о признании в части Устава Сивинского сельского поселения не подлежащим применению



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Сива                                                                                                   ДД.ММ.ГГГГ

Сивинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Е.И. Пузиковой,

При секретаре Братчиковой О.А.,

с участием заявителя, заместителя прокурора Сивинского района Мальцева Ю.В.,

заинтересованного лица, представителя администрации Сивинского сельского поселения Бадьянова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сивинского района, в порядке ст.45 ГПК РФ, о признании в части Устава Муниципального образования «Сивинское сельское поселение» Сивинского муниципального района недействующим и не подлежащим применению,

у с т а н о в и л :

Прокурор Сивинского района обратился в суд с заявлением о признании в части Устава Муниципального образования «Сивинское сельское поселение» Сивинского муниципального района недействующим и не подлежащим применению.

В судебном заседании заместитель прокурора Сивинского района Мальцев Ю.В. на заявленных требованиях настоял и пояснил, чторешением Совета депутатов Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. утвержден Устав муниципального образования Сивинское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края (далее - Устав), действующий в редакции Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Нормы Устава противоречат действующему законодательству. Настаивает на признании недействующих и не подлежащих применению ч. 2 ст.7 в части слов «субвенций»; ч.1 ст.10 в части слов «может проводится»; ч.2 ст.11 в части не установления сроков выборов; п.3 ч.8 ст.15 в части слов «содержанию жилищного фонда»; ч.1 ст.29 в части оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа в порядке установленном статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.3 ст.29 в части срока проведения досрочных выборов; ч.3 ст.35 в части срока проведения досрочных выборов главы поселения; ч.1 ст.35 в части оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, предусмотренного п.8 ч.6 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.2 ст.43 в части определения числа членов избирательной комиссии; ч.4 ст.43 в части срока полномочий избирательной комиссии; ч.2 ст.45 в части перечня нормативных и правовых актов; ч.3 ст.47 в части удаления главы муниципального образования; абз.2 ч.1 ст.55 и ст.68 Устава Муниципального образования Сивинское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Совета депутатов Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.(в ред.Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ), как противоречащим федеральному законодательству

Представитель Совета депутатов Сивинского сельского поселения Бадьянов В.В. с заявленными требованиями согласился, подтвердил, что Устав сельского поселения противоречит действующему законодательству, приняли меры к внесению изменений, вынесено на обсуждение в Совет депутатов.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные материалы в их совокупности, считает, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Как установлено в судебном заседании, Решением Совета депутатов Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Устав муниципального образования Сивинское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края (далее - Устав), действующий в редакции Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Нормы Устава противоречат действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закону Пермского края от 09.11.2009 №525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Частью 1 ст.10 Устава, в нарушение требований ч.1 ст.22 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ), согласно которой в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум, закреплено, что на территории Сивинского сельского поселения для решения непосредственно населением поселения вопросов местного значения может проводиться референдум поселения.

Частью 2 ст.11 Устава, в нарушение ч.2 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, согласно которой выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, сроки назначения выборов не установлены.

Пунктом 3 части 8 ст.15 Устава, в нарушение пункта 3 части 8 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, установлено, что органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда. Указанные полномочия были исключены Федеральным законом от 29.12.2006 года №258-ФЗ.

Частью 16 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, установлен перечень случаев досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования.

В нарушение указанных требований закона ч.1 ст.29 Устава, установлен перечень оснований для досрочного прекращения, который не соответствует закону. Также частью 1 ст.29 Устава не предусмотрено оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа в порядке установленном статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Согласно ч.18 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Пунктом 4 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

В нарушение указанных требований закона, частью 3 ст.29 Устава, сроки проведения досрочных выборов установлены в 3 месяца.

Согласно ч.8 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Пунктом 4 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

В нарушение указанных требований закона, ч.3 ст.35 Устава, досрочные выборы главы поселения назначаются Советом депутатов не позднее чем через 14 дней со дня прекращения полномочий главы поселения.

Согласно п.8 ч.6 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

В нарушение требований закона, ч.1 ст.35 Устава указанный случай досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, не предусмотрен.

Статьей 13 Закона Пермского края от 09.11.2009 №525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» установлены виды возможных избирательных систем в Пермском крае. Отношение числа депутатов, избираемых по спискам, выдвинутым избирательными объединениями, и избираемых по мажоритарной системе, определяется уставом муниципального образования.

В силу ч.3 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ, в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

В нарушение требований указанного законодательства, Уставом не определена избирательная система. Не определено отношение числа депутатов, избираемых по спискам, выдвинутым избирательными объединениями, и избираемых по мажоритарной системе.

Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

В нарушение требований закона, порядок формирования и полномочия избирательной комиссии поселения Уставом не закреплены.

Согласно ч.6 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

В нарушение требований закона, количественный состав избирательной комиссии Уставом и в частности ч.2 ст.43 не определен.

Согласно ч.5 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

В нарушение указанного законодательства, частью 4 ст.43 Устава, срок полномочий очередного состава избирательной комиссии поселения составляет четыре года.

Согласно п.п.4.1, 4.2, 8.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по:

регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

В нарушение требований закона, статьей 7 Устава, регламентирующей полномочия органов местного самоуправления сельского поселения, указанные полномочия не закреплены.

Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов.

В нарушение закона, частью 2 ст.7 Устава органы местного самоуправления поселения наделены правом заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций.

Часть 2 ст.45 Устава, не соответствует требованиями ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. В частности в ч.2 ст.45 Устава необходимо включить правовые акты администрации поселения, нормативные акты Совета депутатов.

Согласно ч.8 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003года №131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В нарушение указанного законодательства, частью 3 ст.47 Устава, устанавливающей решения, принимаемые Советом депутатов большинством в две трети голосов, в нарушение указанной нормы закона, решение об удалении главы муниципального образования, принимаемое не менее чем двумя третями от установленной численности депутатов, не предусмотрено.

Частью 1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений.

В нарушение требований закона, абзаца 2 ч.1 ст.55 Устава не соответствует, требованиям, установленным ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ.

Статья 68 Устава не соответствует требованиям ст.54 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Соответственно, следует признать недействующими и не подлежащими применению ч.2 ст.7 в части слов «субвенций»; ч.1 ст.10 в части слов «может проводится»; ч.2 ст.11 в части не установления сроков выборов; п.3 ч.8 ст.15 в части слов «содержанию жилищного фонда»; ч.1 ст.29 в части оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа в порядке установленном статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.3 ст.29 в части срока проведения досрочных выборов; ч.3 ст.35 в части срока проведения досрочных выборов главы поселения; ч.1 ст.35 в части оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, предусмотренного п.8 ч.6 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.2 ст.43 в части определения числа членов избирательной комиссии; ч.4 ст.43 в части срока полномочий избирательной комиссии; ч.2 ст.45 в части перечня нормативных и правовых актов; ч.3 ст.47 в части удаления главы муниципального образования; абз.2 ч.1 ст.55 и ст.68 Устава Муниципального образования Сивинское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Совета депутатов Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.(в ред. Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г.).

Руководствуясь ст.ст.253, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Сивинского района о признании в части Устава Муниципального образования «Сивинское сельское поселение» Сивинского муниципального района недействующим и не подлежащим применению, удовлетворить.

Признать недействующими и не подлежащими применению ч.2 ст.7 в части слов «субвенций»; ч.1 ст.10 в части слов «может проводится»; ч.2 ст.11 в части не установления сроков выборов; п.3 ч.8 ст.15 в части слов «содержанию жилищного фонда»; ч.1 ст.29 в части оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа в порядке установленном статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.3 ст.29 в части срока проведения досрочных выборов; ч.3 ст.35 в части срока проведения досрочных выборов главы поселения; ч.1 ст.35 в части оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, предусмотренного п.8 ч.6 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.2 ст.43 в части определения числа членов избирательной комиссии; ч.4 ст.43 в части срока полномочий избирательной комиссии; ч.2 ст.45 в части перечня нормативных и правовых актов; ч.3 ст.47 в части удаления главы муниципального образования; абз.2 ч.1 ст.55 и ст.68 Устава Муниципального образования Сивинское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Совета депутатов Сивинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г.(в ред. Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г.), как противоречащие федеральному законодательству

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Сивинский районный суд в течение 10 дней.

         Судья                                         подпись                                          Е.И. Пузикова