Прокурор города в инт. Паршукова С.А. к Администрации МО `город Каменск-Уральский`, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании предоставления жилого помещения и заключения договора социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2011 года

Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Макаров В.П., при секретаре Максимовских Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Паршукова С.А. к Администрации МО «город Каменск-Уральский», Министерству строительства и Архитектуры Свердловской области об обязании предоставления жилого помещения и заключения договора социального найма.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд с иском в интересах Паршукову С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение за счет средств областного бюджета, к Администрации г. Каменска-Уральского о возложении обязанности предоставить Паршукову С.А. жилое помещение по договору социального найма приобретенное за счет средств областного бюджета с последующим заключением договора социального найма.

В обоснование исковых требований указано, что Паршуков С.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации г. Каменска-Уральского № от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, во внеочередной список по предоставлению жилого помещения, как оставшийся без попечения родителей и не имеющий закрепленного жилого помещения, общей площадью *** кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ, Паршуков С.А. закончил *** в настоящее время обучается в ГОУ Среднего профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса».

Не смотря на то, что на основании Постановления Главы г. Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ № Паршукову С.А. предоставлено жилое помещение в общежитии по ул. <адрес> в виде койко-место, данное жилое помещение постоянным местом жительства для него не является.

Прокурор просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение площадью *** кв.м. в черте города Каменска-Уральского с последующей передачей жилого помещения в муниципальную собственность для предоставления по договору социального найма Паршукову С.А. Обязать Администрацию г. Каменска-Уральского предоставить Паршукову С.А. приобретенное за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение в черте города Каменска-Уральского площадью *** кв.м. по договору социального найма, с последующим заключением договора социального найма.

В судебном заседании представитель Прокурора г. Каменска-Уральского Мартынова Е.В. настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме, указав, что Паршуков С.А. имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, т.к. относится к категории детей-сирот. ДД.ММ.ГГГГ, им было закончено образовательное учреждение *** в настоящее время он обучается в ГОУ Среднего профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса», где собственного общежития не имеется.

Право на получение жилого помещения у Паршукова С.А. возникло после окончания им образовательного учреждения, по достижении 18-ти лет.

Проживание Паршукова С.А. в общежитии по <адрес> не может являться препятствием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.

Паршуков С.А., в чьих интересах предъявлен иск Прокурором г. Каменска-Уральского, просит предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, указав на ненадлежащие условия его проживания в общежитии по <адрес>, отсутствии общежития в ГОУ Среднего профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса».

Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом и в срок, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки.

В заявлении направленном в суд просят рассмотреть гражданское дело без их участия. В отзыве на иск прокурора г. Каменска-Уральского об обязании предоставления жилья, указали, что возражают против заявленных требований. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года №1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории с 2011-2015 годы, а ее реализация позволит приобретать не менее 400 жилых помещений ежегодно для указанной категории лиц. Заказчиком-координатором программы является Министерство социальной защиты Свердловской области, заказчиком – исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.

В настоящее время разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения в 2011 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственной учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственныхконтрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011 году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течении 15 рабочий дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

В иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области просят отказать, т.к. обеспечение жильем будет произведено при условии постановки на учет для получения жилья в администрации муниципального образования, без судебного решения.

Представитель Администрации г. Каменска-Уральского в судебное заседание не явился. В отзыве направленном в суд просит рассмотреть гражданское дело без их участия.

В удовлетворения иска просят отказать, считая себя ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Представитель третьего лица, Органа по опеке и попечительству ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району», в судебное заседание не явился, в заявлении поданном в суд просят рассмотреть гражданское дело без их участия, исковые требования прокурора поддерживают.

Представитель третьего лица Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом и в срок.

В отзыве направленном в суд просят рассмотреть гражданское дело без участия их представителя.

Представитель третьего лица, ГОУ Среднего профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» Весенина А.В. просит исковые требования Прокурора г. Каменска-Уральского удовлетворить, пояснив, об отсутствии общежитий у образовательного учреждения.

Представитель третьего лица, МУ «Дирекция единого заказчика» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения гражданского дела был извещен надлежащим образом.

