Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Сивинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Е.А. Косяк, с участием помощника прокурора Сивинского района Мальцева Ю. В., представителя администрации Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Седининой О. Ф., представителя ОГИБДД ОВД по Сивинскому муниципальному району Пермского края Иванова А. В., при секретаре Мальцевой Т. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сивинского района, в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северокоммунарского сельского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению схем дислокации дорожных знаков у с т а н о в и л: Прокурор Сивинского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Северокоммунарского сельского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению схем дислокации дорожных знаков на территории Северокоммунарского сельского поселения. В судебном заседании помощник прокурора Мальцев Ю. В. поддержал заявленные требования, что к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится решение вопросов в сфере дорожной деятельности, весной 2011 года проведена проверка, выявлено, что на территории Северокоммунарского сельского поселения отсутствует дислокация дорожных знаков, разработка дислокации не планируется, в связи с чем, необходимо признать незаконным бездействие администрации Северокоммунарского сельского поселения по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков и возложить обязанность по разработке и утверждению схем дислокации дорожных знаков. Представитель администрации Северокоммунарского сельского поселения Сединина О. Ф. пояснила, что в бюджете Северокоммунарского сельского поселения денежных средств нет, для составления дислокации необходимо провести паспортизацию дорог поселения, это финансовые затраты на сумму не менее 100 000 рублей. В бюджете 2011 - 2012 г. г. такие денежные средства отсутствуют. Представитель ОГИБДД ОВД по Сивинскому муниципальному району Иванов А. В., заявление прокурора Сивинского района поддержал, подтвердил, что на территории Северокоммунрского поселения отсутствует дислокация дорожных знаков, что значительно усложняет дорожную обстановку. Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, в их совокупности, пришел к следующему убеждению. Обязанностью государства в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации и местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В соответствие с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Приказом Минтранса Российской Федерации от 12.11.2007 г. № 160, утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее Классификация). Согласно п. 1 Классификации, классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 15 Классификации, в работы по содержанию дорог входят разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки. В соответствие с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Решением Совета Депутатов Северокоммунарского сельского поселения от 27.04.2009 № 24 утверждены Правила организации содержания улично-дорожной сети Северокоммунарского сельского поселения (л. д. 9-11). Согласно пункта 1.5.1. Правил, они обязательны для исполнения администрацией Северокоммунарского сельского поселения в полном объеме. В соответствии с п. 4.11. Правил, улично-дорожная сеть должна быть оборудована дорожными знаками в соответствии с утвержденной ГИБДД Сивинского муниципального района в установленном порядке дислокацией. Приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым определен порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения. Пунктом 22.7 указанного Наставления на должностных лиц ГИБДД возложены обязанности по организации контроля за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, их утверждении, выдаче предписаний дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. В связи с проводимой комплексной проверкой содержания дорог и улиц Сивинского муниципального района в апреле-мае 2011 года, ОГИБДД ОВД по Сивинскому муниципальному району в администрации Северокоммунарского сельского поселения была запрошена дислокация дорожных знаков на улицы сельского поселения (л. д. 7).. Согласно представленного главой Северокоммунарского сельского поселения ответа от ДД.ММ.ГГГГ №, дислокация дорожных знаков на улицах населенных пунктов Северокоммунарского сельского поселения не разработана, и в бюджете сельского поселения на 2011 и плановый период 2012-2013 годов, финансовые средства для разработки дислокации дорожных знаков не предусмотрены (л. д. 8).. В соответствии с Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных Федеральной дорожной службой РФ, отсутствие дорожных знаков, предусмотренных действующей дислокацией, является условием сопутствующим возникновению дорожно-транспортных происшествий. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с вышеизложенным, суд считает, что в результате бездействия администрации Северокоммунарского сельского поселения нарушены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, не исполняются обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог и улиц, в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, в результате чего нарушаются права и законные интересы граждан, общества и государства. На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Сивинского района Пермского края, удовлетворить. Признать бездействие администрации Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края не разработавшей и не утвердившей в установленном порядке схему дислокации дорожных знаков на улицах дорог в черте населенных пунктов Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края, незаконным Обязать администрацию Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края предусмотреть при формировании бюджета на 2012 год денежные средства необходимые для разработки и утверждения в установленном порядке схемы дислокации дорожных знаков на улицах дорог в черте населенных пунктов Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края. Обязать администрацию Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края разработать и утвердить в 1 квартале 2012 года дислокацию дорожных знаков на улицах дорог в черте населенных пунктов Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края. Решение может быть обжаловано в 10 дней в Пермский краевой суд через Сивинский районный суд со дня вынесения. Судья /подпись/ Е.А. Косяк