Дело № 2-1004/2011 г. копия Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Каменск-Уральский 16 августа 2011 года Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В. при секретаре Валитовой С.Н.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» об обязании разработать и утвердить проект окончательной санитарно-защитной зоны, У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Каменска-Уральского, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» (далее КУЗОЦМ) об обязании разработать и утвердить проект окончательной санитарно-защитной зоны. В обоснование иска в нем прокурором было указано, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в июне 2011 года установлено, что КУЗОЦМ допускает грубые нарушения действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха - у предприятия отсутствует разработанный и утвержденный в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны. В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Пунктом 3-им ст. 44 данного Закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования. В соответствии с требованиями п.3.1.6. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. П.4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами. По классификации главы 7 часть 7.1., п.7.1.2. пп.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200- 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007года № 74, КУЗОЦМ относится к объекту 1 класса опасности с нормативной санитарно-защитной зоной не менее 1000 м. КУЗОЦМ, основным видом деятельности которого является производство меди. А дополнительными производство свинца, цинка, олова, алюминиевых порошков, отливок из легких металлов, не имеет установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны, обоснованной проектом с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержденной результатами натуральных исследований и измерений, что является нарушением ст.ст. 34, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11, 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.3.1.6. и 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 2.1, 2.2., 2.3, 2.4, 2.5, 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74. В п. 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. В ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.3.1.6., 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и п.п. 2.1 - 2.6, 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ог 25.09.2007 № 74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Пунктом 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Пунктом 2.3. названного СанПиН предусмотрено, что критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Пунктом 2.4. указанных санитарных норм и правил установлено, что для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону. Пунктом 2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон. КУЗОЦМ не имеет установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны, обоснованной проектом с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержденной результатами натуральных исследований и измерений, несмотря на это, в нарушение действующего законодательства осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на здоровье человека. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 45 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ Прокурор г. Каменска-Уральского просил, обязать КУЗОЦМ разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение 1 года с момента вступления решения суда в силу, а также организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны, в течение 1,5 года с момента вступления решения суда в силу. В судебном заседании помощник прокурора Мартынова Е.В. исковые требования поддержала, уточнив, что на текущий момент прокурор г. Каменска-Уральского просит обязать ответчика только разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение 1,5 лет с момента вступления решения суда в силу по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика КУЗОЦМ в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск он указал, что иск Прокурора г. Каменска-Уральского ответчик не признает, так как КУЗОЦМ уже приступил к разработке проекта определения величины аэрогенного риска для здоровья населения, попадающего в расчетную санитарно-защитную зону. То есть работы по организации санитарно-защитной зоны ведутся, для них требуется больший временной промежуток, чем просит прокурор, поэтому ответчик в иске просит отказать. Суд, выслушав пояснения представителя истца, консультацию специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора Кравченко М.В., обратившую внимание суда на то, что ответчик в обоснование заявления о начале выполнения работ по разработке проекта санитарно-защитной зоны, не представил суду никаких доказательств обращения в аккредитованную организацию за осуществлением расчетов хотя бы ориентировочного размера зоны, при этом предприятие реконструировалось, в 1000 метровой зоне от предприятия есть жилая застройка и жильцы этих помещений постоянно находятся в зоне риска, запрещенной для постоянного пребывания; исследовав письменные материалы дела и доказательства, представленные в ходе рассмотрения данного гражданского дела, считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено проверкой, проведённой представителем истца, в нарушение ст.ст. 34,52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.11,20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 16,20,30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2.1., 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 года № 38, п.п. 3.1.6,3.1.7,3.1.8,4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001 г. КУЗОЦМ не имеет проекта организации санитарно-защитной зоны. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Статья 11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды». .эксплуатация.. . зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В п.2 ст. 52 указанного закона содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно ст. 16, п.1 ст. ст. 20, 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее – места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест ", обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон. Как считает прокурор, в нарушение п.2.6, 2.10, 2.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003г. № 38, п.3.3.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2001 г., ответчик не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны. Действительно, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей в случае необходимости. Проект организации, благоустройства и озеленения представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) предприятия. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Факт того, что в настоящее время у ответчика отсутствует надлежащим образом составленный проект организации санитарно-защитной зоны, был подтверждён и представителем ответчика. Оценив в совокупности все доказательства по делу, суд признает, что длительное бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении проекта санитарно-защитной зоны, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, вследствие чего требования истца подлежат удовлетворению. Предложенный истцом срок для устранения допущенного нарушения – 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу, представляется суду обоснованным и разумным. В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО «КУЗОЦМ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. Руководствуясь ст. ст. 12,194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Прокурора города Каменска-Уральского, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны. Взыскать с ОАО «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд. Судья: подпись Решение изготовлено в окончательной форме в машинописном варианте 24.08.2011 года и является подлинником. Судья: подпись Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова Секретарь Т.В. Меньшикова