Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с.Сива Сивинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Е.И. Пузиковой, при секретаре Братчиковой О.А., с участием помощника прокурора Сивинского района Пермского края Чеботковой Е.В., представителя администрации Сивинского муниципального района Полушкина В. М., представителя администрации Бубинского сельского поселения Сосуновой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сивинского района, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах П.И.Т. к администрации Сивинского муниципального района о возложении обязанности приобрести внеочереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на семью из трех человек, и передать его в собственность Бубинского сельского поселения, у с т а н о в и л: Прокурор Сивинского района, в интересах П.И.Т.., обратился в суд с иском к администрации Сивинского муниципального района о возложении обязанности по приобретению внеочереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для семьи П.И.Т., состоящей из трех человек и передаче его в собственность Бубинского сельского поселения. В судебном заседании помощник прокурора Чеботкова Е.В. на заявленном иске настояла и пояснила, что П.И.Т. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать П.И.Т. решением суда в ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец записан со слов матери. С ДД.ММ.ГГГГ П.И.Т. состоит на учете, как нуждающаяся в жилом помещении. В ДД.ММ.ГГГГ П.И.Т. закончил Бубинскую среднюю школу. Проживает в <адрес>. Жильем, согласно действующего законодательства, не обеспечена. Семья П.И.Т. состоит из трех человек. Просит обязать администрацию Сивинского муниципального района предоставить жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления, из расчета на семью, состоящую из трех человек, и передать его в собственность Бубинского сельского поселения. Истец П.И.Т. на заявленных требованиях настояла и пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ помещена в приют, затем в детский дом. Позже помещена в приемную семью В., проживала в <адрес>. Закончила один курс Зюкайского техникума. В настоящее время имеет двоих малолетних детей, сына Данила, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и дочь Елизавету, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Жильем не обеспечена. Представитель Бубинского сельского поселения Сосунова Н.П. исковые требования поддержала и пояснила, что П.И.Т. состоит на учете, как нуждающаяся в жилом помещении. Ранее с родителями проживала на территории Бубинского поселения, но от родителей жилья не осталось. Представитель ответчика Администрации Сивинского муниципального района Полушкин В. М. с иском согласился и пояснил, что администрация Сивинского муниципального района не обладает финансовыми возможностями по обеспечению жильем всех лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Жилье приобретается по мере поступления денежных средств из краевого бюджета и предоставляется по утвержденным спискам. Право Поносовой на приобретение вне очереди жилого помещения должно быть реализовано. В качестве третьих лиц со стороны ответчика привлечены: администрация Бубинского сельского поселения Сивинского муниципального района; Правительство Пермского края; Министерство финансов Пермского края; Министерство ЖКХ Пермского края; Министерство социального развития Пермского края. Представитель Бубинского сельского поселения Сосунова Н.П. исковые требования поддержала и пояснила, что Сосунова состоит на учете, как нуждающаяся в жилом помещении. Ранее с родителями проживала на территории Бубинского поселения, но от родителей жилья не осталось. Представитель Министерства социального развития Пермского края, по доверенности, Г.М.А. в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, из которого следует, что перечисление средств субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетом Пермского края. Как в 2010 году, так и в 2011 году бюджетные средства на данные цели выделялись. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан осуществляется органом местного самоуправления, Правительство Пермского края ежеквартально распределяет денежные средства органам местного самоуправления на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполняет свои обязательства в полном объеме. Целевая государственная поддержка направлена только в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Финансирование и приобретение жилого помещения для указанной категории детей, с учетом всех членов семьи приведет к нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных детей - сирот жилыми помещениями. Представитель Министерства финансов Пермского края, М.С.А.., по доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, с исковыми требованиями не согласна, считает Министерство финансов Пермского края является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением. Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов, относится к полномочиям других логанов государственной власти края, в частности Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Представитель Министерства ЖКХ Пермского края Б.М.А.., по доверенности, исковые требования признала частично. В Сивинчский район на указанные цели средства выделялись. Возражает в части возложения обязанностей на Министерство финансов Пермского края и Правительство Пермского края в предоставлении жилого помещения. Суд, заслушав стороны, исследовав представленные материалы в их совокупности, считает, что иск подлежит удовлетворению. Согласно записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, П.И.Т. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, мать - П.Е.Е., отец указан со слов матери по ее заявлению(л.д.7). Согласно решения Сивинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, П.Е.Е. лишена родительских прав в отношении дочери - П.И.Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения(л.