прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах Щелчкова МА к Правительству СО, Министерству строительства и архитектуры СО, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Адм



копия

Дело № 2-1212/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский                            21 ноября 2011 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.

с участием помощника Прокурора г. Каменска-Уральского Золотухиной Н.А.

при секретаре Карповой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах Щелчкова М.А. к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Администрации г. Каменска-Уральского о предоставлении жилого помещения и о заключении договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах Щелчкова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г. Каменска-Уральского об отмене п.3 Постановления Главы Администрации Красногорского района г. Каменска-Уральского от 04.09.1996 года № 428 о сохранении за несовершеннолетним Щелчковым М.А. права на жилую площадь по месту жительства отца: г. Каменск - Уральский, ул. Октябрьская, 42-30, а также о возложении на ответчика обязанности принять Щелчкова М.А., на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В обоснование иска прокурором было указано, что решением Красногорского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 были лишены родительских прав в отношении сына Щелчкова М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Постановлением Главы Администрации Красногорского района г. Каменск - Уральского от 04.09.1996 № 428 Щелчков М.А. был определен в Красногорский детский дом. При этом за ним было сохранено право на жилую площадь по месту жительства отца по <адрес>

Постановлением Главы г. Каменска-Уральского от 09.12.2005 № 2074 в постановление Главы Администрации Красногорского района г. Каменск - Уральского от 04.09.1996 № 428 были внесены изменения в части наименования воспитательного учреждения и дополнения постановления фразой о помещении Щелчкова М.А. на полное государственное обеспечение. При этом п. 3 Постановления о сохранении за подростком жилого помещения был оставлен без изменения.

Мать Щелчкова М.А. ФИО4 скончалась ДД.ММ.ГГГГ

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Щелчков М.А. являлся воспитанником ГОУ СПО Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж. Затем Щелчков М.А. обучался в ГОУ НПО СО «Профессиональный лицей «Строитель», расположенном в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга, и находился на полном государственном обеспечении.

Согласно сведений отдела опеки и попечительства УСЗН МСЗН СО по г. Каменску- Уральскому и Каменскому району, жилое помещение по адресу: <адрес>, представляло собой комнату в трехкомнатной коммунальной квартире площадью 18 кв.м., нанимателем которого являлся ФИО4. В 2002 году ФИО4. совершил обмен комнаты по адресу: <адрес> на приватизированное жилое помещение по адресу: <адрес>, которое, будучи его единоличным собственником, продал. В настоящее время комната по адресу: <адрес>, принадлежит лицам, не являющимся родственниками Щелчкова М.А.

В ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения МСЗН СО по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району в адрес Администрации г. Каменск - Уральского было направлено письмо о необходимости исключения п.3 из постановления Главы Администрации Красногорского района г. Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ в связи с фактической утратой закрепленного за несовершеннолетним жилого помещения, но в удовлетворении требований отдела опеки и попечительства Администрацией г. Каменска-Уральского было отказано. До предъявления рассматриваемого иска в суд Щелчков М.А. так и не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, жилищные права Щелчкова М.А. грубо нарушены. Он фактически не приобрел право пользования закрепленным за ним жилым помещением, утраченным по вине третьих лиц, не вселялся в него, и до настоящего времени не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеет постоянного места для проживания.

В силу ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159- ФЗ от 21.12.1996, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российскои Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда социального использования» № 3 - ОЗ от 20.02.2006 г., граждане, признанные по основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области подлежат учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» закреплено, что формирование списков нуждающихся в жилье детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Таким образом, действующим законодательством РФ и Свердловской области прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по формированию списков нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот.

Учет детей-сирот в первую очередь связан с необходимостью формирования расходов бюджета, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является расходным обязательством бюджета Свердловской области, следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Свердловской области от 25.11.1994 № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» должно быть рассчитано на основании методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, разрабатываемой Министерством Финансов Свердловской области (ст. 174.2 Бюджетного кодекса РФ и п.п. 3,9 Положения о Министерстве финансов Свердловской области). Отсутствие сведений о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, делает невозможным своевременное исполнение Правительством Свердловской области обязательств по своевременному обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями.

И ранее (до введения в действие Жилищного Кодекса РФ), и в настоящее время жилые помещения лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предоставляются на основании сведений полученных из администраций районов, при этом, несмотря на равные права на внеочередное предоставление жилья, которые имеют все лица, названные в указанной статье Жилищного Кодекса РФ, жилье предоставляется им по очереди, формирующейся по мере поступления соответствующих документов и обращений: т.е. из двух граждан имеющих равное право на внеочередное предоставлений жилого помещения, предусмотренное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ раньше жилье получает тот гражданин, который ранее обратился за предоставлением жилого помещения.

В настоящее время права Щелчкова М.А., как ребенка - сироты, гарантированные ему Конституцией и законодательством РФ существенно и грубо нарушаются. Жилое помещение, право пользования которым было закреплено за Щелчковым М.А., было утрачено по вине третьих лиц. Щелчков М.А. сможет реализовать свое право на жилье намного позднее, чем это было бы возможно при надлежащем исполнении Администрацией г. Каменск - Уральского предусмотренной действующим законодательством обязанности по формированию списков нуждающихся в жилом помещении детей-сирот, контроле за сохранностью закрепленного за подростком жилого помещения (по состоянию на момент его обмена в 2002 году).

В процессе судебного разбирательства исковые требования прокурором были изменены. Обращаясь с иском уже и к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга просил признать Щелчкова М.А., имеющим право на обеспечение жилой площадью в порядке, установленном абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» без учета закрепленного за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления главы г. Каменск-Уральского от 04.09.1996г № 428. Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложить обязанность на Правительство Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» совершить действия за счет областного бюджета по приобретению на территории города Каменск-Уральского Свердловской области жилого помещения для Щелчкова М.А. не ниже нормы предоставления и передать его в муниципальную собственность города Каменск-Уральского. На администрацию города Каменск-Уральского прокурор просил возложить обязанность после передачи жилого помещения, приобретенного для Щелчкова М.А., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с ним договор социального найма жилого помещения.

В настоящем судебном заседании помощник прокурора г. Каменска-Уральского, которого прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга просил поддержать иск, Золотухина Н.А., Щелчков М.А., а также представитель третьего лица отдела опеки и попечительства ТОИОГВ «Управление социальной защиты населения по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району» Скородумова М.Р. заявленные требования поддержали в полном объеме по выше изложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Каменска-Уральского Белянина Т.В. иск прокурора не признала и пояснила суду, что считает Администрацию города Каменска-Уральского ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Администрация города Каменска-Уральского - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 28 Устава города).

К полномочиям администрации города по решению вопросов местного значения относится, в частности, ведение в установленном законом Свердловской области порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 29 Устава города).

В соответствии с п.п. 1-1. п. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 20.02.2006 г. № 3-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования», на органы местного самоуправления возложено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Так, Администрацией города Каменска-Уральского ведется учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», содержит аналогичную норму, указывая дополнительно на субъект, который обязан осуществлять данную гарантию: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац 2 п. 1 ст. 8).

При этом следует учитывать, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2), а в соответствии со статьей 5, предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (ст. 26.3, п.2. подп.24,24.2).

Таким образом, из приведенных законоположений следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых в силу п.п. «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. № 84-ПП (далее - Порядок), обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства (п. 3 Порядка).

Пункт 8 Порядка, в части передачи в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета противоречит нормам Федерального закона 159-ФЗ относительно компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу. Таким образом, в данном случае должны применяться нормы Федерального закона № 159-ФЗ.

Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

В соответствии с ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Однако, в настоящее время не принят соответствующий федеральный закон, закон субъекта РФ, не издан соответствующий указ Президента РФ о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, нормативное положение, закрепленное в абзаце 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленным федеральным законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

В соответствии с вышеназванным Порядком, органы местного самоуправления формируют списки нуждающихся в жилье детей-сирот (п. 9), представляют в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам в определенной форме (п. 11).

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения (п. 12 Порядка).

Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования гражданам, не принятым на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, не допускается (ч. 2 ст. 3 Закона № 3-03).

Заявления о принятии на учет, за исключением заявлений о принятии на учет, подаваемых не имеющими закрепленного жилого помещения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подаются в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане (ч. 1 ст. 6 Закона № 3-ОЗ).

Щелчков М.А. не обращался в Администрацию города Каменска-Уральского с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Щелчков М.А. не может быть обеспечен жилым помещением государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку за ним было закрепленное жилое помещение.

Пунктом 3 постановления главы администрации Красногорского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детский дом Щелчкова М.А.» за Щелчковым М.А. было сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.

В случае, если право Щелчкова М.А. на закрепленное жилое помещение нарушено, то в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ данное право подлежит защите в судебном порядке.

На основании изложенного, представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах Щелчкова М.А. отказать, освободить Администрацию города Каменска-Уральского от ответственности, исключив из числа ответчиков по гражданскому делу.

Представитель ответчика Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в письменном отзыве на иск на свое несогласие с ним. В обоснование своей позиции представитель ответчика указал, что Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее - Закон № 159-ФЗ) в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения.

Пунктом 3 постановления Главы Администрации Красногорского района г. Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ за Щелчковым М.А. сохранено право на жилую площадь по адресу <адрес>. Данное постановление является действующим, никем не оспорено и не отменено. Соответственно у истца имеется закрепленное за ним жилое помещение, а значит отсутствует право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.

Кроме того, отсутствуют какие-либо основания для признания незаконным постановления Главы Администрации Красногорского района г.Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ , так как на момент закрепления за Щелчковым М.А. жилого помещения по адресу <адрес> он обладал правом пользования в отношении данного жилого помещения как член семьи нанимателя. В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, в учреждении профессионального образования, соответственно в настоящее время Щелчков М.А. сохраняет право пользования данным жилым помещением, и имеет право вселиться в него.

    Абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ действительно не ставит право детей-сирот на внеочередное обеспечение жилым помещением в зависимость от постановки на какой-либо учет, однако корреспондирующая данному праву обязанность Министерства по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам может быть реализована только в случае принятия ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на соответствующий учет в силу следующих обстоятельств.

Ведение учета граждан, имеющих статус лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в соответствии с п. 1, 8 ст. 2; п. 1-1 ст. 3 Закона Свердловской области от 20.02.2006 г. N 3-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» осуществляется органами местного самоуправления.

Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена в настоящее время «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 г. (далее - Порядок обеспечения в 2011-2015 г.).

В соответствии с пунктом 10 Порядка обеспечения в 2010 г., Порядка обеспечения в 2011-2015 г. для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее Фонд) направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. В соответствии с пунктом 11 Порядка обеспечения в 2011-2015 г. органы местного самоуправления направляют в Фонд Предложения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам (далее - Предложения). В соответствии с пунктом 12 Порядка обеспечения в 2011-2015 г. Фонд на основании указанных Предложений органов местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством в свою очередь осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность предоставления жилых помещений Министерством лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые не состоят на соответствующем учете в органах местного самоуправления муниципальных образований. Как следует из представленных истцом доказательств Щелчков М.А. не состоит на соответствующем учете в органах местного самоуправления, соответственно у Министерства в настоящее время в любом случае отсутствует право и обязанность по обеспечению его жилым помещением вне очереди.

Представители ответчиков Правительство Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», третье лицо Молочкова Т.В., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин отсутствия, просьб об отложении судебного разбирательства, возражений против удовлетворения иска суду не представили.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, изучив письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить по следующим ниже основаниям.

На основании ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Согласно ст.68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года № 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью, исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР) законоположение пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).

Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа «Lex posterior derogat legi priori» («Последующий закон отменяет предыдущий») в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации судам и другим правоприменительным органам предписано Определением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.

В соответствии с Постановлением Главы г. Каменска-Уральского № 599 от 11.06.2009 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский» п. 2 - норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский установлена в размере – однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади – на семью из одного человека; 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи – на семью из двух человек и более.

Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года № 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории с 2011-2015 годы.

В настоящее время Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП (далее – Порядок). В соответствии с данным Порядком обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Исходя из анализа указанных норм права, следует, что действия по реализации ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется последовательно Правительством Свердловской области, обеспечивающим финансирование мероприятий по предоставлению жилья и определяющее соответствующие нормативы, в дальнейшем Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, которое в соответствии с отведенными ему полномочиями осуществляет направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам, а также Свердловским областным государственным учреждением «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», являющимся получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и осуществляет направление данных денежных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для детей сирот. Только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

В соответствии с вышеприведенным порядком на орган местного самоуправления возлагается обязанность со дня передачи жилого помещения, приобретенного (выстроенного) в соответствии с вышеуказанным порядком произвести регистрацию муниципальной собственности на данное помещение и заключить договор социального найма в отношении данного помещения с лицом, для которого жилье приобретено (выстроено).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что все соответчики, привлеченные к участию в деле по иску прокурора, являются в рассматриваемом случае надлежащими, поскольку все вовлечены в процедуру обеспечения Щелчкова М.А. жилым помещением.

Тот факт, что Щелчков М.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается материалами дела, и участниками судебного разбирательства не оспаривался, следовательно, суд признает его установленным (ч.2 ст. 68 ГПК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ Щелчков М.А. обратился на прием в Администрацию города Каменска-Уральского по вопросу обеспечения его жильем вне очереди, как ребенка-сироты, в тот же день от него было принято соответствующее письменное заявление, копия которого была представлена в материалы дела. Однако, письмом Администрации г.Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ Щелчкову М.А. было отказано в обеспечении жильем в связи с отсутствием его на учете в качестве нуждающегося в жилье, несмотря на то, что Щелчков М.А. относится к социально незащищенной категории лиц, его заявление не было рассмотрено, как заявление о постановке на учет, ему не было разъяснено, что для обеспечения жильем ему необходимо совершить дополнительные действия, ему не было официально отказано ни в постановке на учет, ни в предоставлении жилья, в том числе по мотиву наличия у него постоянного жилища. От него, фактически «отмахнулся» тот орган, который ведет учет детей-сирот в целях их обеспечения жильем, что привело к нарушению прав Щелчкова М.А., на протяжении длительного времени не поставленного на учет Администрацией г. Каменска-Уральского для обеспечения жильем, как ребенка-сироты, в условиях того, что ему в этом не было и отказано. Соответственно, о его нуждаемости в жилище не было известно и другим ответчикам.

В настоящее время все ответчики, высказывая просьбу об отказе в удовлетворении иска Щелчкова М.А., ссылаются на то, что за ним было закреплено жилое помещение, в которое он свободно может вселиться, а посему не нуждается в жилье. Указанные доводы ответчиков противоречат установленным судом обстоятельствам, по причине чего во внимание приняты быть не могут.

Судом действительно было установлено, что Постановлением Главы Администрации Красногорского района г. Каменск - Уральского от ДД.ММ.ГГГГ Щелчков М.А. был определен в Красногорский детский дом. При этом за ним было сохранено право на жилую площадь по месту жительства отца по <адрес>

