РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сибай 10 сентября 2010 г.
Судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан Сафин Ф.Ф.,
с участием истца Оренбуркина В.С., его представителя Идрисова Р.Г.,
представителей ответчика по доверенностям Гилязиевой А.Р. и Гайсиной С.И.,
при секретаре Исхаковой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Оренбуркина В С к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сибае РБ (далее УПФР в г. Сибай РБ) о признании решения незаконным, обязании назначения пенсии и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Оренбуркин обратился в суд с указанными исковыми требованиями к УПФР в г. Сибай РБ обосновывая это тем, что 02 июня 2010 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии но старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с наличием стажа работы на работах с тяжелыми условиями труда.
Он с 06.10.1969 г. по 22.03.1999 г. проработал на предприятиях лесозаготовки, продолжительностью 21 год 3 месяца 19 дней, а общий страховой стаж составляет более 38 лет. Из них 8 лет 9 месяцев 1 день проработал в качестве шофера (водителя) лесовозных автомобилей и аккумуляторщика.
Этот период работы согласно действующему Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей работ, в которых даст право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» относится к тяжелым работам и предоставляет ему право на досрочную пенсию.
Однако, комиссией по пенсионным вопросам ГУ - УПФ РФ в г. Сибай ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 07 лет 06 месяцев, а также отсутствием требуемого стажа не менее 12 лет 06 месяцев на работах непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве.
Вывод ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения его требования считает неправильным, поскольку, стаж его работы на работах с тяжелыми условиями труда составляет 8 лет 9 месяцев 1 день.
Следовательно, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федеральною Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Таким образом, по мнению истца, ответчик на основании указанных норм права был обязан назначить ему досрочную пенсию, как лицу, достигшему возраста 57 лет со дня его обращения, уменьшая пенсионный возраст на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев работы на тяжелых работах.
Просит признать решение ГУ-УПФ РФ в г. Сибай, незаконным, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию со дня обращения за пенсией, то есть 02 июня 2010 года и взыскать с ответчика в его пользу в возврат расходов, понесенных с уплатой госпошлины в размере 200 рублей и оплатой за услуги представителя 7000 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель Идрисов Р.Г. поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям. При этом они заявили, что не оспаривают не включенный период работы аккумуляторщика-слесаря топливной аппаратуры.
Представители ответчика Гилязиева А.Р. и Гайсина С.И. иск считают незаконным, просят отказать в удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с пп.2 п.1.ст 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ) право на досрочное назначении пенсии имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Оренбуркин B.C. обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 7 п. 2 ст. 27 Закон № 173-ФЗ (№ 18669 от 02.06.2010г.)
Решением от 11.06.2010г. № 18669/47 Оренбуркину B.C. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа: на работах с тяжелыми условиями труда не менее 07 лет 06 месяцев в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст.27 Закона № 173-ФЗ; на работах непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве не менее 12 лет
6 месяцев в соответствии с п.п. 7 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ.
На момент обращения стаж работы Оренбуркина B.C. по представленным документам составляет: - на работах с тяжелыми условиями труда - 05 лет 03 месяцев 06 дней; - на работах непосредственно на лесозаготовках - 09 лет 03 месяцев 17 дней.
В исковом заявлении истец ссылается на возможность назначения пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Закона № 173-ФЗ на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы для мужчин, при этом указывает произведенный им расчет - 8 лет 9 месяцев 1 день (стаж работы в качестве шофера (водителя) лесовозных автомобилей и аккумуляторщика).
Считают, что в данные выводы истца ошибочны, в связи с тем что:
Во-первых, порядок суммирования работ с особыми условиями труда определен ст. 13 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в основу которого положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и специальному трудовому стажу или присоединения большей льготы к меньшей льготе.
Работы, которые давали право на пенсионные льготы по действовавшему до 01.01.1992г. предусмотренные п.п. «а» Раздела 22 Списка № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, и впоследствии были включены в пункты «д», «е», «ж» и «и» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», не предусмотрены пунктом «б» ст. 12 данного закона РФ и являются работами с одинаковыми условиями труда. Поэтому эти работы не могут суммироваться в порядке, установленном ст. 13 Закона.
Вместе с тем, если до 01.01.1992 г. какая-либо из работ, перечисленных в пунктах «д», «е», «ж» и «и» Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (по новому пенсионному законодательству - пп. 2 и 7 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), была предусмотрена в Списке № 2, утвержденном в 1956г. и граждане выработали на 01.01.1992г. не менее половины специального трудового стажа, то вопрос о праве на пенсионное обеспечение таких граждан рассматривается в соответствии с частью второй п. «б» ст. 12 Закона, т.е. со снижением общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу. Такой порядок следует из ст. 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой время выполняемых до 01.01.1992г. работ по Списку № 1 и 2, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. «а» и «б» ст. 12 Закона.
Согласно расчетам Управления - специальный трудовой стаж Оренбуркина B.C. на 01.01.1992 г. (п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173ФЗ) составляет 5 лет 03 месяца 06 дней. Таким образом, не имеется оснований для применения части второй пп.2 пункта 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, поскольку специальный трудовой стаж истца составляет менее половины специального трудового стажа, предусмотренного п.п. 2 п.1 ст. 27 Закона № 173- ФЗ - 6 лет 3 месяца.
Для назначения пенсии в соответствии с п.п.7 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ необходимо отработать не менее 12 лет и 6 месяцев непосредственно на лесозаготовках. Согласно расчетам Управления - специальный трудовой стаж Оренбуркина B.C. за весь период его деятельности, который подлежит включению в льготный стаж, составляет 09 лет 03 месяцев 17 дней. Согласно отказному решению это периоды:
В качестве шофера лесовозного автомобиля в Сибайском леспромхозе: с 22.11.1974 по 26.08.1975 гг., с 01.10.1979 по 28.02.1980 гг. и с 26.09.1987 по 31.10.1991 гг.