д.10). Согласно постановления главы Бубинского сельского совета Сивинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, П.И.Т. поставлена на целевой учет, как имеющая право на внеочередное обеспечение жильем(л.д.8). Согласно списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в сельских поселениях Сивинского муниципального района Пермского края, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации Сивинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, П.И.Т.. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении(л.д.11). Согласно аттестата об основном общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ П.И.Т.Т. окончила МОУ«Бубинская средняя общеобразовательная школа» в ДД.ММ.ГГГГ(л.д.9). Согласно сведений МУП «Верещагинское БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Росреестра по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, за П.И.Т.. недвижимого имущества на территории Сивинского района Пермского края не зарегистрировано(л. д. 14, 15). Согласно свидетельства о рождении ДД.ММ.ГГГГ, матерью Ч.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является П.И.Т., актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12). Согласно свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ матерью Ч.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является П.И.Т., актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.13). В соответствии со ст.1 ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года (в ред. от 17.12.2009 года), Поносова И.Т. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним дети данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Согласно ст.8 вышеуказанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в детских и иных учреждениях, возвращении из приемных семей, окончания опеки (попечительства), либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав указанных детей на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (ч.1 ст.8 ФЗ №159). Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном губернатором области. Согласно Закона Пермской области от 14.11.2005 года, Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утвержденных указом Губернатора Пермской области №170 от 22.06.2000 года, функции органов государственной власти Пермского края по социальной поддержке детей-сирот переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. Жилое помещение предоставляется детям, оставшимся без попечения родителей, органами местного самоуправления по месту постановки на учет после выхода детей из детского или иного учреждения или достижения ими совершеннолетия в размере не ниже установленной социальной нормы площади жилья. Согласно Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным постановлением Правительства Пермского края №16-п от 10.08.2006 года перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из количества детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января текущего года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года (за исключением детей-сирот, право на обеспечение жилым помещением которые на момент распределения средств, субсидий, выделенных в текущем финансовом году, реализовано путем предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма или путем предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в том числе за счёт ранее предоставленных средств, субсидий). Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Средства на приобретение жилья на указанные цели направляются районам края Министерством социального развития Пермского края. Жилые помещения, приобретенные органами местного самоуправления района на указанные цели, предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по договору социального найма. Согласно п.п.15-16 Правил учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года, п.8 Положения о распределении средств на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, от 10.08.2006 года, жилье предоставляется детям, оставшимся без попечения родителей, на основании договоров социального найма в размере не ниже установленной социальной нормы площади жилья, установленному по месту предоставления жилого помещения, которое должно быть благоустроенным, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Как установлено из отзывов представителей Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства ЖКХ Пермского края, Министерства финансов Пермского края, финансовые средства для приобретения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, перечисляются органам местного самоуправления, в том числе перечислялись Муниципальному образованию «Сивинский муниципальный район» в 2010-2011 годах. В соответствии со ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК (в ред. от 29.03.2011 № 751-ПК) «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в ст.1 Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 18 кв.м - на каждого члена семьи. Следовательно, администрация Сивинского муниципального района обязана обеспечить П.И.Т. и членов ее семьи жилым помещением по месту постановки на учет, как нуждающуюся, по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, на территории Бубинского сельского поселения в размере не ниже установленной нормы предоставления жилья по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Иск прокурора Сивинского района в интересах Поносовой И.Т. удовлетворить. Возложить на администрацию Сивинского муниципального района Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить П.И.Т. на семью из трех человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение обще площадью не менее 54 кв.м. на территории Бубинского сельского поселения, с последующей передачей указанного жилья в собственность Бубинского сельского поселения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Сивинский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме. Судья подпись Е.И. Пузикова