Ершов С.В. к Администрации г.Каменска-Уральского о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, предоставлении жилого помещения



...

Дело № 2-609/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 09 июня 2011 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Земской Л.К.

при секретаре Забелиной Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершов С.В. к Администрации г.Каменска-Уральского о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Ершов С.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Каменска-Уральского об обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с последующим предоставлением жилого помещения и заключения договора социального найма. В дальнейшем исковые требования дополнил, просил предоставить ему жилое помещение вне очереди.

В судебном заседании Ершов С.В. исковые требования поддержал. Суду, в том числе в судебных заседаниях 11.05,30.05.2011 года, пояснил, что являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать была лишена родительских прав, а отец юридически отсутствует. При помещении его ДД.ММ.ГГГГ в детский дом за ним было закреплено жилое помещение – <адрес> доля в праве собственности на которое принадлежит ему. Однако уже ДД.ММ.ГГГГ, когда он был направлен на обучение в Профессиональное училище , указанный жилой дом был полностью разрушен, однако соответствующих данных в техническую документацию в БТИ внесено не было, поскольку это требует оплаты. В период обучения им было совершено преступление и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в местах лишения свободы. На момент освобождения ему уже исполнилось 23 года. После освобождения он зарегистрирован по месту жительства в социальной гостинице, постоянного места жительства, жилья на праве собственности и иных правах не имеет. Он обратился в Администрацию г.Каменска-Уральского для внеочередного обеспечения жильем в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, однако ему в постановке на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма было отказано в связи с наличием у него закрепленного жилья и достижением 23-летнего возраста. Полагает, что имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма в порядке ст.8 п.1 абз.2 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку закрепленное за ним жилье было разрушено, когда он находился в несовершеннолетнем возрасте, а в возрасте до 23 лет он не имел возможности обратиться за предоставлением жилья в связи с отбыванием наказание в виде лишения свободы.

Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г.Каменску-Уральскому и Каменскому району» Скородумова М.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования просила удовлетворить по изложенным истцом основаниям, а именно признать Ершова С.В. имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения. Суду дополнительно пояснила, что на момент изъятия Ершова С.В. из семьи ДД.ММ.ГГГГ <адрес> существовал, но находился в ветхом состоянии, однако в дальнейшем органами опеки ДД.ММ.ГГГГ было зафиксировано отсутствие жилого дома по указанному адресу, что отражено в актах. Поскольку сам Ершов С.В. денежных средств не имеет, а органы опеки на указанные цели не финансируются, в БТИ изменения в тех.паспорт дома внесены не были.

Представитель ответчика Администрации г.Каменска-Уральского Белянина Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что основанием к отказу Ершову С.В. в признании нуждающимся в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма явились два факта, а именно наличие у него согласно имеющимся документам закрепленного жилья по <адрес>, ? долей в праве собственности на которое он владеет, а также достижением им на момент обращения в Администрацию г.Каменска-Уральского 23-летнего возраста. Помимо этого по исковым требованиям о предоставлении жилого помещения органы местного самоуправления не являются надлежащим ответчиком, поскольку решение указанного вопроса действующим законодательством отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ, т.е. Свердловской области.

Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:

На основании ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Согласно ст.68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. При этом к категорий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).

При этом к категорий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).

Таким образом, федеральное законодательство прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях социального найма.

В соответствии с ч.1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке осуществляется, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» иной порядок предоставления жилья указанной категории граждан - не предусмотрен.

Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года №1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории с 2011-2015 годы.

В настоящее время Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП (далее – Порядок). В соответствии с данным Порядком обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Тот факт, что Ершов С.В. относится к категории детей-сирот, подтверждается материалами дела и сторонами в судебном заседании не оспаривался, а следовательно суд признает его установленным.

ДД.ММ.ГГГГ Ершов С.В. обратился на прием в Администрацию города Каменска-Уральского по вопросу обеспечения его жильем вне очереди, как ребенка-сироты, ДД.ММ.ГГГГ он него было принято соответствующее письменное заявление.

Постановлением Администрации г.Каменска-Уральского от 10.05.2011 года № 532 «Об отказе в принятии граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», а также письмом указанного органа местного самоуправления от 13.05.2011 года № 242 в адрес истца Ершову С.В. было отказано в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, а именно в связи с наличием у Ершова С.В. закрепленного за ним жилого помещения по <адрес>, а также достижения им возраста 23 лет. Указанной позиции придерживалась в ходе рассмотрения дела судом и представитель ответчика Белянина Т.В. Наличие иных оснований для постановки Ершова С.В. на учет не опровергалось участниками процесса.

В судебном заседании истцом Ершовым С.В. указано, что он не имел возможности своевременно до достижения 23-летнего возраста обратиться за постановкой на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку отбывал наказание в местах лишения свободы, а также <адрес>, который был закреплен за ним органами опеки, разрушен.

Исследовав в совокупности представленные по делу доказательства суд соглашается с изложенной позицией стороны истца.

Так из представленной в материалы гражданского дела справки об освобождении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ершов С.В. отбывал наказание в местах лишения свободы за совершение преступления, и объективно не имел возможности в указанный период обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, предоставить необходимые для принятия указанного решения документы, а на момент своего освобождения из мест лишения свободы уже достиг возраста 23 лет.

Из представленной в материалы гражданского дела копии Постановления Главы администрации Красногорского района г.Каменска-Уральского от 28.05.1996 года № 270 следует, что при определении Ершова С.В. в учреждение государственного воспитания было принято решение о сохранении за ним права на жилье, расположенное по адресу <адрес>, ? доля в праве собственности на которое принадлежало ему на праве собственности на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако как установлено в судебном заседании из объяснений представителя третьего лица органа опеки и попечительства ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г.Каменску-Уральскому и Каменскому району» Скородумовой М.Р., представленных в материалы гражданского дела копий актов проверки сохранности жилого помещения, закрепленного за Ершовым С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, акта осмотра земельного участка по адресу <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ квартальным квартального комитета №2 Красногорского района Мусиной Е.В. и начальником отдела опеки и попечительства ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г.Каменску-Уральскому и Каменскому району» Скородумовой М.Р., сообщений ФБУ ИК-2 г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, сообщений ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г.Каменску-Уральскому и Каменскому району» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было выявлено разрушение <адрес> в г.Каменске-Уральском Свердловской области, т.е. еще до достижения совершеннолетия Ершовым С.В. закрепленное за ним жилое помещение было утрачено. Сведений о наличии у Ершова С.В. иного закрепленного за ним жилья суду не предоставлено.

Иные жилые помещения на праве собственности и иных правах у Ершова С.В. отсутствуют, что подтверждается как его объяснениями в судебном заседании, так и представленными в материалы гражданского дела уведомлениями Управления Росреестра по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, сообщениями филиала СОГУП «Каменск-Уральское БТИиРН» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Ершова С.В. о признании его имеющим право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а соответственно Постановление Администрации г.Каменска-Уральского от 10.05.2011 года № 532 «Об отказе в принятии граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» подлежит признанию незаконным.

При этом исковые требования Ершова С.В. о предоставлении ему жилого помещения вне очереди в настоящее время удовлетворению не подлежат, поскольку из изложенных выше правовых норм следует, и верно указано представителем Администрации г.Каменска-Уральского Беляниной Т.В., заявлены у ненадлежащему ответчику. Помимо этого в настоящее время необходимо именно признание за истцом права на предоставление ему жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования вне очереди, что в дальнейшем обеспечит предоставление ему жилого помещения в установленном законом порядке надлежащими лицами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ершов С.В. к Администрации г.Каменска-Уральского о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.

Признать Ершов С.В. имеющим право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Признать незаконным Постановление Администрации г.Каменска-Уральского от 10.05.2011 года № 532 «Об отказе в принятии граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования».

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.

Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.

...

...

Судья: Земская Л.К.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

... ... ...

...

...

...

...

...

...