Копия
Дело № 2-1199/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 12 ноября 2010 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Земской Л.К.
при секретаре Максимовских Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Некрасова Л.В. к ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» об оспаривании бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Некрасова Л.В. работала на ОАО «Синарский трубный завод» машинистом крана металлургического производства 4 разряда, ДД.ММ.ГГГГ была уволена на основании ст.81 ч.1 п.2 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости», поставлена на учет в качестве безработной.
ДД.ММ.ГГГГ Некрасова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» об оспаривании бездействия. В обосновании иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице ей не выплачивается, при этом с момента постановки на учет ей не было предложено ни одного места работы. В соответствии со своим полом и возрастом, наличием имеющегося стажа, она имеет право на назначение ей пенсии досрочно. Еще в мае 2010 года она подала ответчику соответствующее заявление, были собраны все документы, подтверждающие наличие у нее права на досрочную пенсию, однако ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» до настоящего времени не внесено в ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г.Каменске-Уральском и Каменском районе СО» предложение о назначении истице досрочной пенсии. На письменные заявления истицы было сообщено, что решение о назначении ей досрочной пенсии не принимается в связи с отсутствием денежных средств на финансирование досрочного пенсионного обеспечения. Полагала бездействие ответчика незаконным, и просила обязать ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» внести в ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в *** и *** СО» предложение о досрочном назначении ей пенсии.
В судебном заседании Некрасова Л.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что согласно ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до момента возникновения у нее такого права ей органами занятости не было предложено ни одного варианта работы, соответствующего ее квалификации, с лета 2010 года она не получает средств в связи с прекращением выплаты ей пособия по безработице. Еще в мае 2010 года она подала в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» заявление о направлении ее на пенсию досрочно, однако ей не дали отказа, но не выдали и направления. Только в ответ на ее последующие письменные обращения указали, что назначение ей пенсии досрочно невозможно в связи с тем, что у органов занятости закончились выделенные средства на покрытие расходов Пенсионного фонда на выплату досрочно назначенной пенсии. Полагает, что отсутствие у государства денежных средств, предусмотренных на определенные статьи расходов, не может являться основанием для ограничения ее установленных федеральным законом прав, при решении вопроса о направлении гражданина на пенсию досрочно органы занятости населения должны руководствоваться законом, а не собственным усмотрением. Дополнила, что в настоящее время ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» активно предлагает ей различный неквалифицированный труд, от которого она отказывается, полагая наличие права на выход на пенсию, она считает, что тем самым органы занятости намеренно ущемляя ее права пытаются создать ситуацию, при котором ей не может быть назначена пенсия досрочно.
Представитель ответчика ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» Овсянникова К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что досрочно пенсия назначается только по предложению органов службы занятости, выдача такого предложения это право, а не обязанность ответчика. Пункт 4 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает, что органы занятости населения возмещают Пенсионному фонду РФ расходы, связанные с назначением досрочной трудовой пенсии безработным. Некрасова Л.В. обратилась с заявлением о выдаче ей направления на пенсию досрочно ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент лимит финансирования на эти цели ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» еще не был исчерпан, в связи с чем заявление от истицы было принято. Однако документы, подтверждающие наличие у истицы права на назначение пенсии в 50 лет были представлены ответчику ДД.ММ.ГГГГ, когда финансирование на возмещение Пенсионному фонду расходов на выплату досрочно назначенных пенсий уже было исчерпано, в связи с чем Некрасова Л.В. предложение о назначении пенсии досрочно выдано не было. В настоящее время предложение о назначении пенсии досрочно истице также не может быть выдано, поскольку в силу положений ст.4 п.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №*** «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей для нее является любая оплачиваемая работа, с ДД.ММ.ГГГГ ей предлагалась различная работа, от истицы имеется 8 отказов от предложенной работы.
Представитель третьего лица ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г.Каменске-Уральском и Каменскому районе СО» в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве указали, что Некрасова Л.В. имеет право на досрочное пенсионное обеспечение по списку №2 с 19.10.2011 года, о чем по запросу ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» и при предоставлении истицей трудовой книжки ими был дан соответствующий ответ. Согласно ст.32 п.п.2,4 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» назначение пенсии досрочно возможно при поступлении из органов занятости населения соответствующего предложения. Поскольку такого предложения им из ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» не поступало, Некрасова Л.В. трудовая пенсия досрочно не назначалась, права на ее назначение без такого предложения она не имеет.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации провозглашает в ст.ст.1,2, что Российская Федерация - правовое государство. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст.ст.7,39 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ст.68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Статьей 32 п.п.1,2 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено:
Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Таким образом, для назначения трудовой пенсии по старости досрочно необходимо и достаточно в совокупности следующих условий: 1) признание гражданина безработным; 2) увольнение работника по сокращению численности или штата; 3) отсутствие возможности для трудоустройства безработного гражданина; 4) достижение гражданином определенного возраста, дающего ему право на назначение трудовой пенсии по старости, и наличие определенного трудового стажа.
Из представленных в материалы гражданского дела письменных документов, а также объяснений истицы и представителя ответчика в судебном заседании, следует: ДД.ММ.ГГГГ Некрасова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее уволенная в связи с сокращением штата и поставленная в установленном порядке на учет в качестве безработной, обратилась в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости населения» с заявлением о направлении на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно. 04.06.2010 года из ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Каменске-Уральском и Каменскому районе СО» в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» поступило сообщение о наличии у Некрасова Л.В. права на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 в возрасте 50 дет с ДД.ММ.ГГГГ. С момента постановки Некрасова Л.В. на учет в качестве безработной и до ДД.ММ.ГГГГ каких-либо вакансий ей предложено не было. Таким образом, что и признавалось в ходе рассмотрения гражданского дела стороной ответчика, на ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» имелись все необходимые документы, а также были соблюдены все условия, дающие Некрасова Л.В. право на получение направления для назначении трудовой пенсии по старости досрочно.
Из объяснений представителя ответчика Овсянникова К.В., представленного ответчиком письменного отзыва, а также письменных сообщений ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» на имя истицы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, сообщения на имя истицы Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что направление на досрочную пенсию не может быть выдано Некрасова Л.В. исключительно в связи отсутствием у органов занятости населения денежных средств на компенсацию Пенсионному фонду РФ расходов на выплату безработным гражданам досрочно назначенных им пенсий.
Действительно на основании ст.32 п.4 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», соглашения о порядке возмещения затрат Пенсионного фонда РФ, связанных с выплатой пенсии, назначенной досрочно гражданам, признанным безработными по предложению органов службы занятости, расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 ст.32, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета органами службы занятости населения.
Однако в силу ст. 55 п.3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Исходя из буквального толкования указанной нормы права гражданина, установленные федеральным законом, могут быть ограничены также только федеральным законом, либо в установленном федеральном законом порядке. Действующее законодательство не содержит оснований для отказа гражданам, у которых в соответствии со ст.32 п.2 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» возникло право на получение от органов занятости населения предложения о досрочном назначении пенсии, в получении указанного направления и назначении пенсии досрочно в связи с исчерпанием ими доведенных лимитов финансирования по определенным статьям расходов.
Российская Федерация, провозглашая себя правовым государством, обязана не только закрепить в нормативных актах права гражданина, но и обеспечить гражданину реальную возможность осуществления и реализации предусмотренного права, установить четкие основания для отказа в его предоставлении. Суд полагает недопустимым и нарушающим права граждан, в том числе права истицы, позицию стороны ответчика, исходя из которой выдача гражданину предложения о назначении пенсии по старости (по возрасту), в том числе на льготных условиях, досрочно, при соблюдении всех указанных в п.2 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» условий, - это не обязанность, а произвольно осуществляемое по собственному усмотрению право органов службы занятости населения. Критериев принятии решения о выдаче, либо отказе в выдаче такого направления при соблюдении требований прочих требований закона, стороной ответчика суду названо не было. При таком толковании правовой нормы, содержащейся в ст.32 п.2 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановке возможности предоставления указанного права в прямую зависимость от доведенных лимитов финансирования, закрепление в законе права безработного гражданина на назначение ему пенсии по старости (по возрасту) досрочно и дальнейшее предоставление такого права носило бы иллюзорный характер.
Порядок работы органов занятости населения по оформлению безработным гражданам пенсии по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, утвержден Постановлением Минтруда России № 48 от 14.07.2001 года, а у ответчика также принятым во исполнение указанного нормативного акта Положением, утвержденным директором ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми при наличии установленных законом условий для досрочного направления безработного гражданина для оформления пенсии по старости орган занятости населения на основании личного заявления безработного в течение месяца со дня поступления заявления последнего выдает ему под расписку предложение о направлении на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, а также сообщает гражданину о месте нахождения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, режиме его работы. При этом федеральный нормативный акт опять же не ставит выдачу такого предложения гражданину в зависимость от размеров доведенных до распорядителя бюджетных средств лимитов финансирования, локальный акт ответчика дополнительные ограничения при таких обстоятельствах устанавливать не может.
Не могут быть приняты судом во внимание в качестве основания для отказа в иске и ссылки представителя ответчика на имевшие место отказы Некрасова Л.В. от предложенных ей вакансий. Как следует из представленных письменных доказательств, объяснений сторон в судебном заседании, первое направление на работу было выдано Некрасова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после истечения срока для разрешения ее заявления о выдаче предложения о назначении пенсии по старости (по возрасту) досрочно.
При таких обстоятельствах бездействие ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» по невыдаче Некрасова Л.В. предложения о досрочном назначении пенсии не может быть признано законным и обоснованным, исковые требования подлежат удовлетворению, на ответчика надлежит возложить обязанность выдать Некрасова Л.В. предложение о направлении на пенсию по старости (по возрасту) на льготных условиях, досрочно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Некрасова Л.В. к ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» об оспаривании бездействия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» по невыдаче предложения о назначении пенсии по старости (по возрасту) Некрасова Л.В. досрочно.
Обязать ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» выдать Некрасова Л.В. предложение о направлении на пенсию по старости (по возрасту) досрочно.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.
Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Земская Л.К.
Секретарь: Максимовских Е.С.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2010 года.
Решение вступило в законную силу ________________________года.
Судья:
Р Е Ш Е Н И Е
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 12 ноября 2010 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Земской Л.К.
при секретаре Максимовских Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Некрасова Л.В. к ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» об оспаривании бездействия,
Руководствуясь ст. 12, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Некрасова Л.В. к ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» об оспаривании бездействия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» по невыдаче предложения о назначении пенсии по старости (по возрасту) Некрасова Л.В. досрочно.
Обязать ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» выдать Некрасова Л.В. предложение о направлении на пенсию по старости (по возрасту) досрочно.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.
С мотивировочной частью решения стороны вправе ознакомиться по истечение пяти дней в здании Синарского районного суда.
Решение (резолютивная часть) изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.
Судья: Земская Л.К.