 ноября 2011 года законный представитель юридического лица - заведующая ДОУ детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск Быкова А.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, сослалась на доводы, изложенные в иске и дополнила, что все нарушения которые были указаны в предписании относятся к мероприятиям по капитальному и текущему ремонту помещений детского сада. Нарушения режимного характера, не требующие вложения значительных денежных средств администраций детского сада устранялись в срок. ДОУ «Ромашка» не имеет своих денежных средств, платные услуги детским учреждением не оказываются, т.к. у населения денежных средств на дополнительные услуги не имеется. Все денежные средства, которые выделялись детскому учреждению были полностью освоены по целевому назначению, администрация детского сада неоднократно обращалась к своим учредителям с просьбой выделить денежные средства на устранение пожарной безопасности, но основные нарушения, требующие вложение значительных денежных средств и переустройства и реконструкции помещений, не устранены. Для обеспечения прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи с населенных пунктов необходимо 21000 рублей, она неоднократно обращалась к учредителям и администрации сельского поселения с просьбой помочь и выделить денежные средства на устранение данного нарушения, но деньги не выделялись. По нарушению - устранение отделки помещений групповых, стен и лестничных площадок от горючих материалов, администрация сада пыталась сама очистить стены, но т.к. слои обоев и краски значительные, выполнить эту работу работники детского сада не могут. Кроме того, после освобождения стен от обоев и краски в соответствии с требованиями СаНПиН необходимо произвести текущий ремонт, на который у бюджетного учреждения нет денег. Установка УЗО, выполнение соединений, ответвлений, и оконцевание жил проводов, установление резервного электропитания технических средств относятся к работам текущего ремонта. Увеличение лестничных маршей, площадок, установка дополнительных эвакуационных выходов требуют изменения проекта самого здания. Изменения проекта здания с внесением в него необходимых изменений соответствующих нормам пожарной безопасности и санитарным нормам и правилам необходимо более 100 тысяч, администрация ДОУ «Ромашка» таких денежных средств не имеет, учредителями на эти цели деньги не выделялись, несмотря на неоднократные письма с просьбой выделить деньги. Районной целевой программой на 2011-2013 годы запланировано выделение денежных средств в сумме 300000 рублей для проведение противопожарных мероприятий: установка дверных блоков на запасных выходах; ремонт электропроводки; огнезащитная обработка сгораемых конструкций. Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области подготовлен проект областной целевой программы «Строительство и реконструкция дошкольных образовательных учреждений на территории Самарской области» на 2013-2020 годы, в которую включено ДОУ «Ромашка» п. Междуреченск, подлежащий реконструкции, выполнение всех санитарных норм и правил пожарной безопасности. Просит жалобу отменить и дело производством прекратить. Должностное лицо Государственный инспектор городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору, извещенное надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Суд определил рассмотреть жалобу без его участия. В судебном заседании от 22 ноября 2011 года Государственный инспектор городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Давыдов Д.А. пояснил, что указанные в постановлении от 25 октября 2011 года нарушения указывались в предписаниях и ранее, но до настоящего времени они не устранены. Администрацией данного юридического лица были приняты меры к устранению нарушений режимного характера, для устранения оставшихся нарушений необходимо проведение ремонтных работ текущего и капитального характера. Так как указанные в оспариваемом постановлении нарушения не устранены, нарушения пожарной безопасности имеются, считает вынесенное постановление законным и обоснованным. Просит в удовлетворении жалобы отказать. Рассмотрев доводы жалобы, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что жалоба подлежит удовлетворению, а постановление подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» №3266 от 10 июля 1992 года ( с последующими изменения и дополнениями)(далее Закон…) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся: п.4 обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Статьей 32 частью 1 Закона установлено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.1 ч.2 ст. 32 Закона); В соответствии с Уставом Дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка» г.п. Междуреченск, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ ДОУ «Ромашка» г.п. Междуреченск финансирование ДОУ осуществляется Учредителями: министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим материально содержание воспитанников и образовательно-воспитательный процесс; Администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым ДОУ по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования (п. 7.1). Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании муниципального имущества на праве оперативного управления зданий ДОУ «Ромашка <адрес>» следует, что учреждение обязано использовать имущество, полученное в оперативное управление, для осуществления предусмотренной его Уставом деятельности и обеспечивать сохранность полученного имущества, его эффективное использование, осуществлять эксплуатацию в соответствии с установленными нормами, своевременно производить капитальный и текущий ремонты за счет средств, выделенных ему по смете из бюджета Сызранского района, а также иных средств, учтенных в смете (п.2.3.1). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский с участием Главного Государственного инспектора Матиевского В.А. и заведующей ДОУ детского сада «Ромашка» Быковой В.А. в помещении ДОУ детского сада «Ромашка» по адресу: <адрес> в ходе которой выявлены нарушения п.п. 3, 39, 57 «Правил пожарной безопасности в Российской федерации ППБ 01-03», п. 2.3.1, 2.3.3 «Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений» ППБ 101-89; п. 1.88, СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»: организация с массовым пребыванием людей не обеспечена прямой телефонной связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; соединение, ответвление и оконцевание жил проводов здания яслей, пищеблока выполнены без опрессовки, сварки, пайки, сжимов; отделка помещений групповых выполнена горючими материалами (бумажные обои). А также нарушения требований, предусмотренных п.п. 3, 52, 53 «Правил пожарной безопасности в Российской федерации ППБ 01-03»; п. 4. таблицы №1 п. 9, 12 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией; п. 3.26, 5.1 таблицы 2 п.6 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»; п. 6.12*, 6.13, 6.16, 6.17, 6.22, п.6.29 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; 1.96*, 1.100, 2.4, п. 3.53* СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»; ст. 89 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходом; п.п. 4.2.6, 5.2.5, 52.12, 5.2.13, 5.2.14 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты.Эвакуационные пути и выходы», п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; п. 8.5.1, 9.6. НПБ 77-98 «Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний», а именно: не обеспечена передача сигнала о пожаре установки автоматической пожарной сигнализации по радиокоммутационной системе на центральный узел связи «01»; ступени и лестничные площадки на путях эвакуации окрашены горючими маслеными красками; здание яслей не защищено установкой автоматической пожарной сигнализации; здание яслей не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании; двери на путях эвакуации зданий открываются по направлению противоположному направлению выхода из здания; эвакуационное освещение в помещениях, в местах, опасных для прохода людей; в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек отсутствует; на путях эвакуации для окраски стен в здании яслей, а также ступеней и лестничных площадок в здании детского сада применены горючие материалы; ширина лестничного марша в здании детского сада 1, 18 м., ширина лестничных площадок 0,92 м.; из групповых ячеек зданий яслей и детского сада, прогулочных веранд здания яслей один эвакуационный выход; ширина эвакуационных выходов в свету из помещений первого этажа детского сада непосредственно наружу здания 0,62 м., из 2-ой ясельной группы здания яслей непосредственно наружу 0,77 м.; в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа здания детского сада III степени огнестойкости используются наружные открытые лестницы; резервное электропитание технических средств оповещения в здании детского сада не осуществляется. По результатам проверки Главным Государственным инспектором городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевским В.А. 25.10.11 года было вынесено постановление № 1282 о привлечении юридического лица ДОУ «Ромашка» г.п. Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области за нарушения: 1.не обеспечение организации с массовым пребыванием людей прямой телефонной связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; 2. соединение, ответвление и оконцевание жил проводов здания яслей, пищеблока выполнены без опрессовки, сварки, пайки, сжимов; 3. отделку помещений групповых выполнена горючими материалами (бумажные обои) - к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии со ст. 4.4. п.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 150000 рублей. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд приходит к выводу, что, устранение нарушений, указанных в Постановлении о назначении административного наказания, вынесенном Главным Государственным инспектором Матиевским В.А. №1282 от 25.10.11 года в п.п.8,9,10,11 требует проведение работ по капитальному ремонту; нарушения указанные в п.п.1,2,3 и 1,2,3,4,5,6,7,12 требуют проведение текущего ремонта. Для устранения указанных нарушений необходимо выделение денежных средств, заключение договоров подряда с подрядной организацией на проведение ремонта путем проведения тендера, тогда как ДОУ детский сад «Ромашка» г.п. Междуреченск является бюджетной организацией, работающей строго по бюджетной смете, дополнительных доходов не имеет. Администрация детский сад «Ромашка» г.п. Междуреченск устраняет возможные нарушения ППБ, для устранения нарушений указанных в предписании ею постоянно, ежегодно, начиная с 2007 по настоящее время, направлялись письма в адрес учредителей и органов местного самоуправления с просьбой о выделении денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности (л.д.____), т.е. юридическим лицом в лице заведующий ДОУ «Ромашка» п.г.т. Междуреченск принимались все возможные меры по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, но нарушения не устранены в связи с тем, что учредителями денежные средства на устранение всех нарушений не выделяются. Вместе с тем администрацией юридического лица, начиная с 2007 года по настоящее время, ежемесячно проводятся противопожарные мероприятия с воспитанниками и сотрудниками ДОУ «Ромашка» г.п. Междуреченск: составляется план мероприятий по противопожарной безопасности ДОУ на учебный год, что подтверждается представленными в суд документами (л.д.___). В судебном заседании Государственный инспектор городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Давыдов Д.А. подтвердил указанные обстоятельства. Таким образом, администрацией юридического лица - ДОУ «Ромашка» г.п. Междуреченск были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил пожарной безопасности, устранением указанных в Постановлении № 1282 от 25.10.2011 года должны заниматься Учредители данного образовательного учреждения, т.е. в действиях юридического длица - ДОУ «Ромашка» г.п. Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области отсутствует состав административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1,4 ст. 20.4 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление Главного Государственного инспектора г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. №1282 от 25 октября 2011 года подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях юридического лица ДОУ детский сад «Ромашка» г.п. Междуреченск состава административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.4 и ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, а жалоба ДОУ детский сад «Ромашка» г.п. Междуреченск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, судья Р е ш и л: Жалобу юридического лица ДОУ детский сад «Ромашка» г.п. Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области удовлетворить. Постановление Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский и Шигонский по пожарному надзору Матиевского В.А. №1282 от 25 октября 2011 года о привлечении к административной ответственности юридического лица ДОУ детский сад «Ромашка» г.п. Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.4 ч.1 и ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей - отменить, а жалобу представителя ДОУ «Ромашка» <адрес> - удовлетворить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1, ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ в отношении юридического лица ДОУ «Солнышко» г.т. Междуреченск муниципального района Сызранский Самарской области прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней. Судья: