Дело № № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 марта 2011 года с.Сива Сивинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Косяк Е. А., при секретаре Миронове Е. П., с участием представителя истца - помощника прокурора Сивинского района Пермского края Тетеновой И. В., представителя ответчика - администрации Сивинского муниципального района Пермского края Полушкина В. М., представитель ответчика - администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Бакутиной Т. М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сивинского района, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах Катаева Александра Эмидиевича к администрации Сивинского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края, администрации Сивинского сельского поселения о выделении денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения и возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления, у с т а н о в и л: Прокурор Сивинского района, в интересах Катаева А.Э., обратился в суд с иском о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить администрации Сивинского муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, на приобретение благоустроенного жилого помещения Катаеву А. Э., к администрации Сивинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности на приобретение вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для Катаева А. Э. и передаче его в собственность Сивинского сельского поселения, к администрации Сивинского сельского поселения о возложении обязанности по предоставлению Катаеву А. Э. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления. В судебном заседании помощник прокурора Тетенова И. В. на заявленном иске настояла и пояснила, что Катаев А. Э. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать Катаева А. Э. - Н. по приговору Пермского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ осуждена к лишению свободы. С ДД.ММ.ГГГГ Катаеву А. Э. назначен попечитель, он состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении в Сивинском муниципальном районе. ДД.ММ.ГГГГ года Катаев А. Э. освободился из мест лишения свободы, временно проживает в <адрес>, жильем, согласно действующего законодательства, не обеспечен. Просит обязать администрацию Сивинского муниципального района, Министерство финансов Пермского края, Правительство Пермского края, администрацию Сивинского сельского поселения выделить денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения и возложить обязанность предоставить жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления, Катаеву А. Э. по договору социального найма. Истец Катаев А. Э. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме. Представитель ответчика Администрации Сивинского муниципального района Полушкин В. М. с иском согласился и пояснил, что администрация Сивинского муниципального района не обладает финансовыми возможностями по обеспечению жильем всех лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Жилье приобретается по мере поступления денежных средств из краевого бюджета и предоставляется согласно утвержденных списков. Право Катаева А. Э. на приобретение вне очереди жилого помещения должно быть реализовано. Представитель администрации Сивинского сельского поселения Бакутина Т. М. исковые требования поддержала и пояснила, что Катаев А. Э. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит на учете как нуждающийся в жилье, состоит в списке очередников. Проживает в <адрес>. Администрация Сивинского сельского поселения самостоятельно приобрести жилое помещение отвечающее требованиям законодательства не может, финансируется данная программа администрацией района. Представитель Правительства Пермского края, по доверенности, Кондрашина И. Л., в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск прокурора Сивинского района, из которого следует, что перечисление средств субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетом Пермского края. В ДД.ММ.ГГГГ Сивинскому муниципальному району на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были перечислены денежные средства в размере тысяч рублей за счет средств, краевого бюджета. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан осуществляется органом местного самоуправления, Правительство Пермского края ежеквартально распределяет денежные средства органам местного самоуправления на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края исполняет свои обязательства в полном объеме. Представитель Министерства финансов Пермского края, Соснина С. С., по доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, с исковыми требованиями не согласна, считает Министерство финансов Пермского края не может являться надлежащим ответчиком, поскольку перечисление, распределение денежных средств местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Представитель Министерства социального развития Пермского края Старцева Н. А. поддержала доводы изложенные представителем Правительства Пермского края, просила о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель Министерства ЖКХ Пермского края Богушевская М. А., по доверенности, исковые требования признала частично, в ДД.ММ.ГГГГ. на основании распоряжения Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № № муниципальному образованию Сивинский муниципальный район были перечислены 713,9 тыс. руб. для приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета; возражает в части возложения обязанностей на Министерство финансов Пермского края и Правительство Пермского края и предоставлении жилого помещения на семью. Суд, заслушав стороны, исследовав представленные материалы в их совокупности, считает, что иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям. Согласно записи акта о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ, Катаев Александр Эмидиевич родился ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, мать -К., сведения об отце записаны на основании заявления матери (л.д.20). Согласно приговора Пермского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Н. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «д, ж» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы на срок 15 лет 6 месяцев (л. д. 10-12). Согласно постановления главы Сивинского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Катаевым А. Э. установлено попечительство (л.д.13). Согласно выписки из решения жилищной комиссии при администрации Сивинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Катаев А. Э. состоит на учет на внеочередную очередь для получения жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д. 8). Согласно справки ФГУ ИК-5 <адрес>, Катаев А. Э. был осужден ДД.ММ.ГГГГ Когалымским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа по п. п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ к 4 годам лишения свободы, освобожден ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Из постановления администрации Сивинского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ, Катаев А. Э. состоит в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 16, 17-18). Согласно сведений МУ Верещагинское БТИ № № от ДД.ММ.ГГГГ, Катаев А. Э. на территории Сивинского района Пермского края не имеет жилья, принадлежащего ему на праве собственности, а также приватизированного жилья (л. д. 14). Как установлено в судебном заседании, в соответствии со ст.1 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Катаев А. Э. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 данного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в детских и иных учреждениях, возвращении из приемных семей, окончания опеки (попечительства), либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав указанных детей на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (ч.2 п.1 ст.8 ФЗ №159). Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном губернатором области. Согласно Закона Пермской области от 14.11.2005 года, Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утвержденных указом Губернатора Пермской области №170 от 22.06.2000 года и Положением «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным постановлением Правительства Пермского края №16-п от 10.08.2006 года, функции органов государственной власти Пермского края по социальной поддержке детей-сирот переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. Жилое помещение предоставляется детям, оставшимся без попечения родителей, органами местного самоуправления по месту постановки на учет после выхода детей из детского или иного учреждения или достижения ими совершеннолетия в размере не ниже установленной социальной нормы площади жилья. Средства на приобретение жилья на указанные цели направляются районам края Министерством социального развития Пермского края. Жилые помещения, приобретенные органами местного самоуправления района на указанные цели, предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, по договору социального найма. Согласно п.п.15-16 Правил учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года, п.8 Положения о распределении средств на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, от 10.08.2006 года, жилье предоставляется детям, оставшимся без попечения родителей, на основании договоров социального найма в размере не ниже установленной социальной нормы площади жилья, установленному по месту предоставления жилого помещения, которое должно быть благоустроенным, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Как установлено из отзывов представителей Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства ЖКХ Пермского края, Министерства финансов Пермского края, финансовые средства для приобретения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, перечисляются органам местного самоуправления, в том числе перечислялись Муниципальному образованию «Сивинский муниципальный район» в ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, органы местного самоуправления Сивинского муниципального района обязаны обеспечить Катаева А. Э. жилым помещением по месту постановки на учет, как нуждающегося, по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, на территории Сивинского сельского поселения в размере не ниже установленной нормы предоставления жилья по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта. В части возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края и Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, в целях предоставления его Катаеву А.Э., иск удовлетворению не подлежит. Министерство финансов Пермского края, согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Закона 111-ПК, является участником бюджетного процесса, осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, которые определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. № 8-п. Финансирование приобретения, реконструкции или строительства жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не входит в полномочия Министерства финансов Пермского края. В соответствии с п. п. 2, 5 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, реконструкцию или строительство жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-П, перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно - коммунального хозяйства Пермского края, на основании распоряжения Правительства Пермского края, которым утверждается распределение субсидий местным бюджетам. Министерство финансов Пермского края не является лицом, принимающим решение о распределении средств и субсидий из бюджета, поскольку эти полномочия принадлежат Правительству Пермского края. Правительство Пермского края перечисляет средства бюджета Пермского края органам местного самоуправления, которые и расходуют эти средства по целевому назначению. В связи с чем, суд не может возложить на Министерство финансов Пермского края и Правительство Пермского края обязанность по финансированию расходов для приобретения жилья Катаеву А.Э., поскольку данный орган не обладает полномочиями по распределению средств и субсидий из бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Иск прокурора Сивинского района в интересах Катаева А.Э. удовлетворить частично. Обязать администрацию Сивинского муниципального района Пермского края предоставить Катаеву Александру Эмидиевичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по месту постановки на учет, как нуждающемуся, на территории Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края, в размере не ниже установленной нормы предоставления жилья, по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели. В удовлетворении иска прокурора Сивинского района Пермского края в части возложения обязанности на Правительство Пермского края, Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Катаеву Александру Эмидиевичу, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Сивинский районный суд со дня вынесения. Судья /подпись/ Е.А. Косяк