П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 08 декабря 2011 года г. Сызрань Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е. с участием прокурора Лебедевой Н.В., рассмотрев материалы дела № 5-78/2011 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Сызранский рыбокомбинат №1», у с т а н о в и л: В Сызранский районный суд поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, возбужденное прокурором Сызранского района в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Сызранский рыбокомбинат №1», расположенного по адресу: <адрес>, (осуществление деятельности <адрес>) за несоблюдение экологических и санитарно-экологических требований при сборе, накоплении и использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления. Защитник юридического лица ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» Гуськов А.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с доводами постановления прокурора не согласился и пояснил, что ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» осуществляет деятельность по добыче и переработке рыбной продукции, в ходе которой эксплуатируются помещения производственного цеха, расположенные по адресу: <адрес>. Из постановления прокурора следует, что согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ «Сызранский рыбокомбинат» осуществляет размещение отходов 4 класса опасности, при этом в нарушение требований экологического законодательства, юридическим лицом не осуществляется инвентаризация отходов производства и потребления 4 класса; отсутствует паспорт инвентаризации на размещение отходов производства 4 класса и свидетельство о классе опасности; не ведется учет образовавшихся и переданных для размещения отходов производства и потребления; отсутствует установленные лимиты на размещение отходов. Указанные нарушения явились основанием для возбуждения дела в отношении юридического лица. Считает, что прокуратурой не представлены доказательства того, что общество осуществляет деятельность по размещению отходов 4 класса, в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ. Кроме того, материалами дела подтверждается тот факт, что вывоз и захоронение отходов, образуемых в результате деятельности «Сызранский рыбокомбинат», осуществляет Сызранское МУП «Экопром» в соответствии с представленным договором. Считает, что у них бытовые отходы 5 класса опасности, поэтому паспорт на отходы не делали. Из-за отсутствия паспорта ими вносилась плата в отдел экологии в пятикратном размере и как за отходы 4 класса, поскольку это предусмотрено законодательством. В подтверждение того, что у них отходы 5-го класса ими с МУП «Экопром» ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение к договору № от ДД.ММ.ГГГГ на вывоз отходов и размещение отходов 5 класса. Однако в данном доп. соглашении допущена техническая ошибка в написании даты - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства можно сделать вывод о том, чтов нарушение положений статей 26.1 и 26.2КоАП РФ надзорный орган не выяснил и не установил все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по данному делу применительно к вмененному обществу правонарушению, не собрал надлежащие доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения. Поскольку имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2КоАП РФ, считает, что отсутствуют основания для привлечении юридического лица к административной ответственности, поэтому просит отказать в привлечении ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и производство по делу в отношении юридического лица прекратить. Законный представитель юридического лица - директор ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» Чабуркин В.П. в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ поддержал доводы защитника Гуськова А.В., просит дело в отношении юридического лица прекратить. Прокурор Лебедева Н.В. в судебном заседании поддержала обоснованность привлечения ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, так как считает, что договором на вывоз отходов 4 класса, заключенным юр. лицом с МУП «Экопром» ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что указанное юр. лицо образует отходы 4 класса и временно их хранит. Считает в действиях ООО «Сызранский рыбомбинат №1» усматривается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Просит исключить из квалификации действия юр. лица - использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов как не нашедшие своего подтверждения. Просит назначить юридическому лицу наказание в виде административного приостановления деятельности на срок от 3-х до 5-ти суток. Заслушав защитника юридического лица Гуськова А.В., прокурора Лебедеву Н.В., суд приходит к выводу о необоснованности привлечения ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и исходит при этом из следующего: Из постановления прокурора Сызранского района о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой Сызранского района в ходе проведения проверки соблюдения федерального законодательства об охране окружающей среды в деятельности юридического лица - ООО «Сызранский рыбокомбинат №1», расположенного по адресу: <адрес>, осуществление деятельности - <адрес>, выявлено, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» осуществляет размещение отходов 4 класса, что подтверждается счетами-фактурами и актами за текущий 2011 год. Однако, в нарушении требований экологического законодательства юридическим лицом не осуществляется инвентаризация отходов производства и потребления 4 класса, отсутствует паспорт инвентаризации на размещение отходов производства 4 класса и свидетельство о классе опасности. Комбинат при обращении с отходами производства и потребления 4-го класса опасности (мусор от бытовых помещений, отходы бумаги и картона) в установленном законом порядке не ведет учет образовавшихся и переданных для размещения отходов производства и потребления, у него отсутствуют установленные лимиты на размещение указанных отходов. Несоблюдение указанным юридическим лицом требований экологической безопасности, а именно нормативов, определяющих предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемых для отходов 4 класса (отсутствие паспорта-сертификата и инвентаризации), которые должны быть разработаны предприятием в целях предупреждения истощения природных ресурсов, влечет неблагоприятное воздействие на природную среду и экологическую обстановку района. Прокурор пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.3-5). В обоснование постановления прокурор ссылается на акт обследования отдела экологического контроля администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67). Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Согласно п.2.3 Устава ООО «Сызранский рыбокомбинат №1», утвержденного решением общего собрания учредителей Общества ДД.ММ.ГГГГ, общество осуществляет следующие виды деятельности: добыча и переработка рыбной продукции; производство продуктов питания; торгово-закупочная (в т.ч. оптовая торговля); транспортно-экспедиционное обслуживание и ремонтно-реставрационные работы (л.д.10-16). Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: - соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; - разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; - проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Согласно ст.1 Закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Под накоплением отходов подразумевается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Под использованием отходов понимается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Таким образом, суд установил, что понятия, используемые в статье 8.2 КоАП РФ - «отходы производства и потребления», «обращение с отходами», «сбор», «накопление» и др. разъясняются Федеральным законом от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Учитывая данные требования закона, суд считает, что деятельность ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» не связана с обращением с отходами, так как юридическое лицо не занимается деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, поскольку оно не принимает ни от кого никаких отходов в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения; не складирует временно отходы в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; не применяет отходы для производства товаров и выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; не занимается перемещением отходов как своим транспортом так и транспортом на правах аренды; не занимается содержанием отходов в объектах размещения отходов (специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов - полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а также захоронением отходов. Поскольку установлено, что деятельность ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» не связана с обращением с отходами, то суд полагает, что в отношении указанного юридического лица законом не установлена обязанность по проведению инвентаризации отходов. Кроме того, пунктами 1, 3 и 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Суд установил, что ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что не оспаривалось в судебном заседании прокурором и подтверждено представителями юридического лица, поэтому в отношении данного юридического лица законом не установлена обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Суд установил, что у юридического лица ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» на момент проверки отсутствует паспорт, подтверждающий класс опасности отходов. Вместе с тем, из договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» и Сызранским муниципальным унитарным предприятием «Экопром» видно, что последнее оказывает услуги по вывозу отходов, размещению отходов 4 класса и вывозу ЖБО (л.д.17-22). Это следует также из счет-фактур и актов за текущий 2011 год (л.д.23-45). Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста - ведущий специалист отдела экологического контроля администрации Сызранского района Т. И.П., пояснила, что при отсутствии паспорта, подтверждающего класс опасности отходов, отдел экологии взимает с организации плату в пятикратном размере по нормативам как за отходы 4 класса опасности в соответствии с постановлением Правительства РФ №344 от 12.06.03. Какой фактически класс опасности отходов у ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» они не знают, но плату взимают как за 4 класс в пятикратном размере. Для 5-го класса опасности отходов паспортизация отходов не требуется. Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие у ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» паспорта на подтверждение класса опасности отходов является нарушением статьи 14 Закона № 89-ФЗ, но данное нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку судом установлено, что деятельность ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» не связана с обращением отходов производства и потребления при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Установлено, что на момент проверки прокуратурой у ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» был заключен договор с МУП «Экопром» на вывоз отходов, размещение отходов 4 класса и вывоз ЖБО, и кроме того юридическое лицо осуществляет плату за отходы по установленным нормативам в отдел экологии администрации Сызранского района. При этом отсутствие паспорта на опасный класс отхода влечет для юридического лица оплату в пятикратном размере. Кроме того, в судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» и МУП «Экопром» было заключено дополнительное соглашение к договору № от ДД.ММ.ГГГГ на вывоз и размещение отходов 5 класса, при этом вид деятельности юридического лица не изменился (л.д.л.д.68). Таким образом, суду не представлено доказательств того, что юридическое лицо ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом №89-ФЗ. Образование отходов юридическим лицом ООО «Сызранский рыбокомбинат №1», и их временное хранение до вывоза МУП «Экопром» не является обращением с отходами, поэтому суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Доказательств того, что ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований законодательства суду не представлено, из постановления прокурора о возбуждении дела и представленных им документов этого не следует. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья п о с т а н о в и л: Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Сызранский рыбокомбинат №1», расположенного по адресу: <адрес>, осуществление деятельности - <адрес>, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение 10 дней. Судья