ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 июля 2011 года                                                                                                     г. Сызрань

        Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 5-53/11 в отношении юридического лица - администрации Сызранского района, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

      В Сызранский районный суд поступило дело об административном правонарушении по ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Сызранского района за нарушение требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима в здании Общеобразовательного учреждения Усинская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» расположенного по адресу: <адрес>.

     Согласно протокола об административном правонарушении от 05.07.11 года 16.06.11 в 09 часов 10 минут в ходе проведения мероприятия по надзору в здании ОУ Усинской СОШ «Образовательный центр», расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ, Норм пожарной безопасности, в период создающих угрозу жизни или здоровью людей от воздействия опасных факторов пожара (пламя, искры, повышенной температуры окружающей среды, токсичных продуктов горения и термического разложения, дыма, пониженной концентрации кислорода, осколков, частей разрушившихся аппаратов), в том числе их вторичных проявлений, а именно:

- организация с массовым пребыванием людей не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;

- ступени и лестничные площадки на путях эвакуации окрашены горючими маслеными красками; - двери на путях эвакуации групповых 1-го и 2-го этажа правое крыло (относительно центрального входа) открываются по направлению противоположному направлению выхода из здания;

- линии электроснабжения распределительных сетей помещений здания не имеют устройств защитного отключения, предотвращающих возникновения пожара при неисправностях электроприемников;

- соединение, ответвление и оконцевание жил проводов здания выполнены без опрессовки, сварки, пайки, сжимов;

- эвакуационное освещение в помещениях, в местах, опасных для прохода людей, в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек отсутствует;

- проемы противопожарных преград, отделяющих вестибюль с лестницей 2-го типа от коридоров и смежных помещений не имеют противопожарного заполнения;

- не обеспечен требуемый предел огнестойкости несущих металлических конструкций (балок, косоуров) маршей и площадок лестницы;

- расстояние по путям эвакуации от выхода из наиболее удаленной групповой ячейки второго этажа и актового зала до выхода наружу более 20 метров;

- отделка помещений групповых выполнена горючими материалами (бумажные обои);

- ширина эвакуационных выходов в свету из помещений класса Ф1.1 менее 1,2 метра;

- здание котельной не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации;

- здание котельной не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании;

- трубопровод, подводящий газ к бытовым промышленным приборам для его сжигания не оборудован термочувствительными запорными устройствами (клапанами), автоматически перекрывающими газовую магистраль при достижении температуры среды в помещении при пожаре 100 С.

    Постановлением Правительства Самарской области № 258 от 27.05.11 «Об установлении особого противопожарного режима на территории Самарской области» на территории Самарской области введен особый противопожарный режим.

Законный представитель юридического лица Шиканов А.Е. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой. Суд постановил, рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица, который об уважительных причинах неявки суд не известил, не просил отложить рассмотрение дела.

    Представитель отдела надзорной деятельности г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Главного управления МЧС России Самарской области Вавилов Д.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании подтвердил доводы протокола, составленного по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ. Просит назначить юр. лицу наказание в виде штрафа.

    Заслушав представителя отдела Государственного пожарного надзора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский, исследовав материалы дела об административном производстве, суд полагает, что вина юридического лица - администрации Сызранского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ по эксплуатации здания дошкольных групп ОУ Усинская СОШ «Образовательный центр», расположенных по адресу: <адрес>, доказана частично и исходит при этом из следующего:

    Федеральный закон №69 от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности» определяет общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

    Согласно ст. 38 указанного выше закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

    В силу п. 10 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03, собственники имущества… должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

    Суд установил, что юридическим лицом администрацией Сызранского района нарушены требования пожарной безопасности п. 4,12 норм пожарной безопасности (далее- НПБ) 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315; п. 39,52,53,57,84,89 правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 года, зарегистрированных в Минюсте РФ 27 июня 2003 года № 4838; п. 4,5.1, таблица 2, п. 4.1 таблица 1, п. 20 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323, зарегистрированных в Минюсте РФ 27 июня 2003 года, регистрационный номер 4837; п. 7.62 строительных норм и правил (далее - СниП) 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» принятых и введенных в действие постановлением Минстроя России от 02 августа 1995 года № 18-78; п. 5.14*,5.18* таблица 4*, п. 6.16* СниП 21-01-97 принятых и введенных в действие с 1 января 1998 года постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 года № 18-7; п. 7.17,1.88,1.109 СниП 2.08.02-89*, утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года № 78, что подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от 05.07.11;

