Дело № 2-488/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 13 мая 2011 года
Свердловской области
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Толкачевой О.А.,
с участием помощника прокурора Каменск-Уральской прокуратуры Митиной О.В.,
при секретаре Карповой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Механо-литейный завод» о признании незаконным бездействия и обязании создать рабочие места для инвалидов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к ООО «Механо-литейный завод» о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невыполнении требований о квотировании рабочих мест для инвалидов. В обоснование иска прокурор указал, что согласно информации ГУ «Каменск-Уральский центр занятости населения» работодатель ООО «Механо-литейный завод» не выполняет установленные законом требования о квотировании рабочих мест для инвалидов — граждан, нуждающихся в особой социальной защите. П.1 ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусматривает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с п.1 постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Согласно информации, представленной ГУ «Каменск-Уральский Центр занятости», среднесписочная численность работников ООО «Механо-литейный завод» составляет хх человек, установленная квота – 3 %, работает инвалидов - хх, при этом существует лишь 2 вакансии для инвалидов, то есть квота выполнена не в полном объеме. Поскольку в нарушение вышеуказанных требований в настоящее время в ООО «Механо-литейный завод» нет достаточного количества рабочих мест для инвалидов, чем создаётся препятствие для реализации права на труд инвалидам — категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований о квотировании рабочих мест для инвалидов, а также обязать ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в Государственной учреждение занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости».
В судебном заседании прокурор Митина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дав суду аналогичные объяснения.
Представители ответчика ООО «Механо-литейный завод» Жуковский А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Студеникина С.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, указали на непризнание иска. Поясняли, что по результатам предварительной аттестации рабочих мест условно аттестованными признано более 50 % рабочих мест организации, следовательно, квота для устройства инвалидов должна составлять не 3 %, а 2%, что составляет хх рабочих мест. В настоящее время на предприятии трудоустроено хх инвалидов, кроме того, в штатное расписание введены 2 специальных рабочих места (сторож) для трудоустройства инвалидов. Учитывая специфику ряда факторов, связанных со сферой деятельности предприятия – металлообработка, трудоустроить инвалидов в полном объеме согласно установленной квоты не представляется возможным.
Представитель третьего лица ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора поддерживает, в соответствии с представляемыми в ГУ «Каменск-Уральский центр занятости» документами ответчиком ООО «Механо-литейный завод» квота по приему на работу инвалидов ответчиком не выполнялась на протяжении длительного времени.
Выслушав прокурора, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приёма на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» (п.1) квота для предприятий, расположенных на территории Свердловской области установлена в размере 3% от среднесписочной численности работников. При этом согласно п.2 указанного постановления организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 % признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.
Из содержания данных норм следует, что квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
В силу п.1 ч.2 ст.24 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Как следует из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работников ООО «Механо-литейный завод» составила хх человека, при этом в счет квоты на предприятии трудоустроено хх человек, имеющих группу инвалидности, создано 2 рабочих места для инвалидов, являющихся вакантными.
При этом суд отклоняет как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного заседания доводы представителей ответчика о том, что более 50 % рабочих мест, созданных на ООО «Механо-литейный завод», являются условно аттестованными, что предполагает установление квоты для предприятия в размере 2 %.
В подтверждение своих доводов представители ответчика ссылаются на предварительные данные проводимой в настоящее время на предприятии аттестации рабочих мест. Вместе с тем, согласно представленной справки Учреждения федерации независимых профсоюзов «Научно-исследовательский институт охраны труда» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проведена аттестация лишь хх рабочего места, что составляет менее 50 % от общей численности рабочих мест, созданных на ООО «Механо-литейный завод» (хх). При этом, предварительные результаты аттестации с достоверностью нельзя распространять на оставшиеся к настоящему времени не аттестованными рабочие места. Достоверных доказательств обратного суду предоставлено не было.
Таким образом, суд признает, что в силу п.1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» для ООО «Механо-литейный завод», квота для приема на работу инвалидов составляет 3 % от среднесписочной численности работников (т.е. при среднесписочной численности в хх чел. Квота составит хх человека).
Из представленных в материалы дела документов, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Механо-литейный завод» в счет квоты трудоустроено хх гражданин, имеющих группу инвалидности, создано 2 специальных рабочих места сторожей для трудоустройства инвалидов, в остальной части условия о квотировании рабочих мест для инвалидов не выполнено, вакантные места для трудоустройства инвалидов в достаточном количестве на протяжении длительного времени отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду представлено не было. Доводы представителей ответчика о том, что специфика деятельности ООО «Механо-литейный завод», связанная с металлообработкой затрудняет организацию рабочих мест для инвалидов судом отклоняются как несостоятельные, не имеющие правового значение.
При этом сам по себе факт отсутствия со стороны ответчика ООО «Механо-литейный завод» отказов инвалидам в трудоустройстве при изложенных обстоятельствах правового значения для разрешения иска не имеет.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ООО «Механо-литейный завод» обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов выполнена не в полном объеме, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Механо-литейный завод» о признании незаконным бездействия и обязании создать рабочие места для инвалидов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Механо-литейный завод» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников общества.
Обязать ООО «Механо-литейный завод» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать рабочие места для инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников, и предоставить информацию об этом в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости».
Настоящее решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья: