прокурор города, в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО КУЗОЦМ о признании незаконными действий по осуществлению сброса сточных вод в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование



Дело № 2-1195/2011 г. копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский 21 сентября 2011 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.

при секретаре Карповой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» о признании незаконными действий по осуществлению сброса сточных вод в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также об обязании получить решение о предоставлении водного объекта в пользование,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Каменска-Уральского, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» (далее по тексту КУЗОЦМ) о признании незаконными действий по осуществлению сброса сточных вод в водный объект в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также об обязании получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в июне 2011 года, выявлено, что КУЗОЦМ допускает грубые нарушения действующего водного законодательства - у предприятия отсутствуют разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что КУЗОЦМ является водопользователем. Предприятие производит незаконные сбросы загрязненных сточных вод в водный объект - река Исеть.

В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации - сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы, (ст. 1 "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006). Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации).

При сбросе загрязненных, без очистки, сточных вод в поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, которым в соответствии со ст. 22 Водного кодекса РФ должны быть возложены обязательные условия на водопользователя: цели, виды и условия использования водного объекта, срок действия решения, указание места сброса сточных вод, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства КУЗОЦМ осуществляет сброс загрязняющих веществ со сточными водами в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

В соответствии со ст. 4,11 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно ст.21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Для достижения нормативов качества окружающей среды законом установлено требование об определении для каждого источника загрязнений нормативов предельно допустимых воздействий, к которым относятся, в том числе и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, установленных в виде нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ст.ст.22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Кроме того, статья 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты, которые также Предприятиям не получены и не согласованы с органами санитарного надзора.

В соответствии со ст.ст.39, 44 Водного Кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения; использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

КУЗОЦМ осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в р. Исеть с нарушением правил водопользования, что надлежит признать незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При этом ответчик фактически бездействует, не оформляя необходимые разрешительные документы, поэтому, учитывая нормативно закрепленную обязанность водопользователя получить в соответствующих государственных органах разрешительную документацию, в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ прокурором в качестве способа защиты нарушенных прав избрано понуждение ответчика к исполнению обязанности в натуре с признанием незаконными действий КУЗОЦМ по осуществлению сброса сточных вод в р. Исеть в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и с обязыванием КУЗОЦМ в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В судебное заседание прокурор г. Каменска-Уральского не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивая на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.

Представители ответчика Имшенецкая Е.Г. и Межин Д.В. иск прокурора не признали. В обоснование возражений против удовлетворении иска они пояснили, что ОАО «КУЗОЦМ» осуществляет постоянное водопользование с момента своего создания ввиду непрерывности производственного цикла. В период с 2004 по 2009 гг. у Общества имелась соответствующая лицензия. С введением нового Водного кодекса РФ данная деятельность больше не подлежит лицензированию, а взамен этого необходимо заключать соответствующий договор с органом исполнительной власти субъекта РФ и получать соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Сроки, предусматривающие период, в течении которого данный договор должен быть заключен и получено соответствующее решение на сброс, действующим законодательством не определены.

Для того чтобы заключить договор водопользования и получить соответствующее решение на сброс необходимо собрать определенный пакет документов. На сегодняшний момент ОАО «КУЗОЦМ» находится в стадии подготовки и согласования документов, необходимых для заключения договора водопользования и получения решения на сброс сточных вод. Так, в 2010 году Ответчиком получены :согласование норматива допустимого сброса в Нижнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (19.06.2010); согласование норматива допустимого сброса в Уральском УГМС (29.06.2010); экспертное заключение ФГУЗ «ЦГиЭ в Свердловской области» о несоответствии нормативов НДС требованиям санитарных правил.

В 2011 году для устранения замечаний был разработан план водоохранных мероприятий на 2011-2015 годы и направлен для согласования 29.04.2011 в Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском, в ответ 28.06.2011 года был получен отказ. 29.06.2011 года план повторно был отправлен на согласование, 15.07.2011 вновь был получен отказ. После доработки план 19.07.2011 года в очередной раз был отправлен на согласование, 05.08.2011 года было получено согласование плана мероприятий. 15.08.2011 года проект НДС (вместе с согласованным планом водоохранных мероприятий) был направлен в ФБУЗ «ЦГиЭ в Свердловской области» на повторную экспертизу и в Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области для получения санитарно-эпидемиологического заключения. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии норматива санитарным правилам будет выдано после оплаты услуг, договор о чем находится на оформлении, сумма оплаты включена в бюджет октября 2011 года.

16.08.2011 года КУЗОЦМ было получено письмо от ООО «Природосберегающие технологии», занимающегося разработкой и согласованием норматива НДС, подготовкой документов для заключения договора водопользования и решения на пользование водным объектом, с сообщением сроков оформления документов - 2 месяца после согласования норматива НДС. В соответствии с письмом от 19.09.2011 года срок утверждения норматива 1-1,5 месяца после получения санитарно-эпидемиологического заключения. Ввиду того, что ОАО «КУЗОЦМ» на протяжении нескольких месяцев вплотную занимается вопросом получения решения на сброс сточных вод и заключением договора водопользования, предпринимая со своей стороны все необходимые действия,представители ответчика просили в иске Прокурора г. Каменска-Уральского отказать.

Выслушав объяснения представителей ответчика, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить по изложенным ниже основаниям.

Водопользование– юридически обусловленная деятельность граждан, юридических лиц, иных субъектов природоресурсного права, связанная с использованием водных объектов.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.

Представителями ответчика признано, что на текущий момент решения о предоставлении водного объекта – реки Исеть в пользование для сброса сточных вод, у КУЗОЦМ не имеется, поэтому осуществление Обществом пользования поверхностным водным объектом без правоустанавливающих документов, предусмотренных Водным Кодексом РФ, свидетельствует о нарушении им водного законодательства, следовательно, иск прокурора в части признания указанной деятельности незаконной подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Оценив в совокупности все доказательства по делу, суд признает, что длительное бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении необходимых разрешительных документов на сброс сточных вод в водный объект реку Исеть, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, вследствие чего требования истца подлежат удовлетворению и в части возложения на ответчика обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование. Предложенный истцом срок для устранения допущенного нарушения – 11 месяцев со дня вступления решения в законную силу, представляется суду обоснованным и разумным. Доказательств обратного суду не представлено. Доводы представителей ответчика о том, что КУЗОЦМ принял все возможные меры к получению решения о предоставлении водного объекта в пользование голословны, поскольку с момента окончания срока действия лицензии на водопользование истек значительный промежуток времени, в течение которого ответчик незаконно использовал водный объект и загрязнял окружающую среду, а активные меры по получению решения о предоставлении водного объекта в пользование им стали предприниматься только после серии прокурорских проверок, что нельзя расценить как добросовестное поведение ответчика.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО «КУЛЗ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора города Каменска-Уральского, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» по осуществлению сброса сточных вод в р. Исеть в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Возложить на Открытое акционерное общество «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» обязанность в течение 11 месяцев со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта реки Исеть в пользование для сброса сточных вод.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.

Судья: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме в машинописном варианте 10.11.2011 года и является подлинником.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова

Секретарь Л.В. Карпова

Решение вступило в законную силу _______________ 2011 года.

Судья Ю.В. Кузнецова