Дело № 2-1170/2011 г. копия Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Каменск-Уральский 17 августа 2011 года Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В. при секретаре Валитовой С.Н.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» о признании незаконными действий по осуществлению сброса сточных вод в р. Исеть в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также об обязании получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Каменска-Уральского, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» о признании незаконными действий по осуществлению сброса сточных вод в р. Исеть в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также об обязании получить решение о предоставлении водного объекта в пользование. В обоснование заявленных требований в иске указано, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в июне 2011 года, выявлено, что ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» (далее - КУЛЗ) допускает грубые нарушения действующего водного законодательства - у предприятия отсутствуют нормативы допустимых сбросов, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решение о предоставлении водного объекта в пользование. В ходе прокурорской проверки выявлено, что КУЛЗ является водопользователем. Согласно отчету 2-ТП (водхоз) за 2009-2010 годы предприятие производит сбросы загрязненных сточных вод в водный объект - река Исеть. В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. В силу п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации - сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы, (ст. 1 "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006). Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации). При сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, которым в соответствии со ст. 22 Водного кодекса РФ должны быть возложены обязательные условия на водопользователя: цели, виды и условия использования водного объекта, срок действия решения, указание места сброса сточных вод, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства КУЛЗ осуществляет сброс загрязняющих веществ со сточными водами в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, не имеет утвержденных нормативов допустимых сбросов для сброса сточных вод, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. В соответствии со ст. 4,11 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Согласно ст.21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Для достижения нормативов качества окружающей среды законом установлено требование об определении для каждого источника загрязнений нормативов предельно допустимых воздействий, к которым относятся, в том числе и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, установленных в виде нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ст.ст.22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Кроме того, статья 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты, которые также Предприятиям не получены и не согласованы с органами санитарного надзора. В соответствии со ст.ст.39, 44 Водного Кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения; использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды. КУЛЗ осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в р. Исеть с нарушением правил водопользования, что надлежит признать незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. При этом ответчик фактически бездействует, не оформляя необходимые разрешительные документы, поэтому, учитывая нормативно закрепленную обязанность водопользователя получить в соответствующих государственных органах разрешительную документацию, в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ прокурором в качестве способа защиты нарушенных прав избрано понуждение ответчика к исполнению обязанности в натуре с признанием незаконными действий КУЛЗ по осуществлению сброса сточных вод в р. Исеть в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и с обязыванием КУЛЗ в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта в пользование. В судебном заседании помощник прокурора Москалева А.В. настаивала на удовлетворении иска прокурора по изложенным в нем основаниям. Представители ответчика Мосунов С.А., Горбулина Н.Н. иск прокурора признали в полном объеме, признавая за ОАО «КУЛЗ» предусмотренную законом обязанность при осуществлении своей уставной деятельности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование. Пи этом они указали, что в настоящее время ответчиком уже производятся действия для устранения допущенного нарушения: заключен договор на корректировку проекта нормативов предельно-допустимых сбросов, который уже передан на согласование в Управление Росприроднадзора по Свердловской области. Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить по изложенным ниже основаниям. Водопользование– юридически обусловленная деятельность граждан, юридических лиц, иных субъектов природоресурсного права, связанная с использованием водных объектов. В силу п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование. Представителями ответчика признано, что на текущий момент решения о предоставлении водного объекта – реки Исеть в пользование для сброса сточных вод, у ОАО «КУЛЗ» не имеется, поэтому осуществление Обществом пользования поверхностным водным объектом без правоустанавливающих документов, предусмотренных Водным Кодексом РФ, свидетельствует о нарушении им водного законодательства, следовательно, иск прокурора в части признания указанной деятельности незаконной, признанный представителями ответчика, подлежит удовлетворению. Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Оценив в совокупности все доказательства по делу, суд признает, что длительное бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении необходимых разрешительных документов на сброс сточных вод в водный объект реку Исеть, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, вследствие чего требования истца подлежат удовлетворению и в части возложения на ответчика обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование. Предложенный истцом срок для устранения допущенного нарушения – 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, представляется суду обоснованным и разумным. В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО «КУЛЗ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Прокурора города Каменска-Уральского, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконными действия ОАО «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» по осуществлению сброса сточных вод в р. Исеть в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Возложить на Открытое акционерное общество «Каменск-Уральский литейный завод» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта реки Исеть в пользование для сброса сточных вод. Взыскать с Открытого акционерного общества «Каменск-Уральский литейный завод» в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд. Судья: подпись Решение изготовлено в окончательной форме в машинописном варианте 22.08.2011 года и является подлинником. Судья: подпись Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова Секретарь Е.А. Зарипова Решение вступило в законную силу 02 сентября 2011 года. Судья Ю.В. Кузнецова