В заявлении направленном в суд просит рассмотреть гражданское дело без их участия.

Выслушав представителя Прокурора г. Каменска-Уральского Мартынову Е.В., лицо в чьих интересах предъявлен иск Паршукова С.А., представителя третьего лица ГОУ Среднего профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» Весенину А.В., исследовав письменные материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствий с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих, наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом к категорий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).

Таким образом, федеральное законодательство прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.

В соответствии с Постановлением Главы г. Каменска-Уральского № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский, п. 2, - норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский установлена в размере – однокомнатной квартиры, но не более *** кв.м. общей площади – на семью из одного человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Установлено, что Паршуков С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать которого лишена родительских прав, а отец ограничен в родительских правах, остался без попечения родителей.

В период по июнь 2009 года, Паршуков С.А. обучался в ***

С ДД.ММ.ГГГГ, Паршуков С.А. обучается в ГОУ Среднего профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса».

Из представленных суду доказательств, следует, что за Паршуковым С.А. жилого помещения не закреплялось. Предоставление Паршукову С.А. койко-места в общежитии, не может являться для него постоянным жилым помещением.

Постановлением Главы администрации г. Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ № Паршуков С.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, во внеочередной список по предоставлению жилого помещения общей площадью *** кв.м.

Отсутствие у Паршукова С.А. какого-либо иного жилого помещения на условиях социального найма либо в собственности, в том числе в порядке закрепления жилья при установлении опеки, сторонами не оспорено, а кроме того подтверждается сведениями, поступившими из Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области и БТИ г. Каменска-Уральского.

Все представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду прийти к выводу о том, что после окончания Паршуковым С.А. *** при достижении им совершеннолетия, у него возникло право, а у Администрации г. Каменска-Уральского, соответственно, обязанность предоставить Паршукову С.А. жилое помещение во внеочередном порядке, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

При его обучении в ГОУ Среднего профессионального образования Свердловской области «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса», Паршуков С.А. общежитием не обеспечивался, в виду его отсутствия.

Вместе с тем, установлено и не оспаривается ответчиками, что Паршукову С.А. жилое помещение не предоставлено, что привело к нарушению его прав, гарантированных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» иной порядок предоставления жилья указанной категории граждан - не предусмотрен.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.02.2001 № 250-О-П, абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных, социальных, нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерацииs либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конститудионно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 № 1631-ПП с 01.01.2010 года на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года №1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории с 2011-2015 годы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Прокурором г. Каменска-Уральского требований о предоставлении Паршукову С.А., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилого помещения по договору социального найма, и обязанность по приобретению жилья за счет средств областного бюджета суд возлагает на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а обязанность предоставить жилье, приобретенное за счет средств областного бюджета, суд возлагает на Администрацию г. Каменска-Уральского.

Принимая во внимание Постановление Главы г. Каменска-Уральского № 599 от 11.06.2009 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский», в соответствии с которым установлена норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский в размере – однокомнатной квартиры, но не более *** кв.м. общей площади – на семью из одного человека, Постановление Главы г. Каменска-Уральского № № от ДД.ММ.ГГГГ года о постановке Паршукова С.А. в очередь на получение жилья по договору социального найма общей площадью *** кв.м., суд приходит к выводу о том, что Паршукову С.А. должно быть приобретено и предоставлено жилье, а именно, однокомнатная квартира общей площадью не более *** кв.м. в черте города Каменска-Уральского, с последующим заключением с ним Администрацией г. Каменска-Уральского договора социального найма.

Руководствуясь ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса

Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Паршукова С.А. к Администрации МО «город Каменск-Уральский», Министерству строительства и Архитектуры Свердловской области об обязании предоставления жилого помещения и заключения договора социального найма удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение на территории Муниципального образования «город Каменск-Уральский», отвечающее санитарным и техническим требованиям, в виде однокомнатной квартиры общей площадью не более *** кв.м., для его распределения Паршукову С.А.

Обязать Администрацию г. Каменска-Уральского предоставить данное жилое помещение Паршукову С.А. и заключить с ним договор социального найма.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Свердловский областной суд.

Решение изготовлено в машинописной форме.

Председательствующий: