прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» о признании незаконным бездействия и об обязании создать рабочие места для инвалидов



Копия

Дело № 2-1015/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский 26 июля 2011 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.,

при секретаре Смирновой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» о признании незаконным бездействия и об обязании создать рабочие места для инвалидов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» (далее по тексту КУЛЗ) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невыполнении требований о квотировании рабочих мест для инвалидов.

В обоснование иска прокурор указал, что в результате проверочных мероприятий на предмет соблюдения законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации было установлено, что КУЛЗ не выполняет установленные законом требования о квотировании рабочих мест для инвалидов — граждан, нуждающихся в особой социальной защите.

Пункт 1 ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ предусматривает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с п.1 постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области организациям, расположенным на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.

Согласно информации, представленной ГУ «Каменск-Уральский Центр занятости», установленная квота для трудоустройства инвалидов на ОАО «Водоканал» составляет 47 рабочих мест при этом трудоустроено лишь 44 человека, имеющих группу инвалидности, сведения о создании специальных рабочих мест для инвалидов, вакансии для данной категории граждан отсутствуют. Поскольку в настоящее время в ОАО «КУЛЗ» нет рабочих мест для инвалидов, чем создаётся препятствие для реализации права на труд инвалидам — категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований о квотировании рабочих мест для инвалидов, а также обязать ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата предприятия и направить указанную информацию в Государственной учреждение занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости».

В судебное заседание прокурор не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивая на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Николаевская М.В. иск признала, но просила установить срок для создания на предприятии рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты до 01.11.2011 года, поскольку уже созданные рабочие места необходимо аттестовать, что может сделать только аккредитованная организация, с которой заключен договор 14.07.2011 года со сроком действия до 31.12.2011 года.

Представитель третьего лица ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представив суду письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования прокурора поддерживает. В соответствии с представляемыми в ГУ «Каменск-Уральский центр занятости» документами ответчиком ОАО «КУЛЗ» квота по приему на работу инвалидов не выполняется.

Выслушав представителя ответчика, изучив письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к ниже следующему.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приёма на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов).

Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2005 года № 246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» (п.1) квота для предприятий, расположенных на территории Свердловской области установлена в размере 3% от среднесписочной численности работников. При этом согласно п.2 указанного постановления организациям, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 % признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.

Из содержания данных норм следует, что квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В силу п.1 ч.2 ст.24 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Из представленных в материалы дела документов следует, что на начало 2011 года в ОАО «КУЛЗ» при среднесписочной численности работающих 1576 человек было трудоустроено 44 гражданина, имеющих группу инвалидности, в остальной части условия о квотировании рабочих мест для инвалидов выполнены не были, вакантные места для трудоустройства инвалидов отсутствовали. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду представлено не было.

Также стороной ответчика в ходе рассмотрения дела судом не было представлено каких-либо доказательств того факта, что на протяжении 2010-2011 года им представлялась в ГУЗН СО «Каменск-Уральский Центр занятости», либо иным образом доводилась до сведения неопределенного круга лиц информация о наличии на предприятии вакансий для трудоустройства инвалидов, что такие вакансии имелись, на них могли быть трудоустроены инвалиды. Из выше указанного следует, что ОАО «КУЛЗ» обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов до 2011 года выполнена не в полном объеме.

Приказом генерального директора ОАО «КУЛЗ» от 08.02.2011 года № 50 на ОАО «КУЛЗ» создано три специальных рабочих места для инвалидов, но данные рабочие места не аттестованы аккредитованной для этого организацией, в связи с чем заключить, что на текущий момент ответчик свою обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов уже исполнил, не возможно, что влечет удовлетворение иска прокурора. Вместе с тем доводы представителя ответчика о том, что срок исполнения обязанности по квотированию надлежит увеличить против того, который просит прокурор, заслуживают внимания, поскольку ответчиком предоставлено обоснование того, почему именно до 01.11.2011 года он просит увеличить срок исполнения своей обязанности. Связано это с исполнением обязанности по аттестации рабочих мест, которая в рамках заключенного с ООО «Научно-исследовательская лаборатория труда» договора продлится до конца 2011 года и ранее аттестацию, и, соответственно окончательную организацию рабочих мест для инвалидов, завершить будет объективно невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» о признании незаконным бездействия и об обязании создать рабочие места для инвалидов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников общества.

Обязать ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» в срок до 01.11.2011 года создать рабочие места для инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности работников и предоставить информацию об этом в ГУЗН СО «Каменск-Уральский центр занятости».

Взыскать в ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме в машинописном варианте 01.08.2011 года и является подлинником.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья: Ю.В. Кузнецова

Секретарь Э.В. Смирнова

Решение вступило в законную силу _________________________2011 года.

Судья: