прокурор города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» о признании незаконным бездействия и обязании создать рабочие места для инвалидов



...

Дело № 2-962/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский                                                        13 июля 2011 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Земской Л.К.

при секретаре Забелиной Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» о признании незаконным бездействия и обязании создать рабочие места для инвалидов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Каменска-Уральского обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (ОАО «УПКБ «Деталь») о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований о квотировании рабочих мест для инвалидов. В обоснование иска прокурор указал, что согласно информации ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости населения» работодатель ОАО «УПКБ «Деталь» не выполняет установленные законом требования о квотировании рабочих мест для инвалидов — граждан, нуждающихся в особой социальной защите. П.1 ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусматривает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с п.1 постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» (в редакции от 15.10.2009 года) организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Согласно информации, представленной ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости», среднесписочная численность работников ответчика составляет 999 человек, установленная квота – 3 %, то есть 30 рабочих мест, однако квота в полном объеме не выполнена, в организации фактически работает 23 инвалида. Поскольку в нарушение вышеуказанных требований в настоящее время в ОАО «УПКБ «Деталь» нет рабочих мест для инвалидов, чем создаётся препятствие для реализации права на труд инвалидам — категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, просит признать незаконным бездействие ОАО «УПКБ «Деталь», выразившееся в невыполнении требований о квотировании рабочих мест для инвалидов, а также обязать ОАО «УПКБ «Деталь» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости».

В судебном заседании прокурор Москалева А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дав суду аналогичные объяснения.

Представитель ответчика ОАО «УПКБ «Деталь» Галкин В.К., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что все работники, которые в период работы в организации получили рабочие группы инвалидности. Трудоустроены согласно имеющимся у них противопоказаниям. ОАО «УПКБ «Деталь» является организацией, где около 70% работников являются специалистами с высшим образованием, органы занятости населения не направляют им для трудоустройства инвалидов, которые могут быть устроены на имеющиеся вакансии. Ни одному инвалиду в приеме на работу отказано не было. Рабочее место может быть создано только для конкретного инвалида, с учетом его индивидуальных ограничений к трудовой деятельности.

Представитель третьего лица ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора поддерживает, в соответствии с представляемыми в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости» документами ответчиком ОАО «УПКБ «Деталь» квота по приему на работу инвалидов предприятием не выполнялась. Так по отчетам на май 2011 года квота составляет 30 рабочих мест, при этом в ОАО «УПКБ «Деталь» трудоустроено 23 инвалида, т.е. квота не выполнена на 7 рабочих мест, сведений о наличии вакансий для инвалидов ответчиком не предоставлялось.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приёма на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» (п.1) квота для предприятий, расположенных на территории Свердловской области установлена в размере 3% от среднесписочной численности работников.

Из содержания данных норм следует, что квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В силу п.1 ч.2 ст.24 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В соответствии с представленными в материалы дела сообщениями ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости населения», объяснениями представителя ответчика Галкина В.К., по состоянию на май 2011 года среднесписочная численность сотрудников ОАО «УПКБ «Деталь» составляет 999 человек, при этом размер установленной квоты должен составлять 30 рабочих мест, однако в счет установленной квоты в организации трудоустроено 23 инвалида, таким образом на 7 рабочих мест квота не выполняется. Из представленного третьим лицом ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости» отзыва от 30.06.2011 года, следует, что ОАО «УПКБ «Деталь» в органы занятости населения информация о наличии вакантных мест, пригодных именно для трудоустройства инвалидов, не предоставляется, вакантные рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в требующемся объеме выделены или созданы не были.

Стороной ответчика в ходе рассмотрения дела судом не было представлено каких-либо доказательств того факта, что ими представлялась в ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости», либо иным образом доводилась до сведения неопределенного круга лиц информация о наличии на предприятии вакансий для трудоустройства инвалидов, что такие вакансии имелись, на них могли быть трудоустроены инвалиды.

Сам по себе факт отсутствия со стороны ответчика ОАО «УПКБ «Деталь» отказов инвалидам в трудоустройстве при изложенных обстоятельствах правового значения для разрешения иска не имеет.

Мнение стороны ответчика о возможности создания рабочего места только для конкретного инвалида с учетом его индивидуальных ограничений к трудовой деятельности на законе не основано. Так вышеприведенные правовые акты устанавливают для работодателей обязанность создания (выделения) рабочих мест, наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов, и перечень указанных рабочих мест установлен в том числе законодательно (ч.3 ст.20 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановление Минтруда РФ т 08.09.1993 года № 180).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ОАО «УПКБ «Деталь» обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов выполнена не в полном объеме, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» о признании незаконным бездействия и обязании создать рабочие места для инвалидов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников.

Обязать ОАО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу создать рабочие места для инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников, и предоставить информацию об этом в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости».

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.

Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.

...

...

Судья:                                                               Земская Л.К.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...