№2-80/2011 по иску прокурора г.Сибай в интересах Жамбуршиновой Р.И. к администрации ГО г.Сибай-вступил в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сибай 16 февраля 2011 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Замановой З.Г.,

зам.прокурора Суюндукова Э.С.

при секретаре Ишмуратовой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сибай Республики Башкортостан (далее - прокурор г.Сибай) в интересах Жамбуршиновой Р И к администрации городского округа г.Сибай Республики Башкортостан (далее - администрация г.Сибай) и Правительству Республики Башкортостан (далее - Правительство РБ) о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Сибай в интересах Жамбуршиновой Р И обратился в суд с иском к администрации г.Сибай Республики Башкортостан и Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование исковых требований прокурор г.Сибай указывает, что Жамбуршинова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на учете в Секторе по делам опеки и попечительства городского отдела образования Администрации городского округа г.Сибай, как круглая сирота. Родители Жамбуршиновой Р.И. умерли. За Жамбуршиновой Р.И. жилое помещение закреплено не было. По достижению совершеннолетнего возраста Жамбуршинова Р.И. была снята с учета органа опеки и попечительства.

В настоящее время Жамбуршинова Р.И. не работает, находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, 2009 года рождения, временно проживает в г.<адрес>

Постановлением главы администрации г.Сибай за №731 от 06 мая 2010 года Жамбуршинова Р.И. встала на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Прокурор г.Сибай считает, что в нарушение действующего законодательства ответчиками до настоящего времени Жамбуршиновой Р.И. не предоставлено жилье по договору социального найма с соблюдением норм предоставления жилья, чем нарушено ее право на жилище. Просит обязать ответчиков вне очереди на территории г.Сибай РБ предоставить Жамбуршиновой Р.И. по договору социального найма жилое помещение, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. общей площади.

В судебном заседании зам.прокурора г.Сибай Суюндуков Э.С. поддержал исковое заявление, просил удовлетворить его по указанным в нем доводам.

Истец Жамбуршинова Р.И. заявленные исковые требования поддержала полностью. Пояснила, что временно проживает в г<адрес>. У нее на иждивении находится ребенок в возрасте 1 года. Считает, что ответчики нарушают законодательство, не предоставляя ей жилье по договору социального найма.

Представитель ответчика администрации г.Сибай по доверенности Баширова Г.Р. иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в отношении администрации г.Сибай. пояснила, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство РБ. Жамбуршинова Р.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма под 38 порядковым номером. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению жилья в отношении детей-сирот возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, в настоящем случае данную обязанность должна исполнять Правительство РБ.

Представитель ответчика - Правительства РБ в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Неявка представителя ответчика не является препятствием для рассмотрения дела по существу заявленных требований.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Башкортостан по доверенности Истамгалина Л.З. в судебное заседание не явилась. В письменном возражении просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г.Сибай в части возложения на Правительство РБ обязанности представить Жамбуршиновой Р.И. жилое помещение по договору социального найма. Указывает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Правительство РБ осуществляет исполнение возложенных на него функций в пределах полномочий в соответствии с законодательством. Однако ни одним нормативно-правовым актом полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам на Правительство РБ не возложены.

Представители третьих лиц - Министерства образования и Министерства экономического развития Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Неявка представителей третьих лиц не является препятствием для рассмотрения дела по существу заявленных требований.

Выслушав участников судебного заседания, проверив и исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленный иск частично по нижеследующим основаниям.

В соответствии со ст.40 п.1 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст.72 п.1 п.п. «ж» Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Как следует из ст.49 ч.3 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

В соответствии со ст.57 ч.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.1 абз.4 Федерального закона от 21.12.1996 года 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из ст.8 п.1 Федерального закона от 21.12.1996 года 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 абз.4 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-з (в ред. от 30.12.2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет суду установить, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд приходит к выводу о том, что обязанность обеспечения Жамбуршиновой Р.И. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию г.Сибай лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Как следует из ст.1 п. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года № 260-з (в ред. от 01.04.2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии со ст.8 абз.12 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-з (в ред. от 30.12.2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Поскольку судом не установлена обязанность администрации г.Сибай в предоставлении Жамбуршиновой Р.И. жилого помещения из муниципального фонда, исковые требования части возложения на администрацию г.Сибай вышеуказанных обязанностей удовлетворению не подлежат.

Согласно п.1 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 года N 200 (в ред. от 21.01.2011 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Пунктом 2 указанного Постановления Правительства РБ установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

В соответствии с п.3 указанного Постановления Правительства РБ финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:

- распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

- заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки;

- документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

Распоряжением Правительства РБ от 03.06.2010 года № 579-р «О распределении лимитов государственных капитальных вложений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распределены лимиты государственных капитальных вложений, предусмотренные распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2009 года № 1515-р (с последующими изменениями) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 59607750 рублей из бюджета Республики Башкортостан, из них на город Сибай - 1380000 рублей.

Суду ответчиками не представлено доказательств того, что Жамбуршинова Р.И. включена в установленном порядке в заявку на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами по делу, Жамбуршинова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, <данные изъяты>. До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена, имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже 14 кв.м. и не более 33 кв.м. в черте города Сибай.

Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора г.Сибай Республики Башкортостан в интересах Жамбуршиновой Р И к администрации городского округа г.Сибай Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отказать.

Иск прокурора г.Сибай Республики Башкортостан в интересах Жамбуршиновой Р И к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Жамбуршиновой Р И, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Сибай Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 21 февраля 2011 года.

Председательствующий