Дело № 2-1559/2011г. копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 22 декабря 2011 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.
при секретаре Зуевой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», ООО «Энергокомплекс», ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» о защите прав неопределенного круга потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее по тексту Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», ООО «Энергокомплекс», ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» о защите прав неопределенного круга потребителей.
В судебном заседании представители истца Черноскутова Е.В. и Кравченко М.В. заявленные требования поддержали, в их обоснование пояснили, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с п.п. 1,3 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322.
С учетом ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами).
Согласно Постановлению Правительства РФ "Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 06.04.2004г. № 154 федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Свердловской области служба представлена Управлением. В соответствии с п. 8.4.6. Типового положения об Управлении Роспотребнадзора, Управление имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга потребителей. Данное полномочие закреплено и в ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Предмет иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан г. Каменск-Уральского, имеющих намерение и уже использующих услуги ответчиков исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ "О защите прав потребителей"). Определить полный перечень потребителей, на которые распространяется в настоящее время, и будут распространяться в дальнейшем отношения, не представляется возможным. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, проанализировано обеспечение населения города Каменск-Уральского горячей водой стандартного качества. Сравнительный анализ данных лабораторных исследований показал несоответствие качества воды централизованной системы горячего водоснабжения требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В Красногорском районе города Каменск-Уральского деятельность по водоснабжению населения горячей водой осуществляет ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика (далее - ООО «УК «ДЕЗ»). ООО «УК «ДЕЗ», как организация, осуществляющая деятельность по водоснабжению населения горячей водой по возмездным договорам, в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» (абз.5 преамбулы ФЗ РФ № 2300-1 от 07.02.1992г.) и абз.2 п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» является исполнителем услуг. Жители г. Каменск-Уральского, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд являются потребителями (абз.3 преамбулы ФЗ РФ «О защите прав потребителей», абз.3 п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г).
Из п. 2.3 Устава ООО «Энергокомплекс» следует, что общество осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), то есть является ресурсоснабжающей организацией.
В период с 01.03.2011 года по 30.06.2011 года транспортировку данного ресурса осуществляло ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» (далее ООО «СТК») на основании договора №84131 от 01.07.2010 года, заключенного между ООО «УК «ДЕЗ» и ООО «СТК» (предметом договора является отпуск через присоединительную сеть, в том числе через тепловые сети теплосетевых организаций, тепловую энергии, теплоносителя, горячей воды).
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1 СанПиН 2.1.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Каменске- Уральском и Каменском районе» выдано экспертное заключение по результатам анализа состава горячей воды на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям за период с 01.03.2011 года по 30.06.2011 года №02.13.15-14-4/1446 от 13.07.2011 года. За указанный период наблюдения всего исследовано 35 проб по органолептическим и микробиологическим показателям, из них не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическим показателям 91.4 % из исследованных проб (в том числе - по железу 28.6%, марганцу 20%; по органолептическим показателям: мутности - 77.1%. цветности - 37.1%. запаху - 48,6%), по микробиологическим показателям 14.2 % исследованных проб (общее микробное число 5.7%, общие колиформные бактерии 2,8%, споры сульфатредуцирующих клостридий 11.4%).
Содержание марганца и железа в воде с превышением величины допустимого уровня и отклонения по органолептическим показателям значительно ухудшает свойства горячей воды и делает ее малопригодной для использования, может вызвать у человека аллергические реакции. Отклонение воды по микробиологическим показателям может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний (отравлений) у населения вызванных высоко контагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения.
Исходя из соответствующих положений п.п.3,4,5,6 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г., обеспечение потребителей коммунальных услуг надлежащим горячим водоснабжением является обязательным.
При этом согласно п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 3, п. 51 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» каждый потребитель имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества, т.е. коммунальных услуг отвечающих санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставляемых услуг, а также условиям договора. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, оплата потребителем услуг соответственно уменьшается (п.49, п.60 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам»).
Исполнитель коммунальных услуг обязан в соответствии с п. 49 п.п. «б» «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья в соответствии с требованиями законодательства РФ, обеспечивая таким образом строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 и ГОСТа Р 51617 - 2000 «Жилищно- коммунальные услуги. Общие технические условия». Правилами оказания коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, в качестве обязательных требований к услуге «горячее водоснабжение» предусмотрено постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам (п. 6 раздела 2 Приложение № 1 Правил).
В отношении ООО «УК «ДЕЗ» было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01.09.2011 г. №01.13.15.09.05/3125, Главным государственным санитарным врачом по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району налагались меры административного воздействия в виде предупреждения (постановление от 02.09.2011г. № 05.13/15.28-11), а также по результатам административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении от 02.09.2011г. ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ.
В адрес ООО «Энергокомплекс» было вынесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий (от 12.04.2011г. №01.13.15-09/1325), Главным государственным санитарным врачом по городу Каменск-Уральскому и Каменскому району налагались меры административного воздействия в виде штрафа (постановление от 01.03.2011г. №05- 13/15.05-11 ст. 6.3 КоАП РФ), а так же был составлен протокол об административном правонарушении 12.08.2011г. за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.
В адрес ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» было вынесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий (от 14.04.2011г. №01.13.15-09/1401), Главным государственным санитарным врачом по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району налагались меры административного воздействия в виде штрафа (постановление от 01.03.2011г. №05- 13/15.39-11).
Однако, принятые меры не обеспечили подачи горячей воды потребителям соответствующего качества.
Обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью установлена ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства. Статья 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность исполнителя услуг оказывать потребителю (гражданину) услугу, качество которой соответствует требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке. Предоставление гражданам услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества, является нарушением закона и конституционных прав граждан.
В частности, со стороны ответчиков отсутствовали должные учет и контроль качества предоставляемой ими услуги по горячему водоснабжению, связанные с защитой интересов потребителей, проживающих в городе Каменске-Уральском.
На основании выше изложенного и в соответствии с п.2 ст.40, ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» представители истца просили признать действия ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», ООО «Энергокомплекс», ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», выразившиеся в поставке населению Красногорского района города Каменска-Уральского в период с 01.03.2011г. по 30.06.2011г. некачественной горячей воды, не соответствующей СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать ООО «Энергокомплекс», ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» поставлять населению Красногорского района города Каменска-Уральского горячую воду надлежащего качества, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Обязать ООО «УК «ДЕЗ» довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители ООО «УК «ДЕЗ» Брюханова Е.В. и Макарова И.В. иск не признали. В обоснование возражений против удовлетворения иска они пояснили, что согласно п.1 ст.46 Закона №2300-1 орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя) в отношении неопределенного круга потребителей.
При этом согласно п.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из искового заявления Управление Роспотребнадзора обратилось с заявлением о признании действий по поставке некачественной горячей воды населению Красногорского района города Каменска-Уральского противоправными и о прекращении противоправных действий. При этом в заявлении указано, что выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц Красногорского района города Каменска-Уральского.
Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться уполномоченный орган в порядке ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Из заявления следует, что в качестве ответчиков определены: ООО «УК «Дирекция единого заказчика», как организация, осуществляющая деятельность по водоснабжению населения города Каменска-Уральского горячей водой, исполнитель коммунальных услуг в отношении жителей города Каменска-Уральского; ООО «Энергокомплекс», как организация, осуществляющая производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), то есть как ресурсоснабжающая организация; ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», как организация, осуществляющая транспортировку ресурса.
Однако, круг ответчиков по заявленным Управлением Роспотребнадзора требованиям определен неверно.
Из сферы защиты неопределенного круга жителей Красногорского района города Каменска-Уральского Управлением Роспотребнадзора необоснованно исключены предприятия торговли, общественного питания, промышленные, производственные предприятия города; также им не учтены сферы соцкультбыта, в частности, организации образования (детские дошкольные учреждения, школы, средние специальные и высшие учебные заведения), объекты культуры и др.), спортивные учреждения, которые также приобретают такой ресурс, как горячая вода у ресурсоснабжающей организации, и в дальнейшем предоставляют данный ресурс для пользования сотрудникам, посетителям, учащимся и т.д.
Кроме того, в соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте администрации города Каменска-Уральского (официальный портал города Каменска-Уральского), на территории города Каменска-Уральского деятельность по управлению многоквартирными домами, включая деятельность по водоснабжению населения жителей, осуществляют следующие управляющие компании: Муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика», ООО «УК «Дирекция единого заказчика» (в управлении ООО «УК «Дирекция единого заказчика» находятся 1 480 многоквартирных домов, с численностью 138 080 чел., обеспечиваемых услугой горячего водоснабжения); ООО «Горстройцентр»; ООО «Управляющая компания «Южный берег»; ООО «Управляющая компания «Жилищно-строительных кооперативов»; ООО «Стройком»; ИП Левин; ООО «УК «Уральская строительная компания».
Также в ряде многоквартирных домов Красногорского района города Каменска- Уральского реализованы иные способы управления многоквартирными домами, в частности, управление товариществами собственников жилья, непосредственное управление. Также на территории Красногорского района расположены жилые немногоквартирные дома.
Заявленное в исковом заявлении требование Управления Роспотребнадзора о признании противоправными действий по поставке некачественной горячей воды всему населению Красногорского района города Каменска-Уральского и о прекращении противоправных действий, таким образом, не может являться требованием в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает перечень вопросов местного значения. В соответствии с п.4 ст.16 данного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-,, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст.5 Устава Муниципального образования город Каменск-Уральский к вопросам местного значения относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п.1 ст.17 Федерального закона №131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения закон наделяет органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Согласно ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»: к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно Устава МО «г.Каменск-Уральский» (статьи 26,29) соответствующие должностные лица и органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями по решению вопросов местного значения. В частности, к полномочиям администрации города по решению вопросов местного значения относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Обладая информацией о необеспечении населения города коммунальным ресурсом надлежащего качества, соответствующие должностные лица, обязаны в силу закона принять все предусмотренные законодательством меры для устранения нарушений.
СанПиН 2.1.4.1074-01 в п.2.7. предусматривается, что в случае необеспечения услугой водоснабжения производства и подачи населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения, подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается.
Согласно п.2.7.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается: органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или приостановлением ее использования в питьевых и бытовых целях.
При отсутствии реальной опасности для здоровья граждан СанПиН 2.1.4.1074-01 также утверждает введение отклонений от гигиенических нормативов качества питьевой воды на время, необходимое для устранения нарушений качества.
Кроме того, согласно п.5 ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и от потребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять некачественный товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность и ответственность за организацию надежного водоснабжения потребителей на соответствующей территории возлагается на уполномоченные органы и должностных лиц муниципального образования.
В случае неисполнения организациями коммунального комплекса (в частности, водоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями) своих обязательств, уполномоченные лица принимают необходимые меры по приостановлению, ограничению либо прекращению подачи некачественного ресурса, а также меры по организации обеспечения соответствующей территории надлежащими коммунальными ресурсами.
Представленная истцом информация и документация, в частности, протоколы лабораторных испытаний, говорят о несоответствии требованиям к качеству горячего водоснабжения по определенным показателям на источнике теплоснабжения, в местах отбора проб на теплопунктах.
Исходя из указанной информации и экспертного заключения о соответствии горячей воды санитарно-эпидемиологическим требованиям №02.13.15-14-4/1446 от 13.07.2011г., выданного на основании результатов исследований, выполненных Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» в городе Каменске-Уральском и Каменском районе», качество горячей воды, подаваемой из поверхностного источника - Волковского водохранилища р. Исеть, г. Каменска-Уральского, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям, по органолептическим показателям и по биологическим показателям. То есть, именно системой не обеспечивается производство горячей воды соответствующей требованиям к надлежащему качеству данного ресурса. Как указано в экспертном заключении, это представляет эпидемическую опасность, так как существует реальная угроза возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) у населения, аллергических реакций.
В исковом заявлении Управления Роспотребнадзора о признании действий противоправными и прекращении о противоправных действий, не указывается, в чем конкретно выразилась противоправность действий по поставке некачественного ресурса каждого из иных ответчиков.
В обоснование исковых требований в отношении ООО «УК «Дирекция единого заказчика» истец прилагает протоколы лабораторных испытаний, а также постановление о назначении административного наказания от 02.09.2011г., протокол об административном правонарушении от 26.06.2011 г.; представлена документация по проверкам в отношении 2-х объектов, находящихся в управлении ООО «УК «Дирекция единого заказчика»: ул.Калинина,56 и ул.Уральская, 36.
При этом, постановлением №05.13/15.28-11 от 02.09.2011г. дело в отношении ООО «УК «Дирекция единого заказчика» по несоответствию качества горячего водоснабжения в доме по Калинина,56 требованиям санитарных правил и норм было прекращено, в связи с установлением, что качество водоснабжения в кранах потребителей по показателю мутность качества, зафиксировано на вводе в дом.
Результатами лабораторных испытаний (протокол №6423к от 03.06.2011г.) установлено, мутность (по каолину) на вводе в дом составляет 3,6±0,7, что превышает, величину допустимого уровня (1,5) по ГОСТ 3351-74. В кранах потребителей квартир превышение по этому показателю установлено ниже, чем на вводе в дом.
Кроме того, протокол об административном правонарушении, а также вынесенное на основании него постановление о назначении административного наказания № 05.13/15.64-11, протоколы лабораторных исследований в отношении многоквартирного дома Уральская, 36 оспорены в Арбитражном суде Свердловской области.
Иных доказательств, обосновывающих виновность юридического лица в действиях по поставке некачественного ресурса, Управлением Роспотребнадзора не представлено.
Получив информацию о том, что забор воды осуществляется не из источника питьевого водоснабжения, а также о том, что при производстве ресурса не соблюдаются требования к его качеству, ООО «УК «Дирекция единого заказчика» неоднократно обращалось в адрес поставщиков горячего водоснабжения, соответствующих должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу приостановления или прекращения подачи некачественного ресурса на территории г. Каменска-Уральского, о проведении оценки опасности и риска для здоровья населения дальнейшего потребления горячей воды, не соответствующей гигиеническим нормативам. Положительного решения этой проблемы ООО «УК «ДЕЗ» не добилось.
Поскольку вины ООО УК «ДЕЗ» в поставке некачественной горячей воды населению при её заборе не в источнике питьевого водоснабжения не имеется, а самостоятельно вопрос приостановления подачи некачественного ресурса либо его прекращения ООО «УК «ДЕЗ» разрешить не может, оснований для признания его действий незаконными и тем более по возложению обязанности по поставке горячей воды надлежащего качества не имеется. Требования о публикации судебного решения в средствах массовой информации не основаны на законе, поэтому также удовлетворению не подлежат.
Представитель ООО «СТК» Калашникова Ю.И. исковые требования тоже не признала. В обоснование своей позиции она пояснила, что ООО «СТК» в период с 01.03.2011 г. по 30.06.2011 г. горячую воду населению Красногорского района г. Каменска - Уральского не поставляло. Организацией, осуществляющей производство, передачу и распределение пара и горячей воды является ООО «Энергокомплекс». Договорные отношения у ООО «СТК» с ООО «Энергокомплекс» и ООО «УК «ДЕЗ» отсутствуют.
Согласно выписки из протокола РЭК Свердловской области от 25.11.2010 г. № 38, ООО «СТК» утвержден тариф на холодную производственную воду. Данная холодная производственная вода используется как сетевая вода. Понятие сетевой воды содержится в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2011г.: сетевая вода - это специально подготовленная вода, которая используется в водяной системе теплоснабжения в производстве теплоносителя.
ООО «СТК» осуществляет только поставку тепловой энергии и теплоносителя в адрес ООО «УК «ДЕЗ», таким образом, ООО «СТК» не поставляет населению Красногорского района г. Каменска - Уральского горячую воду и является ненадлежащим ответчиком по делу.
Большая часть проб воды производилась в период с 18 по 22 апреля 2011г. после промывки магистральных трубопроводов, связанной с остановкой горячего водоснабжения из-за резкого ухудшения качества реки Исеть, произошедшего в связи с тем, что в реку Исеть были сброшены иловые отложения отстойника очистных сооружений в Арамильском районе.
Кроме того, по адресам ул. 4-ой пятилетки, 36 и ул. Исетская, 6 отбор проб производился непосредственно у абонента, а не в тепловой камере или тепловом пункте ООО «СТК», в связи, с чем представленные истцом доказательства ненадлежащего качества горячей воды не могут являться доказательством поставки некачественной горячей воды ООО «СТК».
Представители ответчика ООО «Энергокомплекс» Поспелова А.К. и Еремеев С.А. иск также не признали. При этом они пояснили суду, что не считают ООО «Энергокомплекс» надлежащим ответчиком по делу, так как услугу горячего водоснабжения потребителям, а именно, населению Красногорского района г. Каменска-Уральского, не оказывает. Общество арендует комплекс химводоочистки. Получая техническую, а не питьевую воду от ОАО «ТГК-9», ООО «Энергокомплекс» осуществляет её химическую очистку и на границе своей ответственности, поставляет техническую воду юридическим лицам. Горячую воду питьевого качества ООО «Энергокомплекс» не изготавливает, соответственно и не отпускает, но это обстоятельство нельзя расценить, как оказание некачественной услуги горячего водоснабжения, соответственно и действия Общества не являются незаконными, не влекут возложение обязанностей по оказанию услуги горячего водоснабжения населению Красногорского района.
Представитель третьего лица ОАО «ТГК-9» Урдина А.Н. сочла иск Управления Роспотребнадзора не затрагивающим права и обязанности ОАО «ТГК-9», не оказывающего услугу горячего водоснабжения населению г. Каменска-Уральского. При этом она пояснила, что ОАО «ТГК-9» осуществляет забор воды из реки Исеть для нужд Красногорский теплоэлектроцентрали. После этого вода продается ООО «Энергокомплекс», как техническая. На какие нужды она используется в дальнейшем ОАО «ТГК-9» не контролирует, при этом ничьи права и законные интересы не нарушает.
Представитель третьего лица Администрации г. Каменска-Уральского Бушуев Д.В. иск также признал необоснованным, указывая, что никто из ответчиков объективно не имеет возможности предоставлять населению города горячую воду питьевого качества. При этом Администрация города в настоящее время не имеет возможности организовать горячее водоснабжение населения Красногорского района иным способом. ООО «УК «ДЕЗ», поставляя населению горячую воду, проводит её визуальный контроль, за лабораторный контроль воды потребители не платят, следовательно, оснований для его производства не имеется. Удовлетворение иска о возложении на ответчиков обязанности оказания населению города услуги горячего водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных норм приведет к отключению подачи горячей воды и нарушит права и законные интересы, как граждан, так и органов местного самоуправления.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд считает необходимым иск Управления Роспотребнадзора удовлетворить, но частично по следующим ниже основаниям.
Закон РФ от 7.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в действующей редакции регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. На основании ст.68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. При этом с учетом предмета и оснований заявленных исковых требований именно на сторону ответчика возлагается обязанность доказывания надлежащего качества услуги, оказываемой неопределенному кругу лиц, представляемому истцом. Вместе с тем истцом должно быть доказано состояние каждого из ответчиков в договорных возмездных отношениях с потребителями услуги горячего водоснабжения.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) коммунальные услуги это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Названными Правилами установлено, что «исполнителем» является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие и приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 49 Правил на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и здоровья, не причиняющие вреда его имуществу в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором.
Из содержания пункта 6 раздела 2 Приложения № 1 к Правилам следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.
Согласно ч. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статья 19 указанного Закона предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Требования к качеству питьевой воды установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно - допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования".
В соответствии с п. 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 (утверждены Постановлением главного государственного врача от 26 сентября 2006 года N 24) безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Нормами ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно - допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" (утверждены Приказом Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 N 78) установлены предельные допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
При этом, указанные нормативы распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования, а также питьевую воду и воду в системах горячего водоснабжения (п. 1.3. ГН 2.1.5.1315-03).
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды в местах водозабора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C.
Как указано в разделе 2 СанПиН 2.1.4.2496-09, настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также на благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. С этой целью горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность, что направлено на:
- предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila;
- минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась;
- предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
В силу п. 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц – потребителей услуги горячего водоснабжения Красногорского района г. Каменска-Уральского.
В соответствии со ст. 46 Закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор и его территориальные органы, иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
В законодательстве отсутствуют понятие неопределенного круга лиц и его признаки, в том числе признак численного состава группы. Следовательно, неопределенный круг лиц сам по себе не может быть предметом доказывания.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно и в тех случаях, когда количественный состав группы может быть определен, но он настолько многочисленный, что использование конструкции процессуального соучастия затруднительно и даже невозможно либо определенная группа лиц подвержена постоянной ротации.
Как указали представители ООО «УК «ДЕЗ» последнее, являясь управляющей компанией, осуществляет управление 1 480 многоквартирными домами Красногорского района г. Каменска-Уральского, жителям которых оказывает услугу горячего водоснабжения. Количество жильцов домов подвержено постоянной ротации, при этом оно настолько велико, что их процессуальное соучастие невозможно, следовательно, определение жильцов домов Красногорского района, которым ООО «УК «ДЕЗ» оказывает услугу горячего водоснабжения отвечает определению неопределенного круга лиц и ссылки этого ответчика на то, что услугу горячего водоснабжения в Красногорский район предоставляют и другие исполнители услуги, обоснованными признаны быть не могут, поскольку в рассматриваемом иске идет речь о потребителях услуги, оказываемой именно ООО «УК «ДЕЗ», и ответственность за других исполнителей этой услуги на данного ответчика не возлагается.