В качестве водителя лесовозного автомобиля в Сибайском леспромхозе: с 01.02.1992 по 11.07.1993 гг., с 08.08.1993 по 0.09.1993 гг., с 03.10.1993 по 21.03.1996 гг.
В связи с тем, что у истца отсутствует требуемая продолжительность специального трудового стажа - 12 лет 06 месяцев, установленная действующим пенсионным законодательством, Управлением было вынесено отказное решение.
Управление так же не согласно с требованием о взыскании расходов по оплате услуг представителя, считая требование неразумным, дело невысокой степени сложности. Кроме того, согласно Положения о Пенсионном фонде РФ, п.1 ст. 16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Пенсионный фонд и его бюджетные средства являются федеральной собственностью РФ и имеют строго целевое назначение. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджет Пенсионного фонда РФ, его доходная и расходная части ежегодно утверждаются Федеральным законом, которым расходы на оплату услуг представителей не предусмотрены.
Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска Оренбуркина по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного его статьей 7, мужчинам - по достижении возраста 55 лет и женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и шести месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, а в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы - женщинам (подпункт 2 пункта 1).
Условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года - на день, с которого назначается эта пенсия (пункт 3).
Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с тяжелыми условиями труда в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом из предписаний подпункта 2 пункта 1 и пункта 3 статьи 27, а также иных статей данного Федерального закона не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с тяжелыми условиями труда (в частности, были включены в Список № 2 1956 года) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.
Конституционный суд РФ в своем определении от 6 марта 2003 г. № 107-О по запросу Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода о проверке конституционности п.п. 2 п. 1, п.п. 2 и 3 ст. 27 и п.п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признал, что оспариваемые положения подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан, которые в период до 1 января 1992 года были заняты на работах с тяжелыми условиями труда и до 1 января 2002 года имели право на пенсию в связи с особыми условиями труда, назначаемую ранее общего пенсионного возраста.
Данные положения не препятствуют правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения гражданином работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173.
В исковом заявлении истец, требуя применение п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ссылается на возможность назначения пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Закона № 173-ФЗ на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы для мужчин, при этом указывает произведенный им расчет - 8 лет 9 месяцев 1 день шофером (водителем) лесовозных автомобилей.
Суд полагает, что истцом ошибочно толкуются указанные нормы права по следующим основаниям.
Порядок суммирования работ с особыми условиями труда определен ст. 13 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в основу которого положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и специальному трудовому стажу или присоединения большей льготы к меньшей льготе.
Работы, которые давали право на пенсионные льготы по действовавшему до 01.01.1992 г. предусмотренные п. п. «а» Раздела 22 Списка № 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, и впоследствии были включены в пункты «д», «е», «ж» и «и» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», не предусмотрены пунктом «б» ст. 12 данного закона РФ и являются работами с одинаковыми условиями труда, т.е. они исключены из числа профессий, ранее имевших льготы. Поэтому эти работы не могут суммироваться в порядке, установленном ст. 13 Закона.
Вместе с тем, если до 01.01.1992 г. какая-либо из работ, перечисленных в пунктах «д», «е», «ж» и «и» Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (по новому пенсионному законодательству - п.п. 2 и 7 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), была предусмотрена в Списке № 2, утвержденном в 1956 г. и граждане выработали на 01.01.1992 г. не менее половины специального трудового стажа, то вопрос о праве на пенсионное обеспечение таких граждан рассматривается в соответствии с частью второй п. «б» ст. 12 Закона, т.е. со снижением общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу. Такой порядок следует из ст. 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой время выполняемых до 01.01.1992г. работ по Списку № 1 и 2, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. «а» и «б» ст. 12 Закона.
При расчете стажа истца на основании п.п. 2 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ - специальный трудовой стаж Оренбуркина B.C. на 01.01.1992 г. составляет 5 лет 03 месяца 06 дней. Таким образом, не имеется оснований для применения части второй пп.2 пункта 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, поскольку специальный трудовой стаж истца составляет менее половины специального трудового стажа, предусмотренного этой нормой - 6 лет 3 месяца.
Для назначения пенсии в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ необходимо отработать не менее 12 лет и 6 месяцев непосредственно на лесозаготовках. Согласно расчетам специальный трудовой стаж Оренбуркина B.C. за весь период его деятельности, который подлежит включению в льготный стаж, составляет 09 лет 03 месяцев 17 дней (в качестве шофера лесовозного автомобиля в Сибайском леспромхозе: с 22.11.1974 по 26.08.1975 гг., с 01.10.1979 по 28.02.1980 гг. и с 26.09.1987 по 31.10.1991 гг. и в качестве водителя лесовозного автомобиля в Сибайском леспромхозе: с 01.02.1992 по 11.07.1993 гг., с 08.08.1993 по 0.09.1993 гг., с 03.10.1993 по 21.03.1996 гг.)
В связи с тем, что у истца отсутствует требуемая продолжительность специального трудового стажа в 12 лет 06 месяцев, предусмотренного п.п. 7 п. 1 ст. 27 ФЗ-173, ему правомерно было отказано в назначении пенсии.
В связи с изложенным, в удовлетворении иска Оренбуркина следует отказать полностью
На основании и изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Оренбуркина В С к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сибае РБ о признании решения незаконным, обязании назначения пенсии и взыскании судебных расходов, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: