о возложении обязанности по предоставлению льгот за теплоснабжение



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                           с. Сива

Сивинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Е.А. Косяк,

при секретаре Мальцевой Т.В.,

с участием истца Мальцевой С.С.,

представителя ответчика МУ «Сивинская ЦРБ» Перваковой Т. В.,

представителя третьего лица администрации Сивинского муниципального района Полушкина В. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой Светланы Сергеевны к муниципальному бюджетному учреждению «Сивинская центральная районная больница» о возложении обязанности предоставлять льготы за теплоснабжение посредством электроотопления в полном объеме, взыскании денежной компенсации затрат на электроотопление в взыскании судебных расходов в виде уплаченной госпошлины в размере 200 рублей,

у с т а н о в и л:

Истец Мальцева С. С. обратилась с иском к МБУ «Сивинская ЦРБ» о возложении обязанности предоставлять льготы за теплоснабжение посредством электроотопления в полном объеме, взыскании денежной компенсации затрат на электроотопление в взыскании судебных расходов в виде уплаченной госпошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Мальцева С. С. на иске настояла. Пояснила, что работает в МУ «Сивинская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. Имеет в собственности жилое помещение по адресу: <адрес> которое отапливается электроприборами. МУ «Сивинская ЦРБ» производит денежные выплаты, но не в полном объеме, так как не компенсирует затраты на электроотопление. Расходы на отопление за ДД.ММ.ГГГГ составили 7116,60 рублей. Возместили только 4691 рубль. Просит возложить на МУ «Сивинская ЦРБ» обязанность предоставлять льготы за теплоснабжение в полном объеме как медработнику согласно Федерального закона, а также взыскать денежную компенсацию затрат на электроотопление в сумме 2495 рублей 20 копеек и госпошлину в размере 200 рублей.

Представитель ответчика МБУ «Сивинская ЦРБ» Первакова Т. В. иск не признала, пояснила, что действительно до ДД.ММ.ГГГГ производили полностью компенсацию оплаты за электроотопление истице. Но в ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка КРУ. В справке проверки было отражено, что больница допускает нецелевые выплаты, что компенсация электроотопления работникам не предусмотрена законодательством Пермского края. На основании данной справки прекратили выплаты. Никакого распорядительного документа на этот счет больница не получала, действовали только на основании справки консультанта Министерства финансов Пермского края.

Представитель третьего лица - администрации Сивинского муниципального района Полушкин В. М. иск признал частично, пояснил, что в законе Пермской области от 30.11.2004 №1845-395 нет запрета на выплату компенсации за электроотопление. Если ранее сотрудники ее получали, они имеют право на ее получение и впредь.

Представитель Министерства социального развития Пермского края С. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, по заявленным исковым требованиям поясняют следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (далее - Федеральный закон 184-ФЗ).

Во исполнение действующего законодательства на территории Пермского края действуют следующие нормативно-правовые акты:

- Закон Пермской области от 30.11.2004 № 1845-395 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Закон № 1845-395);

- Указ Губернатора Пермской области от 14.02.2005 № 22 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» (далее - Положение).

Закон № 1845-395 устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и работающих в областных государственных и муниципальных бюджетных учреждениях системы: государственной ветеринарной службы, культуры и искусства, кинематографии, социальной защиты населения, здравоохранения.

Расходы на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом № 1845-395, предусматриваются в бюджете Пермского края.

Как указано в пункте 2 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ, субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

В рамках своей компетенции Закон Пермского края от 23.12.2008 № 374-ПК «О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установил размеры субвенций, выделяемых из регионального фонда компенсаций бюджетам муниципальных образований на выполнение отдельных государственных полномочий органов государственной власти Пермского края, а также отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством о передаче отдельных государственных полномочий федеральных органов государственной власти.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.08.2010 г. № 538-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 22.09.2006 г. № 42-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Пермского края» внесены изменения, устанавливающие норматив потребления услуг электроснабжения для отопления жилого помещения - 26 кВт/кв.м. в месяц.

Данным постановлением установлены нормативы потребления услуг электроснабжения и газоснабжения для отдельных льготных категорий граждан, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг которым установлены федеральным и краевым законодательством в пределах нормативов потребления.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы в их совокупности, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Наряду с Жилищным кодексом РСФСР действовало постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», пункт 10 которою предусматривал предоставление квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатной квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением, на работников и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений и организаций по действительной их стоимости. Необходимые средства включаются в смету соответствующего учреждения. предприятия, организации.

Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в законную силу с 1 марта 2005 года, также предусматривается компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу ст.8 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 №189-ФЗ, до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса РФ.

Как видно из приведенных выше норм законодательства РСФСР, преемственность которых прослеживается и в действующем жилищном законодательстве Российской Федерации, до введения в действие Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 22.08.2004 №122-ФЗ, льгота - в виде бесплатного жилья, отопления и освещения предоставлялась квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельской местности, в натуре, то есть путем освобождения их от внесения платы за пользование жилым помещением, электрическим освещением и отоплением (либо путем бесплатного предоставления топлива).

Указанный Федеральный закон, как следует из Преамбулы к нему, не отменил существующие льготы, а лишь видоизменил их, привел в соответствие с новыми экономическими отношениями, заменив натуральные льготы денежными компенсациями, о чем прямо говорится в абзаце 4 Преамбулы этого закона.

В данной норме также закреплен принцип, согласно которому субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны обеспечивать сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Оценивая законодательство субъекта Российской Федерации, которое в настоящее время регулирует вопросы предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, суд исходит из того, что упомянутым выше Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать временное регулирование общественных правоотношений в течение переходного периода. Осуществляя данное временное регулирование общественных правоотношений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, обязаны поддерживать доверие граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Применительно к отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности и поселках "городского типа (рабочих поселках) это означает, что принимаемые субъектом Российской Федерации нормативные правовые акты должны учитывать ранее действовавшее законодательство, предусматривающее предоставление натуральных льгот, руководствуясь принципом замены этих льгот соразмерными денежными компенсациями.

Анализируя Закон Пермского края «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» от 30 ноября 2004 года № 1845-395 (с учетом определения Верховного Суда РФ от 15.02.2006 № 44-Г05-39, которым признаны незаконными и не подлежащими применению отдельные нормы данного Закона), суд полагает, что и этим нормативным правовым актом за медицинскими работниками, проживающими в сельской местности. сохранено право на получение денежной компенсации фактически понесенных расходов на электроотопление в полном объеме.

Так, частью 1 ст.1 названного Закона предусмотрено, что он устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) и работающих в областных государственных и муниципальных бюджетных учреждениях системы здравоохранения.

Частью 1 статьи 3 этого же Закона предусмотрено, что социальная поддержка граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона предусматривает получение денежной выплаты и денежной компенсации на оплату:

- жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения);

- коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда (электроснабжение, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Поскольку определением Верховного Суда РФ от 15.02.2006 № 44-Г05-39 признаны не соответствующими закону и не подлежащими применению размеры денежных компенсаций, установленные п.2 ст. 3 Закона Пермского края от 30 ноября 2004 года № 1845-395, суд считает, что часть 1 данной статьи во взаимосвязи с ее частью 3 предусматривает полную компенсацию работникам системы здравоохранения, проживающим в сельской местности, расходов по электроотоплению. Также суд принимает во внимание, что электрическое отопление является одной из форм теплоснабжения наряду с централизованным водяным отоплением, газовым, печным и другим отоплением, поскольку функциональное назначение всех этих форм отопления одинакова - обогрев жилища.

Электрическое отопление установлено в жилище истца на законном основании, он пользуется данной услугой на основании договора с энергоснабжающей организацией, о чем свидетельствуют представленные документы об оплате потребленной электроэнергии.

Из представленной копии трудовой книжки следует, что истец работает в МУ «Сивинская ЦРБ» в должности медсестры-анестезистки, ей присвоена высшая категория, то есть он подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с указанным выше законодательством.

Исходя из вышеизложенного, суд признает право истца на полное возмещение ответчиком понесенных им расходов на оплату потребленной электроэнергии на цели отопления жилища.

Согласно справки истец проживает в жилом помещении по адресу: с.Сива, ул. Горького, 29.

Согласно квитанций, представленных истцом, истцом: оплачена потребленная электроэнергия на отопление данного жилого помещения за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2122,80 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5063,40 руб., всего 7186,20 руб.

Согласно справки Сивинской ЦРБ, за период с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выплачено истице в качестве льгот по коммунальным услугам за электроснабжение 4691 рубль. Разница составляет 2495,20 руб. Таким образом, размер взыскания подтвержден истцом документально, у суда сомнений не вызывает

Таким образом Сивинская ЦРБ не в полном объеме компенсирует Мальцевой С.С. затраты на электроотопление.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать МУ «Сивинская ЦРБ» предоставлять льготы за теплоснабжение посредством электроотопления в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы.

Согласно представленной квитанции (л.д.6), истцом Мальцевой С.С. при обращении в суд уплачена госпошлина в размере 200 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Мальцевой Светланы Сергеевны к муниципальному бюджетному учреждению «Сивинская центральная районная больница», удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Сивинская центральная районная больница» предоставлять Мальцевой Светлане Сергеевне льготы за теплоснабжение посредством электроотопления в полном объеме.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Сивинская центральная районная больница» в пользу Мальцевой Светланы Сергеевны денежную компенсацию затрат на электротопление за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 2495 рублей 20 копеек (две тысячи четыреста девяносто пять рублей 20 копеек), в возмещение уплаченной государственной пошлины 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Сивинский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                       Косяк Е. А.