Дело №2-475/2011 г. копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2011 года г. Каменск-Уральский
Синарский районный суд города Каменска-Уральского, Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.
при секретаре Зуевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Озорниной О.Ф. к Администрации города Каменска-Уральского о включении в стаж муниципальной службы периодов работы,
У С Т А Н О В И Л:
Озорнина О.Ф. обратилась в суд и иском к Администрации города Каменска-Уральского о включении в стаж муниципальной службы периодов работы в должности освобожденного председателя <данные изъяты> совета ДСО профсоюзов «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности председателя <данные изъяты> ВДФСО профсоюзов г. Каменска-Уральского с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также об обязывании установить пенсию за выслугу лет в соответствии с Постановлением Главы г. Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы".
В судебном заседании истица и её представитель Озорнина А.А. заявленные требования поддержали, в их обоснование пояснили, что в ДД.ММ.ГГГГ года Озорнина О.Ф. пришла работать в <данные изъяты> совет ДСО профсоюзов «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она возглавляла <данные изъяты> совет ДСО профсоюзов «<данные изъяты>», будучи избранной на эту должность на пленуме территориального совета, что подтверждается записью в трудовой книжке. Территориальный совет координировал деятельность 33 коллективов физкультуры городов: <адрес>
Трудовая книжка истицы находилась в Областном совете спортивного общества профсоюзов «<данные изъяты>» (<адрес>).
В соответствии с Постановлением Президиума ВЦСПС (Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов) от ДД.ММ.ГГГГ спортивные общества профсоюзов «<данные изъяты>» как и другие общества были реорганизованы в ВДФСО (Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество) профсоюзов.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) Озорнина О.Ф. возглавляла <данные изъяты> ВДФСО профсоюзов в городе Каменске-Уральском, который координировал деятельность коллективов физкультуры спортивных обществ: <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности заместителя председателя, а с ДД.ММ.ГГГГ была избрана председателем <данные изъяты> ВДФСО профсоюзов. Её трудовая книжка также находилась в областном совете ВДФСО профсоюзов (<адрес>).
Денежные средства на её заработную плату выделялись Областным советом «<данные изъяты>» и ВДФСО профсоюзов, согласно штатного расписания и выплачивались из Раздела 01, т.е. работники аппарата.
ДД.ММ.ГГГГ Озорнина О.Ф. пришла работать в Администрацию города Каменска-Уральского, а именно в Городской комитет по физической культуре и спорту и ей была назначена надбавка за выслугу лет в размере 40 % от должностного оклада, то есть в связи со стажем свыше <данные изъяты> лет.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы па должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу».
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Областного закона от 21.01.1997 г. № 5-03 "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области" в стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы включаются периоды работы в государственных органах и организациях СССР и РСФСР: на освобожденных выборных должностях в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах, в аппаратах этих органов, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти и управления».
Также в соответствии с подпунктом л) пункта 17 Указа Президента РФ от 20.09.2010 г. № I 141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периоды службы (работы) в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления,. ...в том числе: в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, за исключением должностей в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях».
В соответствии с пунктом 4 Постановления Главы г. Каменска- Уральского от 30.12.2005 г. № 2261 "О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы" пенсия за выслугу лет устанавливается гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, при наличии стажа государственной и муниципальной службы свыше 25 лет - в размере 135 процентов ежемесячного должностного оклада по соответствующей муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы».
ДД.ММ.ГГГГ Озорнина О.Ф. уволилась с должности муниципальной службы по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по старости.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г. Каменска- Уральского с заявлением о назначении мне пенсии за выслугу лет. Постановлением Главы города Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ № ей установили пенсию за выслугу лет в размере 65% ежемесячного должностного оклада, установив стаж муниципальной службы в размере <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.
Истец считает, что по состоянию на день ухода с муниципальной службы, стаж её муниципальной службы составил - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц и <данные изъяты> дней, но Администрация города не засчитала в стаж периоды работы освобожденным председателем <данные изъяты> совета ДСО профсоюзов «<данные изъяты>» и председателем <данные изъяты> совета ВДФСО профсоюзов г. Каменска-Уральского с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, хотя это были выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в аппаратах профсоюзных органов. Поскольку во внесудебном порядке спор сторон разрешен не был, истец требует в судебном порядке включить в стаж её муниципальной службы указанные периоды и обязать ответчика установить пенсию за выслугу лет в размере 135% её ежемесячного должностного оклада.