Из объяснений сторон с достоверностью суд делает вывод, что ООО «УК «ДЕЗ» является исполнителем услуги горячего водоснабжения, поскольку поставляет горячую воду на возмездной основе потребителям в управляемые им многоквартирные дома, следовательно, этот ответчик является надлежащим и обязан доказать соответствие качества оказываемой услуги горячего водоснабжения установленным нормативам.
Из концессионного соглашения № 5 от 30.04.2010 года в отношении «Комплексы тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, являющиеся объектами собственности муниципального образования город Каменск-Уральский», заключенного между органом местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» и ООО «СТК», объяснений представителя ООО «СТК» следует, что ООО «СТК» также является исполнителем услуги горячего водоснабжения неопределенного круга потребителей, поскольку по предмету соглашения оно обязалось осуществлять деятельность по горячему водоснабжению потребителей МО «город Каменск-Уральский» с использованием объекта соглашения, при этом приобретает коммунальные ресурсы с целью предоставления услуги горячего водоснабжения, как посредством ООО «УК «ДЕЗ», так и непосредственно другим потребителям данной услуги, проживающим на территории Красногорского района г. Каменска-Уральского, и отвечает за обслуживание систем городского горячего водоснабжения.
Таким образом судом установлено, что ООО «СТК» также является надлежащим ответчиком и обязан доказать соответствие качества оказываемой услуги горячего водоснабжения установленным нормативам. Доводы представителя данного ответчика об отсутствии договорных отношений между ООО «СТК» и ООО «УК «ДЕЗ» по поводу горячего водоснабжения не свидетельствуют сами по себе об отсутствии у ООО «СТК» ответственности за поставку коммунальных ресурсов и надлежащее содержание инженерных систем и оборудования, с использованием которых потребителям предоставляется услуга горячего водоснабжения. Согласование Региональной энергетической комиссией Свердловской области ООО «СТК» на 2011 года тарифа на холодную (производственную)воду не опровергает факта оказания этим ответчиком услуги горячего водоснабжения неопределенному кругу лиц, но дополнительно подтверждает, что эта услуга изначально предоставляется ненадлежащего качества.
Вместе с тем оснований для признания ООО «Энергокомплекс» надлежащим ответчиком по иску, то есть исполнителем услуги горячего водоснабжения для неопределенного круга лиц, суд не находит.
Как следует из договора поставки № 13/556/2010 (отпуск технической воды) от 28.04.2010 года, заключенного между ОАО «ТГК №9» и ООО «Энергокомплекс», предметом этого договора является поставка технической воды. То есть из договора ясно следует, что ООО «Энергокомплекс» приобретается и в дальнейшем поставляется юридическим лицам, для использования в их предпринимательской деятельности не питьевая, а техническая вода. В договорных отношениях конкретно с потребителями услуги горячего водоснабжения ООО «Энергокомплекс» не состоит, в заблуждение по поводу качества отпускаемой воды потребителей не вводит, поскольку ответчики ООО «СТК» и ООО «УК «ДЕЗ» подтверждают, что ими используется для горячего водоснабжения вода, приобретаемая ООО «СТК» у ООО «Энергокомплекс» именно как техническая. Тот факт, что приобретаемую у ООО «Энергокомплекс» техническую воду ООО «СТК» использует для оказания услуги горячего водоснабжения своим клиентам и для её поставки ООО «УК «ДЕЗ», не делает ООО «Энергокомплекс» исполнителем услуги горячего водоснабжения для неопределенного круга потребителей, поскольку такой коммунальный ресурс не производит и не отвечает за систему горячего водоснабжения, с использованием которой потребителям предоставляется спорная услуга. В связи с выше указанным суд считает иск Управления Роспотребнадзора, в части, обращенной к ООО «Энергокомплекс», необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Что касается доказанности оставшимися ответчиками надлежащего качества услуги горячего водоснабжения, оказываемой неопределенному кругу лиц, представляемому истцом, то таких доказательств суду не представлено.
