Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Сива ДД.ММ.ГГГГ Сивинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Е.И. Пузиковой, при секретаре Сергеевой С.М., с участием заявителя, заместителя прокурора Сивинского района Мальцева Ю.В., заинтересованного лица,- представителя администрации Северокоммунарского сельского поселения Лукина В.И., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сивинского района, в порядке ст.45 ГПК РФ, о признании в части Устава Муниципального образования «Северокоммунарское сельское поселение» Сивинского муниципального района недействующим и не подлежащим применению, у с т а н о в и л : Прокурор Сивинского района обратился в суд с заявлением о признании в части Устава Муниципального образования «Северокоммунарское сельское поселение» Сивинского муниципального района недействующим и не подлежащим применению. В судебном заседании заместитель прокурора Сивинского района Мальцев Ю.В. на заявленных требованиях настоял и пояснил, что решением Совета депутатов Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. № утвержден Устав муниципального образования Северокоммунарское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края (далее - Устав), действующий в редакции Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №№. Текст документа опубликован в МУ «Северокоммунарская поселенческая библиотека», а также в филиалах учреждения Сенинской и Серафимовской сельских библиотеках ДД.ММ.ГГГГ. Указанные выше нормы Устава противоречат действующему законодательству. Настаивает на приведении их в соответствии с требованиями закона. Просит признать недействующими и не подлежащими применению ч.2 ст.7 в части слов «субвенций»; ч. 2 ст.11 в части не установления сроков выборов; ч.8 ст.15 в части слов «содержанию жилищного фонда»; ч.4 ст.20; ч.1 ст.29 в части оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа в порядке установленном статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.3 ст.29 в части срока проведения досрочных выборов; ч.4 ст.39 в части срока полномочий избирательной комиссии; ч.2 ст.40; ч.3 ст.43 в части удаления главы муниципального образования; абзац 2 ч.1 ст.51; ст.64; Устава Муниципального образования Северокоммунарское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Совета депутатов Северокоммунарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № (в ред. Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г №). Представитель заинтересованного лица администрации Северокоммунарского сельского поселения Лукин В.И. с заявленными требованиями согласился, подтвердил, что Устав сельского поселения противоречит действующему законодательству, предприняли меры к устранению нарушений закона, Новый Устав находится на утверждении в Минюсте. Суд, заслушав стороны, исследовав представленные материалы, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено, решением Совета депутатов Северокоммунарского сельского поселения Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г. № утвержден Устав муниципального образования Северокоммунарское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края (далее - Устав), действующий в редакции Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Текст документа опубликован в МУ «Северокоммунарская поселенческая библиотека», а также в филиалах учреждения Сенинской и Серафимовской сельских библиотеках ДД.ММ.ГГГГ г. Указанные нормы Устава противоречат действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закону Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Часть 4 ст.39 Устава, согласно которого срок полномочий очередного состава избирательной комиссии поселения составляет четыре года, противоречит п.5 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 117-ФЗ), которым срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования установлен, пять лет. Согласно ч.6 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. В нарушение требований закона, количественный состав избирательной комиссии Уставом и в частности ст.39 не определен. Статьей 13 закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» установлены виды возможных избирательных систем в Пермском крае. Отношение числа депутатов, избираемых по спискам, выдвинутым избирательными объединениями, и избираемых по мажоритарной системе, определяется уставом муниципального образования. В силу ч.3 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. В нарушение требований указанного законодательства, Уставом не определена избирательная система. Не определено отношение числа депутатов, избираемых по спискам, выдвинутым избирательными объединениями, и избираемых по мажоритарной системе. Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. В нарушение требований закона, порядок формирования и полномочия избирательной комиссии поселения Уставом не закреплены. Согласно п.п.4.1, 4.2, 8.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по: регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. В нарушение требований закона, статьей 7 Устава, регламентирующей полномочия органов местного самоуправления сельского поселения, указанные полномочия не закреплены. Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов. В нарушение закона, частью 2 ст.7 Устава органы местного самоуправления поселения наделены правом заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций. Частью 2 ст.11 Устава, в нарушение ч.2 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, согласно которой выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, сроки назначения выборов не установлены. Частью 8 ст.15 Устава, в нарушение пункта 3 части 8 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, установлено, что органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда. Указанные полномочия были исключены Федеральным законом от 29.12.2006 года №258-ФЗ. Согласно ч.2 ст.32 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В нарушение указанных требований закона, частью 4 ст.20 Устава закреплено, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления поселения устанавливаются решением Совета депутатов в соответствии с законом Пермского края. Частью 16 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, установлен перечень случаев досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования. В нарушение указанных требований закона ч.1 ст.29 Устава, установлен перечень оснований для досрочного прекращения, который не соответствует закону. Также частью 1 ст. 29 Устава не предусмотрено оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. Согласно ч.18 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Пунктом 4 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. В нарушение указанных требований закона, частью 3 ст.29 Устава, сроки проведения досрочных выборов установлены в 3 месяца. В части второй ст.40 Устава, в нарушение требований ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, не установлена система муниципальных правовых актов в соответствие с законом. Согласно ч.8 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Частью 3 ст.43 Устава, устанавливающей решения, принимаемые Советом депутатов большинством в две трети голосов, в нарушение указанной нормы закона, решение об удалении главы муниципального образования, принимаемое не менее чем двумя третями от установленной численности депутатов, не предусмотрено. Частью 1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений. В нарушение требований закона, абзац 2 ч.1 ст.51 Устава не соответствует, требованиям, установленным ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. Статья 64 Устава не соответствует требованиям ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Следует признать недействующими и не подлежащими применению ч.2 ст.7 в части слов «субвенций»; ч. 2 ст.11 в части не установления сроков выборов; ч.8 ст.15 в части слов «содержанию жилищного фонда»; ч.4 ст.20; ч.1 ст.29 в части оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа в порядке установленном статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.3 ст.29 в части срока проведения досрочных выборов; ч.4 ст.39 в части срока полномочий избирательной комиссии; ч.2 ст.40; ч.3 ст.43 в части удаления главы муниципального образования; абзац 2 ч.1 ст.51; ст.64; Устава Муниципального образования Северокоммунарское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Совета депутатов Северокоммунарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № (в ред. Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г №). Руководствуясь ст.ст. 253, 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Сивинского района о признании в части Устава Муниципального образования «Северокоммунарское сельское поселение» Сивинского муниципального района недействующим и не подлежащим применению - удовлетворить. Признать недействующим с момента принятия: ч.2 ст.7 в части слов «субвенций»; ч.2 ст.11 в части не установления сроков выборов; ч.8 ст.15 в части слов «содержанию жилищного фонда»; ч.4 ст.20; ч.1 ст.29 в части оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа в порядке установленном статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ; ч.3 ст.29 в части срока проведения досрочных выборов; ч.4 ст.39 в части срока полномочий избирательной комиссии; ч.2 ст.40; ч.3 ст.43 в части удаления главы муниципального образования; абзац 2 ч.1 ст.51; ст.64; Устава Муниципального образования Северокоммунарское сельское поселение Сивинского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Совета депутатов Северокоммунарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № (в ред. Решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №), как противоречащим федеральному законодательству. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Сивинский районный суд в течение 10 дней. Судья Е.И. Пузикова