Дело № Р Е Ш Е Н И Е с. Сива ДД.ММ.ГГГГ Судья Сивинского районного суда Пермского края Е.А. Косяк, при секретаре Мальцевой Т. В., с участием заявителя Дребезгиной Н. З., представителя Полушкина В. М., представителя 16 Отдела надзорной деятельности по Верещагинскому и Сивинскому муниципальным районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю Варанкина М. В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дребезгиной Надежды Зотеевны на постановление государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ г. № у с т а н о в и л: Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору Дребезгина Н. З., как директор МУК «Центр культуры и досуга» Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края привлечена к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в размере 15000 рублей. Дребезгина Н. З. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, ссылаясь на отсутствие ее вины. В судебном заседании Дребезгина Н. З. и ее представитель Полушкин В. М. на жалобе настояли и пояснили, что Дребегина состоит в должности директора МУК «Центр культуры и досуга», постановлением госинспектора пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, как должностное лицо, привлечено по ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложен штраф в размере 15000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности. Считает, что постановление вынесено незаконно и необоснованно, в связи с тем, что в течение 2011 года Сивинское поселение на культуру потратило более 110000 рублей – это максимальная сумма, которую можно предусмотреть бюджетом Сивинского поселения. Иных источников финансирования в поселении нет. Нарушения требований пожарной безопасности, выявленные при проверке выполнены, за исключением тех, которые выполнить невозможно при вышеуказанном финансировании. Вина в совершении правонарушения отсутствует, так как были выполнены все действия которые возможно выполнить, кроме того, при проектировании зданий клубов (учреждений культуры), многие пункты правил пожарной безопасности не существовали, а по общим правилам и принципам системы законодательства России закон обратной силы не имеет. Просит постановление отменить. Представитель 16 Отдела надзорной деятельности по Верещагинскому и Сивинскому муниципальным районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю Варанкин М. В. в судебном заседании пояснил, что Дребезгина Н. З. была привлечена к ответственности как должностное лицо, нарушения правил пожарной безопасности при составлении протоколов были, вынесено постановление о привлечении к ответственности и назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей. Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, в их совокупности, пришел к следующему убеждению. В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Как следует из постановления № государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут Дребезгина Н. З., директор Муниципального учреждения культуры «Центр культуры и досуга» Сивинского сельского поселения, являясь руководителем, в соответствии с требованиями ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т числе и руководители организаций, установлен факт нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утвержденные приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313, а именно: 1. Учебные тревоги по отработке действий персонала во время пожара во всех учреждениях культуры не менее 1 раз в шесть месяцев не проводятся (п. З ППБ 01-2003) (п. 1.27 ВППБ 13-01-94) 2. Во всех учреждениях культуры рядом со сценой отсутствует дежурное помещение пожарной охраны, в которое должны находиться запасные ключи от всех помещений (п. З ППБ 01-2003) (п. 1.27 ВППБ 13-01-94) 3. В залах вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальные проемы не защищены дренчерной установкой (водяной завесой) (п. З ППБ 01-2003) (п. 2.1.15 ВППБ 13-01-94) 4. Для всех производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений (п. 33 ППБ 01-03) Малосивинский ДК 5. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов допускается применение горючих материалов (обоев и др.) для отделки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (п. 53 ППБ 01-03) 6. Пожарные краны размещены на высоте более 1,35 м. от уровня пола (п. З ППБ 01-2003) (п. 6.13 СНиП 2.04.01-85*) 7. Пожарные краны не исправны, не оборудованы «барашком», не снабжены пожарными рукавами одинакового с ним диаметра длиной 10,15 или 20 м и пожарными стволами) (п. 91 ППБ 01-03) 8. Деревянный настил сцены не подвергнут глубокой пропитке антипиренами (п.З ППБ 01-2003) (п. 1.57 СНиП 2.08.02-89*) 9. В помещение костюмерной установлены двери не в противопожарном исполнении (п. З ППБ 01-2003) (п. 1.55 СНиГ 2.08.02-89*) 10. В помещение электрощитовой установлены двери не в противопожарном исполнении (п. З ППБ 01-2003) (п. 1.81 СНиП 2.08.02-89*) / /. Дверь в котельную выполнена не противопожарной (п. З ППБ 01-2003) (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*) Кизьвенский ДК 12. Двери эвакуационного выхода из котельной в свету выполнены высотой менее 1,9 м. (6.16 СНиП 21-01-97*) 13. Пожарный щит не укомплектован согласно табл. 4 прил. 3 ППБ 01-03 (п. 22 прил. 3 ППБ 01-03) 14. Деревянный настил сцены не подвергнут глубокой пропитке антипиренами (п. 1.57 СНиП 2.08.02-89*) Дмитриевский ДК 15.Ширина двери эвакуационного выхода в фойе в свету менее 1,2 м. (п. 3 ППБ 01-03) (п. 6.16 СНиП 21-01-97*) Нарушила требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений, первичным средствам пожаротушения, требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а именно: 16. В залах вместимостью менее 800 человек (Малосивинский ДК, Дмитриевский ДК, Кизьвенский ДК), где не имеется противопожарного занавеса, портальные проемы не защищены дренчерной установкой (водяной завесой) (п. З ППЕ 01-2003) (п. 2.1.15 ВППБ 13-01-94) Малосивинский ДК 17. Пожарные краны размещены на высоте более 1,35 м. от уровня пола (п.З ППБ 01-2003) (п. 6.13 СНиП 2.04.01-85*) 18. Пожарные краны не исправны, не оборудованы «барашком» не снабжены пожарными рукавами одинакового с ним диаметра длиной 10,15 или 20 м и пожарными стволами) (п. 91 ППБ 01-03) Нарушила требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий сооружений и строений, а именно: Малосивинский ДК 19. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов допускается применение горючих материалов (обоев и др.) для отделки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (п. 53 ППБ 01-03) 20. В помещение костюмерной установлены двери не в противопожарном исполнении (п. З ППБ 01-2003) (п. 1.55 СНиП 2.08.02-89*) 21. В помещение электрощитовой установлены двери не в противопожарном исполнении (п. З ППБ 01-2003) (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*) 22. Дверь в котельную выполнена не противопожарной (п. З ППБ 01 -2003) (п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*) Кизьвенский ДК 23. Двери эвакуационного выхода из котельной в свету выполнены высотой менее 1,9 м. (6.16 СНиП 21-01-97*) Дмитриевский ДК 24. Ширина двери эвакуационного выхода в фойе в свету менее 1,2 м. (п. 3 ППБ 01-03) (п. 6.16 СНиП 21-01-97*) за нарушение правил пожарной безопасности, установленных при вышеуказанных обстоятельствах, в соответствии с ч.1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на директора МУК «Центр культуры и досуга» Дребезгину Н. З. наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 15000 рублей. Действия Дребезгиной квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. По ч. 3 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. По ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Согласно ч.2 и ч.3 ст.4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. Как установлено, Дребезгина Н. З. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4, ч.3 ст.20.4 и ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, более строгое наказание предусмотрено ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наказание назначено в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 тех же Правил). Таким образом, ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Таким лицом может являться арендатор помещения в случае, если стороны в договоре аренды урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения Правил пожарной безопасности. Из представленной в судебное заседание информации к-з "Р" от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что к-з "Р" принадлежит право собственности на здание клуба в <адрес>. Договор аренды между к-з "Р" и МУК «Центр культуры и досуга» не заключен, таким образом право пользования данным зданием у МУК «Центр культуры и досуга» не определено. В этой части постановление государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов № от ДД.ММ.ГГГГ г. подлежит изменению, из постановления следует исключить п. п. 15, 24, так как вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения Правил пожарной безопасности, между собственником здания и МУК «Центр культуры и досугва», не определен. Согласно п.2 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Р Е Ш И Л : Жалобу Дребезгиной Надежды Зотеевны удовлетворить частично. Исключить из постановления государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МУК «Центр культуры и досуга» Дребезгиной Надежды Зотеевны по ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях п. п. 15, 24, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения в Пермский краевой суд через Сивинский районный суд. Судья Е.А. Косяк