Дело 2-7362\10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 октября 2010 года Симоновский районный суд гор. Москвы в составе:
председательствующей судьи Буториной М.А.,
при секретаре Панкиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Школина Е.Б. к ГУ ПФР № по гор. Москве и Московской области о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в стаж периодов работы и обязании назначить пенсию с момента первичного обращения, мотивируя свои требования тем, что комиссия по пенсионным вопросам ГУ ПФР №, неправомерно отказало зачесть ей в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы, чем лишили её права на получение государственной пенсии.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика в суд явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований
Суд, выслушав стороны свидетелей, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено:
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась за назначением пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по пенсионным вопросам № в назначении пенсии истице было отказано.
Специальный стаж составил 23 года 0 месяцев 20 дней.
Ответчик исключил из льготного стажа истицы периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в детских яслях №.
С данным решением ответчика суд согласиться не может.
Право истицы на досрочное получении пенсии установлено пп.19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (далее Списки).
На основании ст. 80 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 03.11.2000), действовавшего на спорный период работы, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет.
Статья 83 указанного Закона предусматривала, что списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В силу пункта 2 названного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Из этого следует, что по Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) работники негосударственных образовательных учреждений имели право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно пункту 2 оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции от 1 февраля 2001 г.) вновь утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3 того же Постановления Правила, утвержденные этим Постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги лет за период работы до 1 ноября 1999 г.
Таким образом, предписанием Постановления от 22 сентября 1999 г. N 1067 сужена сфера действия Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и с 1 ноября 1999 г. педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, не дает права на получение пенсии за выслугу лет.
Между тем Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", его статьи 80 и 83, во исполнение которых было принято оспариваемое Постановление, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно - правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно - правовыми формами образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовой формы.
Решением Верховного Суда РФ от 07 июня 2001г. № ГК ПИ 2001-875 был признан недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий абзац первый пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Конституционный суд РФ своим Постановлением №№ 2-П от 20.01.2004г. установил, что нормы закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ « по своему конституционно –правовому смыслу не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.
Согласно разъяснению, данному в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В судебном заседании истица утверждала, что в спорный период она работала в должности <данные изъяты>. Данные доводы в суде подтвердили свидетели А.Е.П., С.Л.Н.
С учетом изложенного, требования истицы о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в детских яслях №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Школина Е.Б. к ГУ ПФР № по гор. Москве и Московской области о назначении пенсии и взыскании морального вреда удовлетворить.
Обязать ГУ ПФР № по гор. Москве и Московской области включить в стаж Школина Е.Б., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с момента возникновения права.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в 10-дневный срок.
Судья: