Глухих АМ к ОМС «Администрация города Каменска-Уральского» о признании постановления незаконным, о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о признании нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-252/2011 г.копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский                                                                                                           14 марта 2011 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.

при секретаре Валитовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глухих А.М. к ОМС «Администрация города Каменска-Уральского» о признании постановления незаконным, о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о признании нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

    Глухих А.М. обратилась в суд с иском к ОМС «Администрация города Каменска-Уральского» (далее администрация города) о признании незаконным Постановления администрации города от 08.12.2010 г. № 1355 в части отказа ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязывании администрации города принять её на такой учет с признанием нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании представитель истца Зубова Л.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, в их обоснование пояснила, что Глухих А.М.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., является вдовой участника Великой Отечественной войны Глухих А.Г., и имеет право на меры социальной поддержки установленные ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию города Каменск-Уральского с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В письме за подписью первого заместителя главы администрации города по городскому хозяйству ФИО от 10.12.2010г. №4577 Глухих А.М. было сообщено, что постановлением администрации города Каменск-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования было отказано на том основании, что она является собственницей квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 29,8 кв.м., что выше установленной на территории <адрес> учетной нормы общей площади на одного человека 15 кв.м.

Однако, данное решение органа местного самоуправления является незаконным и ущемляющим права истца, так как ответчиком при исчислении общей площади жилого помещения. использующегося истицей не были учтены члены семьи, проживающие совместно с Глухих А.М. постоянно с ДД.ММ.ГГГГ: ФИО (дочь), ФИО (внучка), ФИО (внук). Указанные члены семьи самостоятельного жилья не имеют, постоянно проживают с истицей с момента вселения, что подтверждалось справкой с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной в администрацию города Каменск-Уральского. Таким образом, на одного члена семьи Глухих А.М. приходиться 7. 45 кв.м. общей площади, что ниже учетной нормы, соответственно Глухих А.М. нуждается в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Незаконный отказ администрации города Каменск-Урштьского в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, нарушает её права на улучшение жилищных условий, препятствует ей в реализации прав на получение мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предусмотренных ст. 21 Закона РФ «О ветеранах», Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» от 07 мая 2008 года № 714». На основании изложенного надлежит признать постановление администрации города Каменск-Уральского от 08.12.2010г. №1355 в части отказа в принятии Глухих А.М. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, незаконным; признать Глухих А.М., нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обязать ответчика принять её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Представитель Администрации города Белянина Т.В. исковые требования не признала. В обоснование возражений против удовлетворения иска она пояснила, что постановлением администрации города Каменска-Уральского от 08.12.2010г. № 1355 «О принятии па учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» Глухих А.М. действительно было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Данная норма предусматривает отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Выше указанное постановление администрации города Каменска-Уральского является законным, принято администрацией города с соблюдением требований действующего законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Глухих A.M. в Администрацию города Каменска-Уральского подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как вдове участника Великой Отечественной войны составом семьи один человек.

Учет граждан участников Великой Отечественной войны для целей предоставления жилых помещений осуществляется в соответствии с Законом Свердловской области от 20.02.2006г. № 3-03 (в редакции от 19.02.2010г.) «Об учете граждан для целей предоставленияжилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» (далее Закон № 3-03).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 3-03 учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования подлежат граждане, относящиеся к категориям граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, а именно граждане, признанные по основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами РФ и Свердловской области.

Глухих A.M. является вдовой участника Великой Отечественной войны, согласно удостоверения серии В от ДД.ММ.ГГГГ Права и льготы для данной категории граждан установлены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (в редакции от 27.07.2010г.) «О ветеранах», членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом указанная категория граждан обеспечивается жильем независимо от их имущественного положения.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма любо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 ст. 51 ЖК РФ). При наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).

Постановлением администрации города Каменска-Уральского от 11.06.2009г. № 599 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский» установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск- Уральский в размере 15 кв. м общей площади на одного человека.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ЖУ , Глухих A.M. постоянно, с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована в жилом помещении по адресу: г. Каменск-Уральский, пр. Победы. 51-67, общей площадью 29.8 кв. м, собственником данного жилого помещения является сама Глухих A.M., что подтверждается копией договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ; справкой от ДД.ММ.ГГГГ. выданной СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости»Свердловской области.

В соответствии с представленными документами, в том числе заявлением Глухих A.M., в интересах которой по доверенности действовала ФИО семья Глухих A.M. составом один человек (сама истица) обеспечена жилым помещением на праве собственности более учетной нормы, а именно 29.8 кв. М. на одного человека.

Факт регистрации по вышеуказанному адресу ФИО (три человека) не влечет за собой уменьшение права собственности Глухих A.M. на занимаемое жилое помещение, поскольку собственник данного жилого помещения не производила отчуждение своего права.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В настоящее время не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО являются членами её семьи.

Таким образом, Глухих A.M. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в соответствии с Законом № З-ОЗ.

Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей ФИО, ФИО, пояснивших, что ФИО признаны Глухих А.М. членами своей семьи, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд считает необходимым иск Глухих А.М. оставить без удовлетворения по следующим ниже основаниям.

В ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1 - 3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если:

не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Тот факт, что Глухих А.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны и относится к категории граждан, имеющих право на получение в установленном законодательством порядке мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ответчик не оспаривает, соответственно в силу ч.2 ст. 68 ГПК РФ суд признает данные обстоятельства доказанными.

Вместе с тем выше указанный закон устанавливает, что постановка на учет является обязательным условием предоставления бесплатного жилья.

С 1 января 2005 года порядок постановки на учет граждан в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений производится в порядке и на основаниях, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, действующим с 1 марта 2005 года (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Граждане, подающие заявления о принятии на учет, совместно проживающие с членами своих семей, указывают в заявлениях о принятии на учет фамилию, имя, отчество всех совместно проживающих с ними членов их семей, а также сведения об отношениях, в которых они состоят (ст. 7 Областного закона от 20.02.2006 N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 24.01.2006)).

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Граждане, подающие заявления о принятии на учет, совместно проживающие с членами своих семей, прилагают к заявлениям копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность каждого из совместно проживающих с ним членов семьи гражданина, подающего заявление о принятии на учет; копии документов, подтверждающих родственные или иные отношения гражданина, подающего заявление о принятии на учет, с совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о рождении (ст. 8 Областного закона от 20.02.2006 N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 24.01.2006)).

Как установлено в процессе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ от имени Глухих А.М. в Администрацию города Каменска-Уральского подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как вдова участника Великой Отечественной войны с указанием состава семьи – 1 человек. К заявлению в качестве доказательств нуждаемости в предоставлении жилья были приложены, правоустанавливающие документы на квартиру по <адрес>, свидетельство о браке истицы с Глухих А.Г., свидетельство о его смерти, справки БТИ и Росреестра об отсутствии на имя ФИО. зарегистрированных прав на недвижимое имущество, кроме занимаемой квартиры. Также к заявлению была приложена справка ЖУ о регистрации Глухих А.М. по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации города Каменска-Уральского от 08.12.2010г. № 1355 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» Глухих А.М. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Данная норма предусматривает отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд находит, что выше названное постановление администрации города Каменска-Уральского в оспариваемой части является законным, принято администрацией города с соблюдением требований действующего законодательства.

Постановлением администрации города Каменска-Уральского от 11.06.2009г. № 599 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский» установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск- Уральский в размере 15 кв. м общей площади на одного человека.

Как следует из представленных в дело письменных доказательств, в частности заявления от имени Глухих А.М., заполненного должным образом уполномоченной на это ФИО, о постановке Глухих А.М. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, Глухих А.М. посредством ФИО заявила органу местного самоуправления, осуществляющему ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, что её семья состоит из неё одной, что она является собственником жилого помещения общей площадью 29,8 кв.м., соответственно, что она обеспечена жилой площадью 29,8 кв.м.., что больше учетной нормы. При таких обстоятельствах администрацией города из анализа представленных для подтверждения права Глухих А.М. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях документов обоснованно был сделан вывод, что они не подтверждают указанное право истца.

В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следовательно, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными нормами субъектов РФ, единственным доказательством наличия права на пользование жилым помещением, и уж тем более права члена семьи собственника жилого помещения быть не может.

В свете выше указанного, с учетом заявления Глухих А.М. о том, что её семья состоит из одного человека, справка о регистрации в её квартире других лиц: замужней дочери и внуков сама по себе не могла приниматься во внимание ответчиком при исчислении общей площади квартиры, приходящейся на 1 члена семьи для оценки нуждаемости истца в постановке на учет. У сотрудников администрации города без волеизъявления на это Глухих А.М. не было законных оснований для самостоятельного включения в число членов её семьи иных лиц, кроме указанных в её заявлении.

Таким образом на момент вынесения оспариваемого постановления при предоставленном Глухих А.М. в администрацию города комплекте документов для постановки на учет ей законно и обоснованно было в этом отказано, что не препятствует истице вновь обратиться с аналогичным заявлением к ответчику при изменении её мнения о составе семьи и иных обстоятельств. Ссылки допрошенной в качестве свидетеля ФИО, заполнявшей заявление по доверенности матери, на то, что она писала заявление о постановке на учет под диктовку сотрудника жилищного отдела администрации города, поэтому не могла указать членов семьи истицы, суд находит бездоказательными, не имеющими юридического значения, в связи с чем во внимание не принимает, тем более, что сама ФИО не оспаривала, что на момент написания заявления её целью было обеспечить жильем одну истицу, документы о жилищных условиях ФИО ей не собирались и в администрацию города не предоставлялись. До настоящего времени документов, предусмотренных Областным законом от 20.02.2006 N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" для предоставления членами семьи лица, встающего на учет, ни ответчику, ни суду истицей не предоставлено, соответственно, доказательств нуждаемости истицы в жилых помещениях государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования до сих пор не имеется, что влечет необходимость полного отказа Глухих А.М. в удовлетворении иска, что не препятствует её повторному обращению к ответчику по вопросу постановки на учет со всеми членами своей семьи при условии предоставления всех, предусмотренных для этого законом документов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Глухих А.М. в удовлетворении исковых требований ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.

Председательствующий судья: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме в компьютерном варианте 14 марта 2011 года.

Судья: подпись

Копия верна. Судья                                                                                              Ю.В. Кузнецова

                       Секретарь                                                                                       С.Н. Валитова