... Дело № 2-1145/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Каменск-Уральский 19 августа 2011 года Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Земской Л.К., при секретаре Дзюба О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» об обязании осуществить мероприятия по оформления права муниципальной собственности на автодорогу, У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к обратился в су с иском к органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского», Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» об обязании осуществить мероприятия по оформления права муниципальной собственности на автодорогу <адрес>. Определением суда от 19.08.2011 года с согласия стороны истца ответчик Администрация города Каменска-Уральского заменена на ответчика Отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству. Определением от 19.08.2011 года в связи с принятием отказа от иска производство по делу в части исковых требований к ответчикам Отраслевому органу администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» было прекращено. В судебном заседании старший помощник прокурора г.Каменска-Уральского Москалева А.В. поддержала заявленные требования к ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» об обязании осуществить мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на автодорогу, указанную в исковом заявлении. Представитель ответчика ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» Мезенцева Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично. Суду пояснила, что работа по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные автодороги в г.Каменске-Уральском ведется. На указанный в исковом заявлении участок автодороги в настоящее время техническая документация заказана в органах БТИ и находится в стадии изготовления. Без получения технический информации невозможно внесение записи в реестр муниципальной собственности и соответственно дальнейшая регистрация права муниципальной собственности на объект в органах Росреестра. Поскольку в настоящее время лимит финансирования на указанные цели исчерпан, они не имеют возможности получить техническую информацию. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам: На основании ст.14 ч.1 п.5, ст.16 ч.1 п.5 ФЗ от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.50 указанного Федерального Закона в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов. Ст.51 ч.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст.3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой подразумевается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и другие подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения. На основании ст.5 названного ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В силу положений ст.13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся содержание автомобильных дорог местного значения. При этом дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ст.34 названного ФЗ). Статья 46 ч.2 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Статья 125 п.2 Гражданского кодекса РФ устанавливает: От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со ст.31 Устава МО город Каменск-Уральский орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» является юридическим лицом, формируется и осуществляет управленческие функции в соответствии с Положением о нем, утверждаемым Городской Думой по представлению главы города. К полномочиям Комитета по управлении имуществом относятся в том числе; 1) управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом; 2) ведение реестров имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа. Согласно п.2.1 Положения об органе местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского», утвержденного Решением городской думы № 55 от 25.02.2009 года, Комитет по управлению имуществом осуществляет от имени муниципального образования полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования г.Каменск-Уральский, управляет муниципальным имуществом. В силу п.2.2 указанного Положения Комитет по управлению имуществом в сфере управления муниципальным имуществом осуществляет мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, находящееся на территории муниципального образования г.Каменск-Уральский. В соответствии с п.п.«к,х» п.3.3 Положения об управлении и распоряжении собственностью муниципального образования город Каменск-Уральский, утвержденного решением городской Думы г.Каменска-Уральского № 238 от 11.08.2010 года, Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского осуществляет учет объектов муниципальной собственности и ведение реестра объектов муниципальной собственности; осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, находящееся на территории муниципального образования. Государственная регистрация прав на объекты муниципальной собственности осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно п.3 Положения о порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Каменск-Уральский, утвержденного решением городской Думы № 70 от 11.02.2005 года, держателем Реестра является исполнительный орган местного самоуправления Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского, который осуществляет формирование и ведение Реестра объектов муниципальной собственности. Под ведением Реестра понимается процедура сбора, регистрации и обработки информаций об объектах муниципального имущества. Как было установлено в судебном заседании из объяснений прокурора, представленных им в материалы гражданского дела письменных доказательств, и не опровергнуто стороной ответчика в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), дорога, расположенная от <адрес>, является дорогой местного значения, в силу закона должна находиться в муниципальной собственности, однако в настоящее время является бесхозяйной, право собственности на нее в установленном порядке не зарегистрировано, в реестр муниципальной собственности дорога не включена. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Проблема правового регулирования режима использования дорог, на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности требует пристального внимания, поскольку зачастую связан с реальной угрозой жизни и здоровью людей. Указанные дороги никем не ремонтируются по причине неопределенности балансовой принадлежности и в отсутствие надлежащего содержания представляют реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Тем самым в отсутствие оформления в установленном порядке права муниципальной собственности на такое имущество, и как следствие отсутствие закрепления за организацией, которая будет осуществлять надлежащее содержание дороги, нарушает права неопределенного круга лиц. Таким образом, исковые требования прокурора г.Каменска-Уральского к ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» об обязании осуществить мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на автодорогу обоснованны и подлежат удовлетворению. При этом необходимо учесть, что включение объекта недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности и государственная регистрация прав на недвижимое имущество являются составной частью процедуры оформления права муниципальной собственности. Отсутствие необходимого финансирования для изготовления технической документации на автодороги, на которое ссылалась представитель ответчика Мезенцева Н.Г. в судебном заседании, при изложенных обстоятельствах не может являться причиной для отказа в удовлетворении заявленного прокурором иска. Руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом г.Каменска-Уральского» удовлетворить. Обязать ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» осуществить мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на автодорогу <адрес> Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского. Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником. ... ... Судья: Земская Л.К. ... ... ...