Дело № 2- 1023/2011 г. копия Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Каменск-Уральский 09 августа 2011 года Синарский районный суд г. Каменска-Уральского свердловской области в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В. с участием представителя истца Докучаевой Т.Ю. при секретаре Максимовских Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цокур С.В. к Администрации г. Каменска-Уральского о включении в список инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Цокур С.В. обратился в суд с иском к Администрации города Каменска-Уральского о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и о включении в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 01.01.2005 года. В судебном заседании Цокур С.В. и его представитель Докучаева Т.Ю. исковые требования поддержали, в их обоснование указали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (более 21 года) Цокур С.В. непрерывно служил в органах внутренних дел г. Каменска-Уральского Свердловской области. В период прохождения службы получил заболевание, послужившее причиной установления ему в 2004 году инвалидности № группы. С 1986 года истец состоит в очереди на получение жилья в администрации г. Каменска-Уральского в качестве лица, нуждающееся в жилье, так как вместе с тремя сыновьями проживает в двух комнатах коммунальной квартиры, расположенной по <адрес> в <адрес>. В начале 2005 года ответчиком формировался список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 01.01.2005 года для последующего предоставления такой меры социальной поддержки, как обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. На этот момент Цокур С.В. был инвалидом, встал на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в 1986 году, то есть отвечал критериям, необходимым для включения в указанный список, в который, однако, включен не был, о чем узнал только в 2011 году, обращаясь в суд с иском об обеспечении жильем за счет средств муниципального бюджета. Причина, по которой Цокур С.В. не был включен в список нуждающихся в жилье инвалидов и других льготников, заключалась в том, что в его учетном деле, хранящемся в жилищном отделе ответчика, отсутствовала копия справки об установлении ему инвалидности. Ненадлежащая оценка сотрудником администрации г. Каменска-Уральского его права быть обеспеченным жильем за счет средств федерального бюджета, отсутствие у него информации о составлении такого списка привели к тому, что он до настоящего времени как инвалид лишен возможности получить такую меру социальной поддержки, как обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в предоставлении которой ему не могло быть отказано. Поскольку добровольно ответчик отказался включить его в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 01.01.2005 года, истец в судебном порядке просит признать, что он имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и обязать ответчика включить его в список нуждающихся. Представитель ответчика Дегтярева О.В. иск Цокур С.В. не признала, пояснив, что действительно по запросу Министерства экономики и труда Свердловской области администрацией города Каменска-Уральского в феврале 2005 года была направлена информация о ветеранах и инвалидах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, где указывались по установленной форме сведения обо всех очередниках, вставших на учет до 01.01.2005 года и предъявивших удостоверения участников боевых действий (для ветеранов) и справки медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (для инвалидов). В соответствии со списками ветеранов, инвалидов, принятых на учет нуждающихся в жилье до 01.01.2005 года, предъявленных органом местного самоуправления, информация об очередниках направлялась Министерством экономики и труда Свердловской области в Росздрав для формирования общефедерального реестра льготоносителей. Цокур С.В. в данном списке не был указан, так как справку об установлении ему группы инвалидности представил в администрацию города только 23.05.2005 года, следовательно, Администрация города правомерно не включила его в спорный список. 21.02.2007 года администрацией города Каменска-Уральского были направлены предложения по распределению квартир в жилом доме № <адрес>, строящемся за счет федеральных денежных средств, в которые был включен и Цокур С.В., неоднократно обращавшийся в администрацию города и другие инстанции по поводу тяжелой жизненной ситуации. Однако, в связи с тем, что истец представил справку медико-социальной экспертизы после 01.01.2005 года, предложения администрации города Каменска-Уральского по распределению ему жилой площади Министерством экономики и труда были отклонены. На ходатайство администрации города в 2007 году о предоставлении Цокур С.В. жилого помещения во вновь строящемся <адрес> мкр. «Южный-lV» (<адрес>) для ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Министерством экономики и труда было вновь отказано. Цокур С.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилье в 1986 году. По итогам перерегистрации 2010 года его номер очередности по списку граждан, состоящих в администрации города на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда - 28. В настоящее время он состоит в администрации г. Каменска-Уральского на учете в качестве нуждающегося в жилье составом семьи 4 человека, проживает в двух комнатах жилой площадью 21,8 м2 (с учетом доли общей площади 37,6м2) в коммунальной <адрес> <адрес>. Однако, включить его в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 01.01.2005 года для последующего предоставления такой меры социальной поддержки, как обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета Администрация г. Каменска-Уральского не вправе, так как справка об инвалидности Цокур С.В. была предоставлена в жилищный отдел после 01.01.2005 года, а спорный список после его первоначального составления может изменяться только в сторону уменьшения, а не наоборот. Изменение данного списка влечет изменение общефедерального списка льготников, по которому выделяются бюджетные средства, распоряжаться, которыми ответчик не вправе. Представители привлеченных к участию в судебном разбирательстве Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Министерства экономики Свердловской области, Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений против удовлетворения иска не представили. Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства в материалах дела, а также учетное дело Цокур С.В., суд считает необходимым его иск удовлетворить по следующим ниже основаниям. В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. В силу части 3 стать 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 28.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Пунктом 5 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005г. № 614 предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Источниками финансирования обеспечения жильем инвалидов являются средства федерального бюджета, устанавливаемые в Федеральном фонде компенсаций и передаваемые в форме субвенций бюджету Свердловской области и средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем инвалидов. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем инвалидов, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем инвалидов, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства". Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 3 статьи 52 жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1-1 статьи 3 Областного закона № З-ОЗ от 20 февраля 2006 года «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» и пунктом 3 Порядка обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов (далее по тексту - Порядка), утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП (с изменениями и дополнениями), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области. В соответствии с вышеуказанным Порядком формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, формируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области ежегодно до 1 февраля представляют изменения в списки, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Судом установлено, что Цокур С.В. был принят на учет в Администрации г. Каменска-Уральского в качестве нуждающегося в жилье на основании личного заявления от 29.12.1986 г., то есть до 01.01.2005 года. Инвалидом № группы он был признан ДД.ММ.ГГГГ согласно справке серии МСЭ-2001 №, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Эти обстоятельства признаны ответчиком, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ считает их доказанными. На основании указанного выше суд приходит к выводу о том, что истец имеет право как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, вставший на учет для этих целей до 01.01.2005 года, на получение такой меры социальной поддержки как обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, поэтому невключение его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, в соответствии с которым происходит выделение денежных средств из федерального бюджета, должно быть расценено как нарушение его гарантированного законом права, которое подлежит устранению. То, что на момент составления первичного списка в учетном деле Цокур С.В. отсутствовала копия справки о его инвалидности, что она была получена жилищным отделом ответчика после 01.01.2005 года нельзя принимать как обстоятельство препятствующее включению Цокур С.В. в настоящее время в спорный список. На момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и в последующие годы справка о наличии инвалидности не являлась обязательным документом для предоставления жилья, обязанность истца по её предоставлению в учетное дело ничем регламентирована не была. Информирования состоящих на учете граждан о составлении спорного списка ответчиком не происходило, соответственно именно истцу невозможно поставить в вину то, что он не был включен в спорный список. Отсутствие справки об инвалидности в учетном деле на 01.01.2005 года не может свидетельствовать об отсутствии у истца права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Наличие права подразумевает необходимость числить истца в перечне лиц, имеющих право на получение аналогичной меры социальной поддержки, для реализации имеющегося права. Справка о наличии инвалидности была представлена Цокур С.В. в администрацию г. Каменска-Уральского 23.05.2005 года, поэтому в последующие годы при ежегодном внесении изменений в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, ответчик был обязан включить Цокур С.В. в данный список на основании имеющихся о нем данных, чего не сделано до настоящего времени в нарушение требований закона и прав истца, многократно обращавшегося к ответчику по поводу решения вопроса об обеспечении его жилым помещением. Доводы представителя ответчика о том, что Администрация города Каменска-Уральского не вправе вносить изменения в спорный список в виде добавления лиц, по мнению суда, несостоятельны, поскольку ни Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ни Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года № 357-ПП, а равно и другие нормативные акты, такого запрета не содержат, гарантируя всем инвалидам и ветеранам, вставшим на учет для улучшения жилищных условий до 01.01.2005 года, равное право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Истец в силу своей правовой неграмотности и состояния здоровья в текущем году осознал нарушение своего вышеуказанного права, сразу обратился в суд за его защитой, поэтому ссылки представителя ответчика на то, что истец утратил возможность оспаривания действий ответчика по невключению его спорный список, суд во внимание не принимает, считая необходимым обязать Администрацию г. Каменска-Уральского включить Цокур С.В. список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года для последующего предоставления изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Цокур С.В. удовлетворить. Признать за Цокур С.В. право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Обязать Администрацию города Каменска-Уральского включить Цокур С.В. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, с последующим предоставлением изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд. Председательствующий судья: подпись Решение изготовлено в окончательной форме в компьютерном варианте 06 сентября 2011 года. Судья: подпись Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова Секретарь С.Н. Валитова