Мячкова ЗА к ОМС «Администрация города Каменска-Уральского» о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело № 2-1088/2011 г.копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский 19 августа 2011 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.

с участием представителя истца адвоката Кацайлиди А.В.

при секретаре Валитовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мячковой З.А. к ОМС «Администрация города Каменска-Уральского» о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Мячкова З.А. обратилась в суд с иском к ОМС «Администрация города Каменска-Уральского» (далее администрация города) об обязывании администрации города принять её на учет в качестве гражданина, нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В судебном заседании представитель истца Кацайлиди А.В. исковые требования Мячковой З.А. поддержал. В обоснование исковых требований он указал, что Мячкова З.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Мячкова А.П..

В соответствии с положениями Федерального закона РФ «О ветеранах» Мячкова З.А. имеет право на такую меру социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. На основании указанного Закона и Указа Президента РФ № 714 от 17 мая 2008 года Мячкова З.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию города с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, в чем ей было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве причины отказа в постановке на учет в письме было указано на то, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав в <данные изъяты> году принадлежавший ей на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того в письме было указано, что, проживая и будучи зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, и не нуждаясь в обеспечении жильем, исходя из количества проживающих в квартире лиц и её метража, Мячкова З.А. ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрации в указанном жилище и встала на регистрацию по месту жительства в <адрес>. Указанные действия администрацией города расцениваются как умышленное ухудшение Мячковой З.А. своих жилищных условий, поэтому в течение 5 лет она не вправе претендовать на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

С указанными мотивировками отказа в постановке на учет истец не согласна.

Причинами продажи дома в <адрес> и переезда из многоэтажного дома в областном городе <адрес> в одноэтажный частный дом в провинциальном <адрес> стали возраст истицы и её заболевания, вызвавшие необходимость ухода близкими лицами за Мячковой З.А. и её проживания в жилище, не требующем больших физических нагрузок для подъема в квартиру, как это было при проживании Мячковой З.А. в квартире родственников ФИО, расположенной на 4 этаже многоквартирного жилого дома.

Мячкова З.А. перенесла ишемический инсульт и в связи с ухудшением состояния здоровья и невозможностью самообслуживания в неблагоустроенном жилье в <адрес> она переехала проживать в <адрес> к сестре для получения ухода от неё. В ДД.ММ.ГГГГ году Мячкова З.А. получила 2 группу инвалидности без дальнейшего переосвидетельствования. Состояние здоровья у неё не улучшалось, более того, ей стало противопоказано перемещаться по лестницам. Поэтому она переехала в г. Каменск-Уральский к другим родственникам в частный дом, не требующий хождения по лестницам для того, чтобы выйти из него на улицу.

В действиях Мячковой З.А. по продаже дома и переезду из одного населенного пункта в другой намерений на ухудшение своих жилищных условий не имеется. Мячкова З.А. юридически неграмотна и на момент отчуждения дома в <адрес>, вселения в дом по <адрес> не обладала информацией об имеющемся праве на улучшение жилищных условий за счет государства. В связи с изложенным выше представитель истца считает, что администрация города не учла в полной мере льготы Мячковой З.А., предоставленные Федеральным законом РФ «О ветеранах», и нарушила гарантированные законом права последней и сам закон, отказав в принятии истца на учет по надуманным основаниям.

Представитель ответчика Администрации города Дегтярева О.В. исковые требования Мячковой З.А. не признала в полном объеме, в обоснование возражений против удовлетворения иска указала, что постановлением администрации города от 06.06.2011 г. № 648 «Об отказе гражданам в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» Мячковой З.А. действительно было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

Тот факт, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и относится к категории граждан, имеющих право на получение в установленном законодательством порядке мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», администрация города не оспаривает.

Из представленных истицей в администрацию города документов следует, Мячкова З.А. ДД.ММ.ГГГГ продала жилое помещение п <адрес> в <адрес> и зарегистрировалась в <адрес> в качестве члена семьи собственников квартиры ФИО, где была достаточно обеспечена жилой площадью. ДД.ММ.ГГГГ истица снялась с регистрационного учета в указанном жилом помещении и встала на регистрационный учет в г. Каменске-Уральском по <адрес> где помимо неё зарегистрировано ещё 6 человек, искусственно ухудшив свои жилищные условия, став нуждающейся в обеспечении жильем. Доказательств того, что действия истицы не были вызваны намерением получить жилое помещение муниципального жилищного фонда, не имеется, соответственно она вправе обратиться за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения всех указанных действий.

Представитель Правительства Свердловской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин отсутствия, просьб об отложении судебного разбирательства не представил.

Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля ФИО, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд считает необходимым иск Мячковой З.А. удовлетворить по следующим ниже основаниям.

В ст. 54 ЖК РФ установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1 - 3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если:

не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В таких случаях граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то соответствующим гражданам отказывается в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Тот факт, что Мячкова З.А. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны и относится к категории граждан, имеющих право на получение в установленном законодательством порядке мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», администрация города не оспаривает, соответственно в силу ч.2 ст. 68 ГПК РФ суд признает данные обстоятельства доказанными.

Не оспаривается администрацией города, что в момент обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Мячковой З.А. были представлены все необходимые документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Как установлено судом из объяснений представителя истца и представленных в материалы дела документов, Мячкова З.А. действительно являлась единоличным собственником жилого помещения по адресу <адрес> общей площадью 30,1 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, когда продала его по договору купли-продажи вместе с земельным участком за <данные изъяты> рублей.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проживала в <адрес> на правах члена семьи ФИО в квартире общей площадью 61,1 кв.м.

С ДД.ММ.ГГГГ Мячкова З.А. зарегистрирована и проживает в жилом <адрес> в г. Каменске-Уральском Свердловской области. принадлежащем на праве собственности ФИО Общая площадь дома 40 кв.м.. При этом согласно показаниям допрошенной в качестве свидетеля ФИО правом постоянного пользования жилым помещением, помимо неё (ФИО), обладают ещё 5 человек. За Мячковой З.А. постоянного права пользования домом она (ФИО) не признает, истица вселилась в данный дом временно на период до улучшения здоровья или приобретения своего жилья. Показания данного свидетеля подтверждаются объяснениями представителя истца, представленными в дело правоустанавливающими документами на дом на имя ФИО и справкой председателя квартального комитета о зарегистрированных в доме лицах. Ответчиком доказательств опровергающих, объяснения истца и представленные ей доказательства в обоснование иска, не представлено.

Таким образом судом установлено, что в настоящее время Мячкова З.А. имеет на праве пользования менее 6 кв.м. жилого помещения, что ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании город Каменск-Уральский постановлением администрации города от 11.06.2009 г. № 599. При этом Мячкова З.А. не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем муниципального жилого помещения, следовательно, она вправе состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Пунктом 1 постановления администрации города от 06.06.2011 г. № 648 «Об отказе гражданам в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» Мячковой З.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Согласно требованиям ЖК РФ отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован указанием нарушений, допущенных заявителем. В том числе должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушены в случае принятия на учет, и т.п.

Как следует из текста оспариваемого постановления, отказ Мячковой З.А. в принятии на учет должным образом не был мотивирован в постановлении, в чем же заключается намеренное ухудшение ей своих жилищных условий, из чего сделан вывод, что это было сделано именно с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в постановлении № 648 не указано. При таких обстоятельствах данное постановление в части отказа Мячковой З.А. в постановке на учет невозможно признать законным и обоснованным.

По объяснениям представителя истца, показаниям свидетеля ФИО, подтвержденным сведениями о состоянии здоровья Мячковой З.А., представленными в материалы дела из МУ «ЦГКБ № <адрес>», истец, имевшая уже к моменту продажи своего дома в ДД.ММ.ГГГГ году возраст 80 лет и целый «букет» тяжелых заболеваний, требовала за собой постоянного присмотра и ухода, не имела возможности самостоятельно себя обслуживать, заниматься содержанием жилого помещения, которое является неблагоустроенным, не имея централизованных водоснабжения, водоотведения, отопления. Указанные обстоятельства не были опровергнуты представителем ответчика. Затем у истца появились противопоказания к подъему и спуску по лестнице, вследствие чего она не смогла проживать в квартире, расположенной на 4 этаже пятиэтажного дома, не оборудованного лифтом и, продолжая испытывать необходимость в уходе, вынуждена была переехать к другим родственникам в одноэтажный частный дом в г. Каменске-Уральском.

Выше приведенные обстоятельства, подтвержденные документально и свидетельскими показаниями, суд находит достаточными и убедительными для суждения о том, что переезды истицы не были вызваны лишь одним стремлением искусственно ухудшить свои жилищные условия с целью «обогатиться» за государственный счет. Доказательств обратного, за исключением голословных рассуждений, ответчиком суду представлено не было.

В силу действующего до обращения Мячковой З.А. в администрацию города законодательства, не встав на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ, Мячкова З.А. была не вправе претендовать на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета вне зависимости от отчуждения собственного жилья. Только данный факт, не говоря уже о выше приведенных обстоятельствах, опровергает доводы представителя ответчика о том, что единственной целью реализации Мячковой З.А. своего жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ году было приобретение права встать на учет в администрации города в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Кроме того, Федеральным законом от 06.05.2010 года № 79-ФЗ были внесены изменения в п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривавший предоставление семьям погибших (умерших) инвалидов и участников войны такой меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета. В указанный пункт была включена оговорка о том, что указанные лица обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения, распространяющая действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21, Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ) на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Таким образом законодатель исключил распространение п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ на семьи погибших (умерших) инвалидов и участников войны вне зависимости от доказанности факта намеренного ухудшения своих жилищных условий, чего в рассматриваемом случае установлено не было.

На основании выше изложенного пункт 1 постановления администрации города Каменска-Уральского от 06.06.2011 года № 648 об отказе Мячковой З.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения следует признать незаконным, в связи с чем надлежит обязать администрацию города принять Мячкову З.А. на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в очередности соответствующей дате подача заявления о приеме на учет ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мячковой З.А. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Каменска-Уральского от 06.06.2011 г. № 648 «Об отказе гражданам в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» в части отказа Мячковой З.А. в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Обязать Администрацию города Каменска-Уральского принять Мячкову З.А. на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в очередности, соответствующей дате подачи заявления о приеме на учет – ДД.ММ.ГГГГ, отменив постановление от 06.06.2011 г. № 648 в части отказа Мячковой З.А. в принятии на такой учет.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.

Председательствующий судья: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме в компьютерном варианте 19.09.2011 года и является подлинником.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова

Секретарь Т.В. Меньшикова