Представитель ответчика Дегтярева О.В. исковые требования не признала, указав, что ссылка Озорниной О.Ф. на часть 2 статьи 12 Областного закона от 21.01.1997 г. № 5-03 «О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области» в обоснование требований включить в стаж муниципальной службы периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности освобожденного председателя <данные изъяты> совета ДСО «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя <данные изъяты> Совета ВДФСО профсоюзов несостоятельна, так как согласно указанной норме в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в органах управления профсоюза, а не в организации, созданной им, к тому же должность, замещаемая в органе управления профсоюза, должна быть освобожденной и выборной.
Согласно записям в трудовой книжке Озорнина О.Ф.: с ДД.ММ.ГГГГ по 1 ДД.ММ.ГГГГ был назначена и исполняла обязанности председателя Каменск<данные изъяты> совета ДСО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была избрана и работала председателем Каменск-Уральского территориального совета ДСО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была принята в порядке перевода и работала заместителем председателя <данные изъяты> Совета ВДФСО профсоюзов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (после избрания ДД.ММ.ГГГГ на пленуме Горсовета) была переведена на должность председателя <данные изъяты> Совета ВДФСО профсоюзов.
Таким образом, согласно записям трудовой книжки Озорниной О.Ф. истица в спорный период работала в <данные изъяты> добровольного спортивного общества «<данные изъяты>» и его правопреемнике <данные изъяты> Совете Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов (ВДФСО профсоюзов). Указанные организации, хотя и были созданы по решению ВЦСПС, но профсоюзными органами не явялись. (В наименовании Каменск-Уральского территориального совета ДСО «<данные изъяты>», где истица работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вообще нет указания на принадлежность данной организации к профсоюзам.)
Согласно типового устава добровольного спортивного общества профсоюзов, на который ссылается истица в обоснование своих требований, Всесоюзное добровольное спортивное общество профсоюзов является массовой общественной организацией, объединяющей на добровольных началах рабочих, служащих, колхозников и членов их семей, студентов и учащихся, желающих заниматься физической культурой, спортом и туризмом, то есть по определению ДСО не являлось профсоюзом.
Всесоюзное добровольное спортивное общество профсоюзов создавало совместно с профсоюзными и комсомольскими организациями коллективы физической культуры на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, совхозах, учебных заведениях, вовлекало трудящихся и членов их семей, учащуюся молодежь в члены Общества, из чего следует, что ДСО являлось отдельной от профсоюза организацией и действовало с ним совместно.
Действительно, в соответствии с пунктом 24 типового устава добровольного спортивного общества профсоюзов, городские организации Общества создавались по решению соответствующих советов профсоюзов или профессиональных комитетов совместно с вышестоящими советами Общества. Однако принятие профсоюзом решения о создании ДСО не устанавливало ДСО статус профсоюзного органа.
Аналогичные положения содержатся и в Уставе ВДФСО профсоюзов, согласно которого Общество работало под руководством ВЦСПС, соответствующих советов и комитетов профсоюзов, в тесном сотрудничестве с Госкомспортом СССР и его органами на местах, советами народных депутатов, с министерствами и ведомствами, научными учреждениями, комсомольскими организациями, комитетами ДОСААФ, кооперативными, общественными и творческими организациями. Основой Общества являются первичные организации - коллективы физической культуры и спорта, создаваемые на предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях, организациях и учебных заведениях при наличии не менее 15 человек, желающих вступить в члены Общества и заниматься физической культурой, спортом и туризмом. Вопрос о создании коллектива физической культуры решался профкомом предприятия.
Таким образом, положения Уставов ДСО и ВДСФО свидетельствуют о том, что указанные организации лишь создавались по решениям профсоюзных органов и сотрудничали с ними, но не являлись ни профсоюзными органами, ни их структурными подразделениями, а являлись самостоятельными общественными организациями, имеющими лишь аналогичную профсоюзным органам вертикальную структуру подчиненности.
