Решение № 2-167/2012



Дело № 2-167/12

Решение

Именем Российской Федерации

26.06.2012 года Симоновский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Бобровой Ю.М., с участием прокурора Никитиной А.А., при секретаре Панкратовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-167/12 по иску Симоновского межрайонного прокурора г. Москвы в защиту интересов Болдиной Л.С., к ТСЖ «Павелецкая 10-3», Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ИФНС России № 46 по г. Москвы, Департаменту имущества г.Москвы о ликвидации ТСЖ,

Установил:

Симоновский межрайонный прокурор г. Москвы в защиту интересов Болдиной Л.С., обратился в суд с исковыми требованиями к ТСЖ «Павелецкая 10-3», ИФНС России № 46 по г. Москвы о ликвидации ТСЖ «Павелецкая 10-3». В обоснование исковых требований истец указывал, что решением Симоновского районного суда г. Москвы от 23.09.2010г. было признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, на котором было принято решение о создании товарищества собственников жилья «Павелецкая 10-3». Поскольку ТСЖ «Павелецкая 10-3» несмотря на решение суда до настоящего времени является юридическим лицом, зарегистрированным в органах ИФНС России, истец просил указанное ТСЖ ликвидировать, исключив ТСЖ «Павелецкая 10-3» из ЕГРЮЛ.

В последствии, истцом исковые требования были уточнены, в части лиц, на которых должна быть возложена обязанность по исполнению решения суда (ответчиков). Так истец дополнительно указал в качестве ответчиков Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и Департамент имущества г.Москвы (л.д. 36), указав, что обязанность по ликвидации ТСЖ «Павелецкая 10-3» должна быть возложена на ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЮАО.

Истец в суд явился, уточненные требования поддержал.

Представители ответчиков ДЖПиЖФ г. Москвы, Департамент имущества г. Москвы в суд явились, против удовлетворения требований возражали.

Представитель ответчика ИФНС России № 46 по г. Москве в суд не явился, о дате рассмотрения дела извещен, представил письменный отзыв на иск (л.д. 43-44).

Представитель ТСЖ «Павелецкая 10-3» в суд не явился, о дате рассмотрения неоднократно извещался по месту регистрации юридического лица, однако все судебные извещения были возвращены неврученными (л.д. 25,26, 41, 47, 50, 51,59, 77), в связи с чем, полагая, что все меры к извещению ответчика судом были приняты, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Представитель третьего лица ГУИС Даниловсокго района г. Москвы в суд явился, против удовлетворения исковых требований возражал, представил письменную позицию по делу (л.д. 60).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 51 ГК РФ нарушение установленного законом порядка образования юридического лица влечет отказ в его государственной регистрации, а в случае его регистрации, последующее признание недействительными регистрации предприятия и учредительных документов.

Статья 61 ГК предусматривает, что 1. ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

4. Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. (в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 62 ГК РФ, 1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В силу ст. 63 ГК РФ, 1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Судом установлено, что решением Симоновского районного суда г. Москвы от 23.09.2010г. требования о признании недействительным решения общего собрания собственников жилья были удовлетворены. Решение общего собрания собственников о создании ТСЖ от 17.05.2008г. признано недействительным.

Решение вступило в законную силу 05.10.2010г. (л.д. 11-12).

Как следует из отзыва ИФНС России № 46 по г. Москве, письмом ФНС от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации связи с ликвидацией юридических лиц» указано, что решение суда о ликвидации юридического лица является основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица. При это ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в соответствии со ст.ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что решение суда о ликвидации является основанием для внесения записи о принятии решения о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ, а не для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Кроме того, решение суда о ликвидации не исключает необходимости соблюдения процедуры ликвидации, предусмотренной законом.

Согласно ответа ИФНС России № 25 по г. Москве, ТСЖ «Павелецкая 10-3» ИНН/КПП , состоит на учете в инспекции с ДД.ММ.ГГГГ Последняя отчетность ТСЖ представлена ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 2.1.1 ФЗ от 08.08.2011г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», инспекцией ДД.ММ.ГГГГ сформированы справки о непредоставлении юридическим лицом в течение 12 месяцев документов отчетности и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам, для их направления в адрес Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве.

Таким образом, суд считает, что ответчики в настоящее время учредителями ТСЖ не являются и, соответственно, на них не может быть возложена обязанность по проведению процедуры ликвидации ТСЖ, тогда как указанная процедура производится в соответствии с требованиями ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» непосредственно ИФНС России № 25 по г. Москвы, с направлением соответствующих материалов в ИФНС России № 46 по г. Москве. То есть в настоящее время основания для обязания должностных совершить действия по ликвидации юридического лица не имеется, т.к. нарушений по порядку ликвидации ТСЖ в судебном заседании установлено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца об обязании ДЖПиЖФ г. Москвы в ЮАО ликвидировать вышеуказанное ТСЖ не установлено и в удовлетворении указанных требований истцу следует отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Симоновского межрайонного прокурора г. Москвы в защиту интересов Болдиной Л.С., к ТСЖ «Павелецкая 10-3», Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, ИФНС России № 46 по г. Москвы, Департаменту имущества г.Москвы о ликвидации ТСЖ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 1 месяца.

Федеральный судья              Боброва Ю.М.