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.06.11;

- актом проверки от 20.06.11 ОУ Усинской СОШ «Образовательный центр»; и фототаблицей к нему

- объяснением начальника Управления по вопросам семьи, сферы образования, физкультуры и спорта администрации Сызранского района Балабашиной Т.С. от 23.06.11, из которых следует, что администрация Сызранского района неоднократно информировалась о необходимости устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности в здании детского сада в <адрес> в период с 2009 по 2011 годы, но финансирование не осуществлялось;

- объяснением директора ОУ Усинской СОШ «Образовательный центр» Морозова И.А., состоящего в должности директора 7 лет, пояснившего, что нарушения требований пожарной безопасности не устраняются на протяжении нескольких лет по причине отсутствия финансирования. Собственником здания школы является администрация Сызранского района в обязанности которой согласно устава входит осуществление реконструкции и капитального ремонта здания школы. С его стороны систематически на протяжении нескольких лет в администрацию Сызранского района и в Управление по делам семьи, сферы образования, физкультуры и спорта администрации Сызранского района направлялись письма на предмет выделения денежных средств для устранения имеющихся в здании нарушений. Финансирование не осуществлялось. Силами образовательного учреждения имеющиеся нарушения устранить невозможно.

    Таким образом, суд считает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в здании ОУ Усинской СОШ «Образовательный центр» в <адрес> правильно возложена на администрацию Сызранского района, поскольку она является собственником здания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.04.11, договором №38 от 01.06.07 и актом приема-передачи муниципального имущества от 01.06.07, согласно которому Учредитель - администрация Сызранского района передала на праве оперативного управления Учреждению - ОУ Усинская СОШ «Образовательный центр» движимое и недвижимое имущество, в том числе и здание детского сада с газовым модулем в <адрес>.

    Также установлено, что директором ОУ Усинская СОШ «Образовательный центр» многократно направлялись письма учредителям с просьбой выделить финансовые средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Отсутствие достаточного финансирования расходов на содержание здания, в том числе на принятие мер противопожарной безопасности, не исключает вину юридического лица администрации Сызранского района в несоблюдении правил пожарной безопасности.

    При таких обстоятельствах суд считает вину юридического лица - администрации Сызранского района доказанной, но считает необходимым переквалифицировать его действия с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как оно нарушило требования пожарной безопасности в здании детского сада ОУ Усинская СОШ «Образовательный центр».

    Оснований для привлечения юр. лица за нарушение требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима, суд не усматривает, поскольку указанные нарушения требований пожарной безопасности в здании детского сада в <адрес> имели место быть и ранее, не устраняются на протяжении нескольких лет, поэтому проведение ОГПН проверки именно в период установления на территории Самарской области особого противопожарного режима не может образовывать состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.

    При назначении наказания суд, учитывает, что юр. лицо совершило административное правонарушение 16.06.11, то есть до внесения изменений в КоАП РФ согласно ФЗ №97-ФЗ от 04.05.11, поэтому руководствуется ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

     Суд считает, что юридическим лицом администрацией Сызранского района как собственником здания, переданного на праве оперативного управления ОУ Усинской СОШ «Образовательный центр», не приняты все необходимые меры по соблюдению правил пожарной безопасности, не обеспечены в полной мере системы предотвращения пожара и противопожарной защиты, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, ранее указанное юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается материалами дела, поэтому суд считает необходимым в отношении юридического лица назначить наказание в виде административного штрафа.

    Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности суд не усматривает, так как постановлением Сызранского районного суда от 22.07.11 к административной ответственности по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ привлечено юридическое лицо ОУ Усинская СОШ «Образовательный центр», которому назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 40 суток по эксплуатации групповой комнаты, состоящей согласно экспликации из помещений №№ 19, 7, 8, 9, на втором этаже здания ОУ Усинская СОШ «Образовательный центр», расположенного по адресу: <адрес>.

    Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения суд не усматривает, так как данный вид наказания не сможет обеспечить дальнейшее пресечение нарушений требований пожарной безопасности, не соответствует характеру совершенного правонарушения и связан с реальной угрозой жизни и здоровью людей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.10, 20.4 ч.1, 29.10 КоАП РФ, судья

                                                                                           п о с т а н о в и л:

    Признать юридическое лицо администрацию Сызранского района Самарской области, зарегистрированное по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

    Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней.

     Судья