Дело № 2-535/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 19 мая 2011 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Толкачевой О.А.,
с участием помощника прокурора Каменск-Уральской прокуратуры Митиной О.В.
при секретаре Карповой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Водоканал» о признании незаконным бездействия и обязании создать рабочие места для инвалидов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к ОАО «Водоканал» о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невыполнении требований о квотировании рабочих мест для инвалидов. В обоснование иска прокурор указал, что в результате проверочных мероприятий на предмет соблюдения законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации было установлено, что ОАО «Водоканал» не выполняет установленные законом требования о квотировании рабочих мест для инвалидов — граждан, нуждающихся в особой социальной защите. П.1 ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусматривает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с п.1 постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Согласно информации, представленной ГУ «Каменск-Уральский Центр занятости», установленная квота для трудоустройства инвалидов на ОАО «Водоканал» составляет хх рабочих мест, что соответствует 2 % от среднесписочной численности работников, поскольку более 50 % рабочих мест на данном предприятии признаны условно аттестованными. При этом трудоустроено лишь хх человек, имеющих группу инвалидности, сведения о создании специальных рабочих мест для инвалидов, вакансии для данной категории граждан отсутствуют. Поскольку в настоящее время в ОАО «Водоканал» нет рабочих мест для инвалидов, чем создаётся препятствие для реализации права на труд инвалидам — категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований о квотировании рабочих мест для инвалидов, а также обязать ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 2% от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в Государственной учреждение занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости».
В судебном заседании прокурор Митина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дав суду аналогичные объяснения.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания представитель ОАО «Водоканал» в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В своем отзыве на иск прокурора представитель ответчика возражает против его удовлетворения.
Представитель третьего лица ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора поддерживает. В соответствии с представляемыми в ГУ «Каменск-Уральский центр занятости» документами ответчиком ОАО «Водоканал» квота по приему на работу инвалидов ответчиком не выполняется.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приёма на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» (п.1) квота для предприятий, расположенных на территории Свердловской области установлена в размере 3% от среднесписочной численности работников. При этом согласно п.2 указанного постановления организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 % признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.
Из содержания данных норм следует, что квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
В силу п.1 ч.2 ст.24 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в 2010 г. на ОАО «Водоканал» была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой более 50 % рабочих мест на данном предприятии были признаны условно аттестованными, а их условия - противопоказанными для трудоустройства инвалидов. Указанное обстоятельство прокурором опровергнуто в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) не было.
Таким образом, суд признает, что в силу п.2 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» для ОАО «Водоканал» квота для приема на работу инвалидов составляет 2 % от среднесписочной численности работников, которая согласно предоставленной в Центр занятости населения составляет хх человека, то есть квота - хх человек.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в настоящее время в ОАО «Водоканал» трудоустроено хх граждан, имеющих группу инвалидности, в остальной части условия о квотировании рабочих мест для инвалидов не выполнено, вакантные места для трудоустройства инвалидов отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду представлено не было.
Также стороной ответчика в ходе рассмотрения дела судом не было представлено каких-либо доказательств того факта, что на протяжении 2010 -2011 года ими представлялась в ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости», либо иным образом доводилась до сведения неопределенного круга лиц информация о наличии на предприятии вакансий для трудоустройства инвалидов, что такие вакансии имелись, на них могли быть трудоустроены инвалиды.
Суд учитывает, что представителем ответчика не представлено в судебное заседание достаточных доказательств того факта, что в настоящее время на предприятии созданы иные рабочие места, соответствующие условиям труда для инвалидов, информация об этом также не была представлена в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости».
При этом сам по себе факт отсутствия со стороны ответчика ОАО «Водоканал» отказов инвалидам в трудоустройстве при изложенных обстоятельствах правового значения для разрешения иска не имеет.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ОАО «Водоканал» обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов выполнена не в полном объеме, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Водоканал» о признании незаконным бездействия и обязании создать рабочие места для инвалидов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Водоканал» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 2 % от среднесписочной численности работников общества.
Обязать ОАО «Водоканала» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу создать рабочие места для инвалидов в количестве не менее 2 % от среднесписочной численности работников и предоставить информацию об этом в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости».
Настоящее решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья: