решение № 2-2757/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года Симоновский районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Булучевской Е.А.,

при секретаре Сорокиной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2757/11 по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Московской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области о признании незаконным предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной налоговой службы по Московской области (далее УФНС по МО) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области (далее Управление Роскомнадзора по Москве и МО) с требованиями о признании незаконным предписания, выданного в адрес истца ответчиком, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки в организации истца были выявлены нарушения, которые необходимо устранить на основании оспариваемого предписания. Однако истец полагает, что нарушений законодательства ими не было допущено, в связи с чем предписание вынесено незаконно.

Представитель истца по доверенности Бирюкова Н.С. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в суд не явился, возражений против иска не представили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании приказа Управления Роскомнадзора по Москве и МО от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка УФНС по МО по вопросу соблюдения обязательных требований в области обработки персональных данных. По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ

Управлением Роскомнадзора выдано предписание об устранении выявленного нарушения от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данного предписания в ходе проверки выявлено нарушение в виде непредставления в уполномоченный орган сведений об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных. Установлен срок устранения нарушения не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Не согласившись с данным предписанием истец был вынужден обратиться в суд с данным иском. С доводами истца суд соглашается по следующим причинам.

ДД.ММ.ГГГГ Федеральная налоговая служба России

приказом Роскомнадзора от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в реестре операторов персональных данных за .

Для исключения дублирования ФНС России поручила обеспечить подготовку всеми подведомственными территориальными органами, ранее направившими уведомления об обработке персональных данных и на основании приказов Роскомнадзора включенных в реестр операторов, писем в адрес ее территориальных подразделений Роскомнадзора об отзыве уведомлений и исключении их из указанного реестра операторов персональных данных. (л.д.27-28)

Во исполнение данного поручения УФНС по МО письмом от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ст. 3 ФЗ «О персональных данных» и п. 4 Положения о ФНС России сообщило Управлению Роскомнадзора по Москве и Московской области, что ФНС России является единым оператором в системе налоговых органов, руководствуясь п. 19 Положения о ведении операторов, осуществляющих обработку персональных данных, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ , и просило исключить Управление ФНС России по <адрес> () из реестра операторов персональных данных. (л.д.29)

Управление Роскомнадзора по Москве и <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ указало, что согласно п. 45 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по исполнению государственной функции «ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных», утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.01.2010г. № 18, операторы исключаются из Реестра при наступлении одного из следующих условий:

- ликвидация Оператора;

- прекращение деятельности Оператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

- прекращение Оператором деятельности по обработке персональных данных;

- аннулирование лицензий на осуществление лицензируемой деятельности Оператора, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без

согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

- наступление срока или условия прекращения обработки персональных данных, указанных в Уведомлении;

- вступившее в законную силу решение суда о прекращении Оператором деятельности по обработке персональных данных. (л.д.30-31)

В соответствии со ст. 2 Закона № 943-1 от 21.03.1991г. «О налоговых органах» единая централизованная система налоговых органом состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Согласно п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. №506 (далее - Положение о ФНС России) федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Положением об Управлении ФНС по Московской области, утвержденным руководителем ФНС ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что УФНС России по МО является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Пунктом 2 ст. 3 ФЗ «О персональных данных» установлено, что оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

ФНС России является таким оператором, который осуществляет определение цели и содержание обработки персональных данных, в том числе и для своих территориальных органов.

Таким образом УФНС по МО не является самостоятельным оператором использования персональных данных.

Кроме того, при выдаче предписания об устранении выявленного нарушения от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роскомнадзора по Москве и Московской области не были учтены следующие положения ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 1 ФЗ «О персональных данных» действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Кроме того, согласно п. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных» оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1)      относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором
исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3)      относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при
условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.

Таким образом, суд не усматривает в действиях УФНС России по Московской области нарушений ФЗ «О персональных данных», следовательно, предписание от ДД.ММ.ГГГГ было издано незаконно и подлежит отмене.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:



Признать незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в 10-дневный срок.

Федеральный судья