П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 мая 2011 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е.,
С участием адвоката Титова В.С.
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № в отношении юридического лица - образовательного учреждения Междуреченской средней общеобразовательной школы «Образовательный центр», расположенной по юридическому адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
В Сызранский районный суд поступило дело об административном правонарушении по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - образовательного учреждения Междуреченской средней общеобразовательной школы «Образовательный центр», в лице законного представителя Шапошниковой В.В., за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в помещении столярной мастерской по адресу: <адрес>, здании спортивного зала по адресу: <адрес>, здании детского сада по адресу: <адрес>.
Согласно протокола об административном правонарушении № от 05.05.11г. в этот день в 10-00час. в ходе проведения мероприятия по надзору юридическим лицом общеобразовательным учреждением Междуреченской средней общеобразовательной школой «Образовательный центр», в помещении столярной мастерской по адресу: <адрес>, здании спортивного зала по адресу: <адрес>, здании детского сада по адресу :<адрес>, были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ, Норм пожарной безопасности, создающих угрозу жизни или здоровью людей от воздействия опасных факторов пожара (пламя, искры, повышенной температуры окружающей среды, токсичных продуктов горения и термического разложения, дыма, пониженной концентрации кислорода, осколков, частей разрушившихся аппаратов), в том числе их вторичных проявлений, а именно:
- Помещение столярной мастерской не защищено установкой автоматической пожарной сигнализации;
- Помещение столярной мастерской не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании;
- Здание спортивного зала не защищено установкой автоматической пожарной сигнализации;
- Здание спортивного зала не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании;
- Здание детского сада с массовым пребыванием людей не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;
- 2-ой этаж здания детского сада не защищен установкой автоматической пожарной сигнализации;
- 2-ой этаж здания детского сада не оснащен системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании;
- В здании детского сада эвакуационное освещение в помещениях, в местах, опасных для прохода людей; в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел. отсутствует;
- Створки дверей эвакуационных выходов непосредственно наружу из здания детского сада забиты;
- В здании детского сада дверь эвакуационного выхода открывается по направлению, противоположному направлению выхода из здания;
- В отступление требований п.7.1.71 нормативного документа по электроэнергетике (Правил устройства электроустановок) линии электроснабжения помещений здания детского сада не имеют устройств защитного отключения, предотвращающих возникновения пожара при неисправностях электроприемников;
- В отступление требований п.2.1.21 нормативного документа по электроэнергетике (Правил устройства электроустановок) соединения, ответвления и оконцевание жил проводов и кабелей в здании детского сада произведено без опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых, и.т.п.)
- В здании детского сада на путях эвакуации для отделки стен, а также ступеней и лестничных площадок применены горючие материалы, (бумажные обои, масленые краски)
- Отделка помещений групповых здания детского сада выполнена горючими материалами (бумажные обои);
- Из групповых ячеек здания детского сада один эвакуационный выход.
- В здании детского сада лестницы 3-го типа размещены у световых проемов частей стен и расположены на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов, с пределом огнестойкости ниже PEI 30;
- Ширина наружных открытых лестниц здания детского сада менее 0,8 м., а ширина сплошных проступей - менее 0,2м.;
- Эвакуационный выход из подвала здания детского сада предусмотрен через общую лестничную клетку;
- В отсеках подвального этажа здания детского сада люки или окна шириной 0.9 м. и высотой 1,2м. отсутствуют.
В соответствии с протоколом о временном запрете деятельности от 05.05.2011 года начальником отдела гос.инспектором г.о.Сызрань, Октябрьск и м.р.Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Вавиловым Д.А. с 05 мая 2011 года с 10-00 часов запрещена эксплуатация: помещения столярной мастерской по адресу: <адрес>; здания спортивного зала по адресу: <адрес>; здания детского сада по адресу: <адрес>.
Законный представитель юридического лица директор ОУ Междуреченской СОШ «Образовательный центр» Шапошникова В.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП Ф не признала, с протоколом об административном правонарушении не согласилась, пояснив в судебном заседании, что все выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в здании столярной мастерской, спортивного зала и детском саду действительно имеются, но они носят капитальный характер и допущены из-за недостаточности финансирования учредителями. Собственником зданий является администрация Сызранского района, которая передала им это имущество на праве оперативного управления. Она как директор выполняет все необходимое в рамках своей компетенции для устранения выявленных нарушений, пишет письма учредителям с просьбой о выделении финансирования на устранение нарушений правил пожарной безопасности, организует и проводит мероприятия по противопожарной безопасности. Считает, что ответственность за данные нарушения должен нести собственник зданий - администрация Сызранского района. Также пояснила, что здание столярной мастерской представляет из себя отдельное одноэтажное здание, в котором имеется класс со слесарными и столярными станками и два подсобных инструментальных помещения, в которых также находятся инструменты, пособия и столярный станок. Нарушения выявлены в одном из инструментальных помещений. Здание детского сада двухэтажное, на первом этаже которого музыкальный зал, спортзал, кухня и 2 групповые комнаты, которые не эксплуатируются в виду того, что детей в д/садик ходит меньше чем предусмотрено, поэтому дети находятся на втором этаже здания, где размещены групповые и спальни. На период временного запрета деятельности второго этажа детей перевели на первый этаж. Деятельность здания спортивного зала в феврале 2011 года уже была приостановлена. Администрация Сызранского района там проводит капитальный ремонт. Поэтому приказом по школе до окончания кап.ремонта зал не эксплуатируется. Просит прекратить производство по делу в отношении ОУ Междуреченская СОШ за отсутствием состава административного правонарушения.
Защитник юридического лица адвокат Титов В.С. поддержал доводы Шапошниковой В.В. и дополнил, что решением Сызранского районного суда от 09.12.10 администрация Сызранского района обязана устранить нарушения ППБ в указанных зданиях в срок до 01.08.11. Все нарушения являются нарушениями капитального характера, собственник зданий должен вносить в проектную документацию изменения и финансировать устранение нарушений. Считает, что ответственность за данные нарушения ППБ должна нести администрация Сызранского района, а не школа, которая использует в рамках своей компетенции все имеющиеся возможности для устранения нарушений ППБ. Просит прекратить производство по делу в отношении ОУ Междуреченская СОШ за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель отдела Государственного пожарного надзора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Главного управления МЧС России по Самарской области Вавилов Д.А. в судебном заседании доводы административного протокола поддержал и пояснил, что оснований для прекращения производства по делу в отношении ОУ Междуреченской СОШ не усматривает, так как они владеют имуществом на праве оперативного управления. Согласен, что здание должно эксплуатироваться в соответствии с проектом, но по результатам проведенных ОГПН проверок ему ни разу не представляли проект здания. Среди выявленных нарушений имеются такие, которые созданы самим юридическим лицом - забиты дверки эвакуационного выхода гвоздями, комнаты в игровых оклеены обоями. На первом этаже здания детского сада имеется пожарная сигнализация, а на втором этаже ее нет. И несмотря на это дети располагаются на втором этаже, а мер по их переводу на первый этаж здания юридическое лицо не принимает. В связи с этим считает, что юридическое лицо своих обязанностей по обеспечению мер пожарной безопасности не исполнило, что способствует созданию угрозы и жизни детей. Просит приостановить деятельность столярной мастерской, спортивного зала и второго этажа детского сада сроком на 60 суток.
Заслушав законного представителя юр.лица и его защитника, гос.инспектора ОНД, исследовав материалы дела об административном производстве, суд полагает, что вина юридического лица - общеобразовательного учреждения Междуреченской средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, по помещению столярной мастерской по адресу: <адрес>; по зданию спортивного зала по адресу: <адрес>; по зданию детского сада по адресу: <адрес>, доказана и исходит из следующего:
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с Уставом ОУ Междуреченской СОШ «Образовательный центр» финансирование последней осуществляется учредителями - Министерством образования и науки Самарской области по нормативам, обеспечивающим образовательный процесс и материальное содержание обучающихся и воспитанников, за счет средств областного бюджета, и администрацией Сызранского района по муниципальным программам, реализуемым школой по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
Суд установил, что директором ОУ Междуреченской СОШ «Образовательный центр» многократно направлялись письма учредителям с просьбой выделить финансовые средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Федеральный закон №69 от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности» определяет общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Согласно ст. 38 указанного выше закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
В силу п. 10 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
ОУ Варламовская СОШ «Образовательный центр» является юридическим лицом, осуществляющим как орган управления владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, переданным ему в оперативное управление, что подтверждается договором об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления от 17.04.07.
Таким образом, суд полагает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности законно и обоснованно возложена на юридическое лицо ОУ Междуреченская СОШ «Образовательный центр», которая владеет, пользуется и распоряжается имуществом на законных основаниях.
Кроме того, в соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
Тем самым требования о соблюдении Правил пожарной безопасности правильно возложены на данное юридическое лицо как на общеобразовательное учреждение.
При таких обстоятельствах суд считает вину юридического лица - ОУ Междуреченская СОШ «Образовательный центр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, доказанной, так как оно нарушило требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, а именно - требования пожарной безопасности п.39,52,53, 57 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 г. № 4838; п.14, п.4, таблица 3, п.9 таблица 1 норм пожарной безопасности (далее- НПБ) 110-03, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года №315; п.5.1, п.6,10,20 таблица 2,1 НПБ 104-03, утвержденных приказом МЧС России от 20 июня 2003 г.№323, зарегистрированных в Минюсте РФ 27 июня 2003 г., регистрационный №4837; п.7.62 СНиП 23-05-95 «строительных норм и правил (далее -СниП) 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 2.08.95г. №18-78 в качестве строительных норм и правил РФ взамен СНиП 11-4-79.; п.1.12, 1.88, 1.100, 2.4 СНиП 2.08.02-89*, утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.89г. №78; п.6.9*, 6.12*, 6.30*, СНиП 21-01-97 принятых и введенных в действие с 01.01.98г. постановлением Минстроя России от 13.02.97г. №18-7 и создана угроза жизни или здоровью людей от воздействия опасных факторов пожара (пламя, искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода, осколки, части разрушившихся аппаратов) в том числе и вторичных проявлений, что подтверждается протоколом об административном правонарушении №1098 от 05.05.11; протоколом о временном запрете деятельности помещения столярной мастерской, здания спортивного зала, второго этажа здания детского сада; актом проверки органом гос. контроля №591 от 05.05.11; письмом начальника ОГПН Матиевского В.А. от 18.08.10г.; предписанием № от 02.06.10 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок исполнения которых установлен до 08.04.11; договором об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления № от 17.04.07; актом приема-передачи муниципального имущества.
Поскольку суд установил, что юридическим лицом ОУ Междуреченская СОШ «Образовательный центр» не приняты все необходимые меры по соблюдению Правил пожарной безопасности, не обеспечены в полной мере системы предотвращения пожара и противопожарной защиты, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, что создает угрозу жизни и здоровью людей при эксплуатации помещения столярной мастерской и здания детского сада, указанные нарушения ППБ имели место в 2010-2011 годах, за что юр. лицо привлекалось к административной ответственности и до настоящего времени эти нарушения так и не устранены, поэтому суд считает необходимым в отношении юридического лица назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации помещения столярной мастерской по адресу: <адрес>, и второго этажа здания детского сада по адресу: <адрес>. Отсутствие финансирования не может являться основанием для назначения иного наказания, кроме административного приостановления деятельности.
Оснований для приостановления деятельности здания спортивного зала по адресу: м<адрес> суд не усматривает, так как суд установил, что оно не эксплуатируется, в нем производится капитальный ремонт и приказом от 11.01.11 по школе осуществлен запрет использования спортивного зала до окончания проведения ремонта.
Оснований для прекращения в отношении юридического лица производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения суд не усматривает, так как вина ОУ Междуреченской СОШ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ установлена.
Поскольку 05.05.11 года государственным инспектором г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору Вавиловым Д.А. был вынесен протокол о временном запрете деятельности и с 05.05.11 с 10-00 часов запрещена эксплуатация помещения столярной мастерской, здания спортивного зала, 2-го этажа здания детского сада, срок приостановления деятельности помещения столярной мастерской и второго этажа здания детского сада следует исчислять с 05.05.11.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 20.4 ч.1, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать юридическое лицо Общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации помещения столярной мастерской по адресу: <адрес>, и второго этажа здания детского сада по адресу: <адрес>, сроком на 60 суток.
Срок приостановления деятельности по эксплуатации помещения столярной мастерской и второго этажа здания детского сада Общеобразовательного учреждения Междуреченской средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» исчислять с 05 мая 2011 года.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.
Судья-