Согласно Уставу профессиональных союзов СССР, ВЦСПС участвовало в разработке народно-хозяйственных планов; руководило социалистическим соревнованием и движением за коммунистический труд; заслушивало отчёты комитетов и советов профсоюзов по вопросам производства, труда и культурно- бытового обслуживания рабочих и служащих; участвовало в подготовке и рассмотрении в Совете Министров проектов постановлений по вопросам заработной платы, социального страхования, охраны труда, культурного и бытового обслуживания трудящихся и контролировало соблюдение законов и постановлений по этим вопросам; издавало инструкции, правила и разъяснения по применению действующего законодательства о труде; осуществляло руководство делом государственного социального страхования и санаторно-курортного обслуживания трудящихся; руководило Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов, научно-техническими обществами, добровольными спортивными обществами профсоюзов, развитием туризма; создавало профсоюзные школы и курсы. Таким образом, сферы деятельности и функции ВЦСПС и ДСО (ВДФСО) не совпадали.
К тому же, в записях о трудовой деятельности Озорниной О.Ф. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является периодом исполнения истицей обязанностей председателя, не вследствие ее избрания, а назначения на должность, что свидетельствует о работе Озорниной О.Ф. на невыборной должности в Каменск-Уральском территориальном совете ДСО «<данные изъяты>». Те же аргументы (о работе на невыборной должности) актуальны и для периода работы Озорниной О.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя председателя <данные изъяты> Совета ВДФСО профсоюзов.
С учетом изложенного, требования Озорниной О.Ф. в части включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по 1 ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж муниципальной службы необоснованы и потому, что в указанные периоды работы истица работала на невыборных должностях.
Па основании изложенного, Администрация города просит отказать Озорниной О.Ф. во включении в стаж муниципальной службы периодов ее работы в Каменск- Уральском территориальном совете ДСО «<данные изъяты>» и в <данные изъяты> Совете ВДФСО профсоюзов.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска Озорниной О.Ф.
Действительно в соответствии с ч. 2 ст. 12 Областного закона от 21.01.1997 г. № 5-03 "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области" в стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы включаются периоды работы в государственных органах и организациях СССР и РСФСР: на освобожденных выборных должностях в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах, в аппаратах этих органов, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти и управления».
На это же указывает подпункт л) пункта 17 Указа Президента РФ от 20.09.2010 г. № 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", согласно которому включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периоды службы (работы) в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления,. ...в том числе: в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, за исключением должностей в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях».
Однако, доказательств того, что Озорнина О.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в профсоюзных органах либо иных органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, суду не представлено.
Органы государственного управления вместе с другими властными структурами управления представляют государство. Эти государственные структуры являются носителями государственной власти, через их деятельность высшие государственные должностные лица осуществляют политическую власть. Озорнина О.Ф. в искомый период трудилась пусть часть времени и на выборных должностях, но в общественных, то есть негосударственных организациях.
Общественные организации в СССР, в частности в спорный период времени, были весьма разнообразны как по содержанию своей деятельности, так и по своей структуре, однако, в основном все общественные организации можно свести к трем видам: а) профессиональные (производственные) союзы, б) так называемые добровольные общества и союзы, в) прочие общества и союзы.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Согласно ст. 2 Федерального Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Добровольные общества и союзы представляли собой научные, технические, спортивные, оборонные, культурно-воспитательные и тому подобные организации, основанные на добровольном членстве. Свою деятельность эти общества и их союзы осуществляли в соответствии с планом хозяйственного и социально-культурного строительства СССР. Деятельность добровольных обществ регулировалась Положением о добровольных обществах и их союзах, утвержденным ВЦИК и СНК РСФСР ДД.ММ.ГГГГ
В связи с прогосударственной направленностью развития физкультуры и спорта, общее руководство физкультурой и спортом в СССР осуществляли органы государственной власти, их исполнительные и распорядительные органы в центре и на местах, но общественные спортивные общества в состав названных органов не входили.
В Конституции СССР 1936 г. было закреплено право трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. В течение 1935-1936 гг. в СССР была создана система добровольных спортивных обществ (ДСО).
В 1936 г. по решению ВЦСПС в стране были организованы 64 ДСО при центральных комитетах профсоюзов, которые содействовали государственным органам управления, однако, не являлись составляющей ни профсоюзов, ни госорганов.
ДСО создавались по территориальному (в союзных республиках) или производственно-отраслевому признаку, объединяя коллективы физической культуры района, области, республики; предприятий, строек, одной или нескольких отраслей народного хозяйства, учебных заведений и др. Деятельность ДСО строилась в соответствии с уставом обществ на основе принципа широкой самодеятельности.