Постановлением Главы г. Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ в постановление Главы Администрации Красногорского района г. Каменск - Уральского от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в части наименования воспитательного учреждения и дополнения постановления фразой о помещении Щелчкова М.А. на полное государственное обеспечение. При этом п. 3 Постановления о сохранении за подростком жилого помещения был оставлен без изменения.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за истцом, представляло собой комнату в трехкомнатной коммунальной квартире площадью 18 кв.м., нанимателем которой являлся ФИО4. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО4. совершил обмен комнаты по адресу: ул. <адрес>, на приватизированное жилое помещение по адресу: ул. Сибирская, 42-1, которое, будучи его единоличным собственником, продал. В настоящее время комната по адресу: <адрес>, принадлежит Молочковой Т.В., не являющейся родственником Щелчкова М.А., на праве собственности. Которое было зарегистрировано в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из объяснений Щелчкова М.А., начальника отдела опеки и попечительства Скородумовой М.Р., из письменных доказательств в материаах дела, в частности, из переписки органа опеки и попечительства с органами местного самоуправления по поводу включения Щелчкова М.А. в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья, решения Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от ДД.ММ.ГГГГ, сведений адресного бюро в отношении регистрации ФИО3, Щелчков М.А. никогда не проживал в закрепленной за ним комнате и не был в ней зарегистрирован, как по месту жительства, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ постоянно находился а приюте «Лада», затем в детском доме и прочих государственных учреждениях воспитания и образования. В этой связи оснований говорить, что он имел и сохраняет право пользования комнатой, принадлежащей на праве собственности постороннему для него лицу, не имеется.

Даже если, следуя логике ответчиков, противоречащей выше приведенным нормам права, признать, что у Щелчкова М.А. сохраняется право пользования комнатой по <адрес> площадью 18 кв.м., он является нанимателем этого жилого помещения по договору социального найма, он имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8), то есть в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади на семью из одного человека. То, что Щелчков М.А. не может быть признан членом семьи Молочковой Т.В. никем из участников судебного разбирательства не оспаривается. В настоящее время закрепленная за ним жилая площадь менее учетной нормы, вследствие чего и по этому основанию отказ ответчиков в обеспечении Щелчкова М.А. жильем не может быть признан законным.

Таким образом, истец Щелчков М.А. является социально незащищенным лицом, имеет право на государственную поддержку, поскольку жилой площадью не обеспечен ни на праве пользования, ни на праве собственности, что подтверждается сведениями из регистрирующих органов. Закрепленное за ним жилье фактически является юридической фикцией и при этом оно менее учетной формы на 1 человека. В свете выше изложенного, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о признании Щелчкова М.А. имеющим право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Вместе с тем, установлено и не оспаривается ответчиками, что Щелчкову М.А. фактически было отказано в принятии на учет для обеспечения жилым помещением и само жилое помещение не предоставлено до настоящего времени, что привело к нарушению его прав, гарантированных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, направленных в защиту права Щелчкова М.А. на обеспечение вне очереди жилым помещением, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом суд в целях защиты нарушенного права истца полагает необходимым во исполнение Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложить обязанность на Правительство Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» совершить действия за счет областного бюджета по приобретению на территории города Каменск-Уральский Свердловской области жилого помещения для Щелчкова М.А. не ниже нормы предоставления и передать его в муниципальную собственность города Каменск-Уральский. На администрацию города Каменск-Уральский возложить обязанность после передачи жилого помещения, приобретенного для Щелчкова М.А., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить с Щелчковым М.А. договор социального найма жилого помещения.

Руководствуясь ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах Щелчкова М.А. удовлетворить.

Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложить обязанность на Правительство Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» совершить действия за счет областного бюджета по приобретению на территории города Каменск-Уральский Свердловской области жилого помещения для Щелчкова М.А. не ниже нормы предоставления и передать его в муниципальную собственность города Каменск-Уральский.

На Администрацию города Каменск-Уральский возложить обязанность со дня передачи жилого помещения, приобретенного для Щелчкова М.А., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить с Щелчковым М.А. договор социального найма жилого помещения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья: подпись

Решение изготовлено в окончательной форме в компьютерном варианте 17 февраля 2012 года.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова

Секретарь Л.В. Карпова