Ни ООО «СТК», ни ООО «УК «ДЕЗ» не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Обществами надлежащим образом осуществляется контроль за качеством оказываемой услуги горячего водоснабжения, принимались меры для недопущения недостатков качества услуги. Фактически представителями названных ответчиков признано, что горячая вода, поставляемая неопределенному кругу потребителей в Красногорском районе г. Каменска-Уральского, не соответствует требованиям выше перечисленных нормативов, то есть услуга горячего водоснабжения является некачественной. Представителем третьего лица ОАО «ТГК-9» указано, что забор воды для нужд Красногорской ТЭЦ происходит из реки Исеть, не являющейся источником питьевого водоснабжения. Как следует из объяснений всех участников судебного разбирательства, в последующем использованная вода, не являющаяся питьевой изначально, поставляется ОАО «ТГК-9» ООО «Энергокомплекс» как техническая вода и именно в этом качестве отпускается ООО «СТК», а последним ООО «УК «ДЕЗ», доводящим её до потребителей услуги горячего водоснабжения как горячую воду питьевого качества. На этапах забора воды у ООО «Энергокомплекс» до её поступления во внутридомовые системы горячего водоснабжения жилых домов какая-либо обработка технической воды, контроль её качества в целях возможности её использования в качестве питьевой полностью отсутствуют.
Переписка ООО «УК «ДЕЗ» с органами местного самоуправления и органами Роспотребнадзора, а также прокуратурой, представленная этим ответчиком в материалы дела, не менее полно и достоверно, чем объяснения сторон и третьих лиц в судебном заседании, свидетельствует о том, что ООО «УК «ДЕЗ» признает, что услуга горячего водоснабжения жителям Красногорского района в управляемых им домах является некачественной и по этой причине Общество требует чьего-то волевого решения на приостановление либо прекращение оказания услуги горячего водоснабжения, не желая исполнять обязательство, возложенное на него законом по прекращению оказания услуги ненадлежащего качества либо по приведению качества услуги в соответствие с требованиями нормативов.
Подтверждается ненадлежащее качество услуги горячего водоснабжения, предоставляемой как ООО «СТК», так и ООО «УК «ДЕЗ» и другими письменными доказательствами по делу:
заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе» по результатам анализа состава горячей воды на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям за период с 01.03.2011 года по 30.06.2011 года №02.13.15-14-4/1446 от 13.07.2011 года. Согласно заключению за указанный период наблюдения всего исследовано 35 проб по органолептическим и микробиологическим показателям, из них не соответствуют требованиям СанПиН2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическим показателям 91.4 % из исследованных проб (в том числе - по железу 28.6%, марганцу 20%; по органолептическим показателям: мутности - 77.1%. цветности - 37.1%. запаху - 48,6%), по микробиологическим показателям 14.2 % исследованных проб (общее микробное число 5.7%, общие колиформные бактерии 2,8%, споры сульфатредуцирующих клостридий 11.4%).
Как обоснованно указано представителями истца, содержание марганца и железа в воде с превышением величины допустимого уровня и отклонения по органолептическим показателям значительно ухудшает свойства горячей воды и делает ее малопригодной для использования, может вызвать у человека аллергические реакции. Отклонение воды по микробиологическим показателям может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний (отравлений) у населения вызванных высоко контагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения;
Протоколами за период с 18.03.2011 года по 08.07.2011 года, составленными специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Каменске-Уральском и Каменском районе», и другими письменными материалами дела.
Таким образом, судом установлено, что качество горячей воды, поставляемой ООО «УК «ДЕЗ» и ООО «СТК» неопределенному кругу лиц в Красногорском районе г. Каменска-Уральского в период с 01.03.2011 года по 30.06.2011 года, действительно являлось ненадлежащим.
В соответствии с пунктом 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия у исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
В рассматриваемом случае обстоятельств того, что нарушение качества предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в силу чего ООО «УК «ДЕЗ» и ООО «СТК» подлежат освобождению от ответственности, не установлено.
Ответчики указывают на невозможность поставки воды, соответствующей установленным санитарно-техническим требованиям, ссылаясь на особенности городских систем горячего водоснабжения, а также на невозможность воздействия на коммунальный ресурс, получаемый от ресурсоснабжающей организации, однако, эти обстоятельства, освобождающими исполнителя от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг признаны быть не могут. Ответчики обязаны осуществлять производственный контроль, поступающего к ним ресурса, обязаны проверять качество услуги до её предоставления потребителю, проводить оценку риска для здоровья населения, оказываемой услуги, чего не делают до настоящего времени в нарушение требований закона, что не оспаривалось представителями ответчиков в судебном заседании.
Ссылки ООО «УК «ДЕЗ» на невозможность приостановления или прекращения предоставления некачественной услуги горячего водоснабжения до принятия решения об этом органа местного самоуправления либо органов Роспотребнадзора основаны на неправильном толковании закона и свидетельствуют о нежелании данного ответчика отвечать за качество услуги, за которую до настоящего времени взимается ежемесячная плата в значительном размере без информирования населения о недостатке качества этой услуги.
Признавая действия ООО «СТК» и ООО «УК «ДЕЗ», выразившиеся в поставке в период с 01.03.2011г. по 30.06.2011г. некачественной горячей воды, не соответствующей СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», населению Красногорского района города Каменска-Уральского, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей., суд тем не менее не усматривает законных оснований для возложения на этих ответчиков обязанности поставлять населению Красногорского района города Каменска-Уральского горячую воду надлежащего качества, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Как было указано ранее, в соответствии со ст. 46 Закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор и его территориальные органы, иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей вправе предъявлять только иски о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Исковые требования, предъявленные в защиту прав неопределенного круга потребителей, не могут включать в себя какие-либо имущественные притязания: о повторном выполнении работ (услуг), взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда и т.п..
О прекращении противоправных действий Управление Роспотребнадзора требований не предъявило, Суд в силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ связан заявленными требованиями и выйти за их рамки не вправе, но в свете выше указанного, суд не вправе по данному иску, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворять имущественные притязания о возложении обязанности по оказанию качественной услуги. Кроме того, названное требование, не предусмотрено Законом РФ «О защите прав потребителей» в ст. 29 о правах потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги.
Кроме того, любое судебное решение должно отвечать требованиям окончательности и определенности. Часть 5 ст. 198 ГПК РФ, определяющая содержание резолютивной части решения, предусматривает, что она должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении полностью или в части, исчерпывающие выводы по иску, в связи с чем в ней должно быть четко и понятно сформулировано: что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу обязан предпринять. Решение не должно вызывать затруднений при его исполнении. Предлагаемое истцом указание в резолютивной части решения на возложение обязанности оказывать впредь услугу горячего водоснабжения надлежащего качества неопределенному кругу лиц, не может быть признано четкими и ясными формулировками, которые не вызовут затруднений при исполнении решения суда, поскольку исполнение такого решения невозможно ни проконтролировать, ни принудительно его исполнить вследствие неопределенного круга потребителей этой услуги.
Кроме того, надлежит учесть, что в Законе РФ «О защите прав потребителей» установлено специальное правило исполнения решения суда, вынесенного в интересах неопределенного круга потребителей: после вступления в силу решение, вынесенное по иску в защиту прав неопределенного круга потребителей, является обязательным (преюдициальным) для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя к исполнителю, в части вопросов, имели ли место соответствующие действия и совершены ли они исполнителем.
При удовлетворении подобных исков суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В этой связи требование истца обязать ООО «УК «ДЕЗ» довести до сведения потребителей через средства массовой информации принятое решение основано на законе. Предлагаемый истцом месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу для размещения в СМИ информации о принятом решении является, по мнению суда, чрезмерным, поэтому суд, находя разумным и достаточным для исполнения возлагаемой обязанности срок в 10 дней, считает необходимым установить для исполнения обязанности именно этот срок.
Согласно ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция СМИ обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через средство массовой информации.
На основании всего изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области удовлетворить частично.
Признать противоправными действия ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», выразившиеся в предоставлении неопределенному кругу потребителей Красногорского района г. Каменска-Уральского в период с 01.03.2011 года по 30.06.2011 года горячей воды, не соответствующей по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Обязать ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» в десятидневный срок по вступлении решения суда в законную силу через средства массовой информации довести решение суда до сведения потребителей.
В удовлетворении остальной части исковых требований к ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», в удовлетворении исковых требований к ООО «Энергокомплекс» в полном объеме – ОТКАЗАТЬ.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» в равных долях в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд.
Судья: подпись
Решение изготовлено в окончательной форме в компьютерном варианте 14.02.2012 года и является подлинником.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова
Секретарь О.С. Зуева