Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с. Сива Сивинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Е.А. Косяк, при секретаре Мальцевой Т.В., с участием помощника прокурора Сивинского района Пермского края Мальцева Ю.В., заинтересованного лица Митрофановой Н.А., представителя администрации Сивинского муниципального района Пермского края Гаджиевой Л.М., представителя управления образования администрации Сивинского муниципального района Пермского края Азановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сивинского района, в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ, в интересах несовершеннолетнего Митрофанова В. С. к администрации Сивинского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сивинского района обратился в суд в интересах малолетнего Митрофанова В.С. с указанными ранее требованиями. В поданном заявлении приведены ссылки на части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, закрепляющие право каждого гражданина на образование и гарантирующие общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Прокурор утверждает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования согласно п.2 части 1 ст. 31 закона РФ «Об образовании» и ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Для реализации данных полномочий органы муниципальных районов в силу п. 3 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Также прокурор ссылается на Положение об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Сивинском муниципальном районе, утвержденного приказом управления образования Администрации Сивинского муниципального района от 18.08.2010 № 218-од. Администрация муниципального района как распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения, не обеспечила право Митрофванова В.С. на получение дошкольного образования, и не предоставила ему место в дошкольном образовательном учреждении. В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настоял, и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка по жалобе Митрофановой, в ходе которой выявлено, что несовершеннолетнему М. не предоставлена возможность получения дошкольного образования. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации Сивинского муниципального района по обеспечению несовершеннолетнего М.. возможности получить дошкольное образование. Законный представитель несовершеннолетнего Митрофанова Н.А. требования прокурора поддержала. Представитель муниципального учреждения Администрация Сивинского муниципального района Гаджиева Л.М. и представитель управления образования администрации Сивинского муниципального района Азанова Н. А. отрицали утверждение о бездействии и требования не признали, тем не менее согласились, что Администрация Сивинского муниципального района обязана обеспечить ребёнка местом в детсаду, но в двух действующих дошкольных образовательных учреждениях нет мест, группы переполнены, решается вопрос об открытии дополнительных групп и переоборудовании здания школы под детский сад, получение ребёнком дошкольного образования обеспечено в другой форме, путём участия в пилотном проекте «Мамин выбор» и на него родители получают пособие, которое должны тратить на образование ребёнка. Суд, исследовав представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, считает, что приведённое прокурором в поданном заявлении законодательство обосновывает законность заявленных требований, и они подлежат удовлетворению. Общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях действительно закреплены в части первой и второй статьи 43 Конституции Российской Федерации и в пункте 3 статьи 2, пункте 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее именуется Закон РФ «Об образовании»). Пункт 3 статьи 18 этого закона гласит, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений Система образования в Российской Федерации представляет Подпункт 1 пункта 3 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» относит к основным общеобразовательным программам программу дошкольного образования. Пункт 1 статьи 10 этого Закона определяет формы получения образования с учетом потребностей и возможностей: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Согласно пункту 1 статьи 12 этого же закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Пункт 4 статьи 12 этого закона относит к образовательным учреждениям такой тип как дошкольные учреждения. Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 утверждено типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении». Согласно пункту 2 этого положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Пункт 3 этого Положения закрепляет, что дошкольное образовательное учреждениереализуетосновную общеобразовательную программу дошкольного образования. В силу пункта 4 этого Положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Нормами этого Положения предусмотрено создание различных видов образовательных учреждений, а в них групп различной направленности и времени пребывания. Пункт 1 статья 31 Закона РФ «Об образовании» (в подпунктах 2 и 5) относит к компетенции органов местного самоуправления муниципальных; районов по решению вопросов местного значения в сфере образования организацию предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования и создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Пункт 5 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования закрепил свободу в образовании. На основании приведённого законодательства, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления Администрация Сивинского муниципального района обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребёнка. То есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения. Избрание такой формы подтверждено копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ. отца ребёнка о предоставлении места в детском саду, как в одном из видов дошкольного образовательного учреждения (л.д. 15). Ребёнок состоит на учёте в регистре детей для определения в дошкольное Учреждение (л.д. 18-19). Возраст ребёнка подтверждён копией свидетельства о рождении и позволяет ему быть принятым в это дошкольное образовательное учреждение, о чём указано ранее в настоящем решении (л.д. 12). Участие в пилотном проекте Пермского края по предоставлению пособий не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование. Пунктом 6 Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 N 232-п "О пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" предусмотрено, что получение пособия не является основанием для исключения ребенка из регистра детей для определения в дошкольное учреждение. В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводами представителей администрации Сивинского муниципального района управления образования администрации Сивинского муниципального района и считает, что получение дошкольного образования в данном случае может быть обеспечено путём предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. Отсутствие возможности предоставить такое место не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией Российской Федерации права на образование. Принятие мер для появления таких мест в будущем не свидетельствует о принятии мер по обеспечению местом этого ребёнка. До настоящего времени место ему не предоставлено, значит, бездействие органа местного самоуправления не соответствует закону. Статья 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее именуется ГПК РФ) относит к делам, возникающим из публичных правоотношений и рассматриваемым в порядке главы 25 ГПК РФ, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих. В силу части первой статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие). Представленные доказательства не влекут отказ в удовлетворении заявленных требований. Частью третьей статья 258 ГПК РФ установлено, что в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда по настоящему делу не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. Статья 206 ГПК РФ в части второй закрепляет, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только определенным лицом, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В связи с этим суд считает правильным определение прокурором месячного срока для исполнения решения суда. Определение более длительного срока не будет способствовать восстановлению нарушенного права. В соответствии с частью второй статьи 206 ГПК РФ в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с этим суд полагает, что отсутствие реальной возможности предоставления места в дошкольном учреждении может быть расценено как уважительная причина для не исполнения решения суда. Однако эта причина не может быть основанием для отказа в восстановлении нарушенного законного права, о чём указано ранее в настоящем решении. Руководствуясь статьями 194-199, 258, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Сивинского района Пермского края, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрация Сивинского муниципального района Пермского края по обеспечению М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Обязать администрацию Сивинского муниципального района Пермского края предоставить ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по выбору родителей в <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Сивинский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Е.А. Косяк
собойсовокупностьвзаимодействующихпреемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций (статья 8 Закона РФ «Об образовании»).