ДСО совместно с профсоюзными организациями, предприятиями, колхозами и др. осуществляли строительство спортивных сооружений. Основные средства на работу ДСО профсоюзов поступали из профбюджета, их руководство осуществлял Всесоюзный совет ДСО профсоюзов, основанный ВЦСПС в 1957 году. Совет организовывал соревнования между спортивными обществами, спартакиады профсоюзов СССР, физкультурные праздники, учебно-тренировочные сборы; обеспечивал участие ДСО во всесоюзных и международных первенствах и чемпионатах; направлял и контролировал работу детско-юношеских спортивных школ, повышение квалификации физкультурных кадров и общественного актива; руководил строительством спортивных сооружений; присваивал лучшим коллективам физической культуры звание спортклуба; поддерживал широкие связи с зарубежными рабочими и студенческими спортивными союзами. Деятельность Всесоюзного совета направлялась и финансировалась ВЦСПС.
Выше изложенные обстоятельства позволяют заключить, что организации, в которых работала истица в спорный период времени, хоть и были созданы по решению ВЦСПС, но профсоюзными органами никогда не являлись.
Как справедливо отметил представитель ответчика в наименовании <данные изъяты> совета ДСО «<данные изъяты>», где истица работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вообще нет даже указания на «принадлежность» данной организации к профсоюзам.
Типовой устав добровольного спортивного общества профсоюзов, Устав ВДФСО профсоюзов, на которые ссылается истица в обоснование своих требований, при их анализе подтверждают, что цели и задачи этих добровольных обществ не лежат в сфере представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, находятся за рамками сферы труда и связанных с трудом отношений; при этом названные организации являются отдельными от профсоюзов и действуют с ними совместно, а также в тесном сотрудничестве с Госкомспортом СССР и его органами на местах, советами народных депутатов, с министерствами и ведомствами, научными учреждениями, комсомольскими организациями, комитетами ДОСААФ, кооперативными, общественными и творческими организациями. Таким образом, положения Уставов ДСО и ВДСФО свидетельствуют о том, что указанные организации лишь создаются по решениям профсоюзных органов и сотрудничают с ними, но не являются ни профсоюзными органами, ни их структурными подразделениями, а являются самостоятельными общественными организациями, имеющими лишь аналогичную профсоюзным органам вертикальную структуру подчиненности.
Доказательств обратного истицей суду не представлено.
Показания допрошенного в качестве свидетеля ФИО, с ДД.ММ.ГГГГ годы работавшего в должности директора спортклуба «<данные изъяты>», пояснившего, что в указанный период он контактировал с Озорниной О.Ф., занимавшей выборные должности территориального совета ДСО профсоюзов «<данные изъяты>», председателя <данные изъяты> совета ВДФСО профсоюзов г. <данные изъяты>, сами по себе не доказывают, что названные советы были профсоюзными органами либо органами государственной власти и управления, организациями, осуществлявшими в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления. Как не подтверждает эти обстоятельства нахождение трудовой книжки истицы в Областном совете спортивного общества профсоюзов «<данные изъяты>», затем в областном совете ВДФСО профсоюзов и выделение денежных средств на её заработную плату Областным советом «<данные изъяты>» и ВДФСО профсоюзов. Никем не оспаривается, что указанные общества имели вертикальную структуру подчиненности, определенный аппарат, на содержание которого выделялись денежные средства, однако, это не делает общественную спортивную организацию профсоюзной организацией либо органом (организацией) с отдельными функциями государственного управления.
К тому же, в записях о трудовой деятельности Озорниной О.Ф. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является периодом исполнения истицей обязанностей председателя, не вследствие ее избрания, а назначения на должность, что свидетельствует о работе Озорниной О.Ф. на невыборной должности в <данные изъяты> совете ДСО «<данные изъяты>». Те же аргументы (о работе на невыборной должности) актуальны и для периода работы Озорниной О.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя председателя <данные изъяты> ВДФСО профсоюзов.
Установление истице, по её словам, в Городском комитете по физической культуре и спорту надбавки за выслугу лет в размере 40 % от должностного оклада также не свидетельствует о её праве на получение пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в размере, на который претендует истица, тем более, что факт такой выплаты и причины её назначения ничем не подтверждены.
На основании всего выше изложенного суд приходит к выводу о том, что, иск Озорниной О.Ф. за его недоказанностью удовлетворению не подлежит, поэтому суд, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Озорниной О.Ф. в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.
Председательствующий судья: подпись
Решение изготовлено в окончательной форме в компьютерном варианте 06.06.2011 года и является подлинником.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова
Секретарь О.С. Зуева