№ 2-1015/2011 по иску прокурора г.Сибай РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО г.Сибай РБ, МУП `Полигон` о признании незаконным бездействия по исполнению требований по проектированию - поступила кассационная жалоба в Верховный суд РБ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сибай         18 октября 2011 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

с участием пом.прокурора г.Сибай Султанова И.М.,

представителей ответчика Башировой Г.Р., Бокарева С.А., Аминева Р.М.,

при секретаре Усмановой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сибай Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Сибай РБ, муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия по исполнению требований по проектированию, эксплуатации полигона твердых бытовых отходов и обязательстве устранении нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сибай обратился в суд с иском в интересах государства к ответчикам о признании незаконным бездействия по исполнению требований по проектированию, эксплуатации полигона твердых бытовых отходов и обязательстве устранении нарушений, мотивируя свои исковые требования тем, что прокуратурой г. Сибай совместно со специалистами ведущего специалиста эксперта Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО11 и инженером по охране труда Муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» ФИО12 проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления.

Проведенной проверкой установлено, что полигон бытовых отходов, находящиеся на территории г. Сибай Республики Башкортостан, возле населенного <адрес> не соответствуют требованиям по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденное Министерством строительства РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее Инструкция).

Так, в ходе проверки установлено, что на выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны для дезинфекции колес мусоровоза; по периметру всей территории полигона ТБО ограждение отсутствует; по периметру полигона отсутствуют контрольные колодца, скважины или шурфы для взятия проб на загрязнение грунтовых вод.

Ссылаясь на положения ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», прокурор г. Сибай просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан и Муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>», выразившееся в бездействии по исполнению требований по проектированию, эксплуатации полигона бытовых отходов, находящиеся на территории г. Сибай Республики Башкортостан, возле населенного пункта с. <адрес>, и обязать ответчиков оборудовать на выезде из полигона контрольно-дезинфицирующую зону с устройством железобетонной ванны для дезинфекции колес мусоровоза; по периметру всей территории полигона ТБО установить ограждение; по периметру полигона оборудовать контрольные колодца, скважины или шурфы для взятия проб на загрязнение грунтовых вод.

В судебном заседании пом. прокурора г. Сибай Султанов И.М. поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Представители ответчика - МУП «<данные изъяты>» ФИО13 и ФИО14 иск признали. Пояснили, что ограждение восточной стороны городской мусоросвалки было восстановлено, однако в последующем отдельные части ограждения были демонтированы неизвестными лицами. В результате при сильном порывистом ветре возникает возможность слета мусора с территории свалки. Охрана территории мусоросвалки осуществляется смотрителями МУП «<данные изъяты>». Сложившаяся ситуация с пожарам на городской мусоросвалке - результаты производственных просчетов, идущих со времени основания городской мусоросвалки. Пожары там возникали и возникают в основном из - за поджогов. Поджигается отсыпанный ТБО борт и по мере прогорания металл скатывается к его основанию, что облегчает его сборку жителями поселка <адрес> и лицами без определенного места жительства. В связи с тяжелым материальным положением предприятие не имеет возможности возвести ограждение полигона ТБО полностью исключающее возможность проникновения на территорию посторонних лиц. Ведутся работы по послойному уплотнению твердо-бытовых отходов с последующей отсыпкой грунтом при захоронении. Проект рекультивации городской мусоросвалки разрабатывается после ее закрытия. В настоящее время городская мусоросвалка продолжает эксплуатироваться, в связи с чем, работы по разработке данного проекта не ведутся. Размещение отходов по классам опасности не представляется возможным ввиду того, что при сдаче в эксплуатацию городской мусоросвалки такое разделение предусмотрено не было. При въезде на полигон предприятием был установлен шлагбаум, знак «STOP», заключен договор на сбор вторичного сырья с ИП ФИО15. от ДД.ММ.ГГГГ г. При заключении договоров на вывоз ТБО предприятием запрашивается перечень отходов по классам опасности. Однако не у всех клиентов имеется данный перечень, так как необходимо рассчитать индивидуальные лимиты на размещение отходов, что в свою очередь ими не делается. Предприятием МУП «<данные изъяты>» получена лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов № от ДД.ММ.ГГГГ. По иску об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки прокуратурой города Сибай, также для приведения городской мусоросвалки в соответствие с требованиями по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО, утвержденное Министерством строительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ требуются значительные финансовые ресурсы и вложения, которыми предприятие МУП «<данные изъяты>» не обладает.

По утверждению ФИО13, главного инженера МУП «<данные изъяты>», дезинфицирующие ванны не так просто установить, необходимо финансирование, проектная документация, в администрацию города обращались в устной форме. Чтобы функционировать дальше необходимо заказать проект реконструкции старой свалки. На ванну около 160 000 рублей необходимо, по заложению шурфов ничего не может сказать, технология им неизвестна. Выполнять требования прокурора необходимо, но у них нет ни материальных, ни технологических ресурсов. Собственными силами могут установить частично ограждение. Ограждения были установлены после суда от ДД.ММ.ГГГГ но неопределенными лицами они были демонтированы. Восстановление стоит денег, их нет. Источники дохода - местный бюджет, собственной прибыли почти нет, платят несвоевременно. МАУ УЖКХ постоянно просрочивает оплату работы.

Представитель ответчика - Администрация ГО г. Сибай РБ ФИО18. иск не признала и пояснила, что администрацией города создано предприятие МУП <данные изъяты>, т.е. работа в части организации вывоза мусора произведена. Было решение расположить утилизационную зону <адрес> но по жалобам жителей перенесли в восточную окраину г. Сибай на территории <адрес> Администрация города ведет непрерывную переписку с соответствующими органами, составляет смету, но экологической экспертизы нет до сих пор. Генеральным заказчиком проекта выступает Министерство природопользования РБ. МУП «<данные изъяты>» за финансированием своей деятельности за последние 2 года не обращался.

Выслушав стороны, и исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, полигон твердых бытовых отходов г. Сибай был заполнен на 100 % еще на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ., в связи чем прокурор г. Сибая в ДД.ММ.ГГГГ обращался в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «<данные изъяты>» и Администрации городского округа г. Сибай о приостановлении эксплуатации Сибайского городского полигона твердых бытовых отходов.

Определением Сибайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора г. Сибая в интересах неопределенного круга лиц к МУП «<данные изъяты>» и Администрации городского округа г. Сибай о приостановлении эксплуатации Сибайского городского полигона твердых бытовых отходов производство по делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения, в соответствии с условиями которого ответчик МУП «<данные изъяты> обязался выполнить в нижеуказанные сроки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ следующие мероприятия:

1

Наименование работ

Срок исполнения

Восстановить ограждение с восточной стороны полигона

ДД.ММ.ГГГГ

2

Не допускать слета мусора за территорию полигона

ДД.ММ.ГГГГ

3

Посадить (добавить) деревья с восточной стороны полигона

ДД.ММ.ГГГГ

4

Обеспечить охрану, принять меры к недопущению посторонних лиц на территорию полигона

ДД.ММ.ГГГГ

5

Не допускать горения мусора

ДД.ММ.ГГГГ

6

Установить на въезде дорожный знак STOP, шлагбаум, указатель

ДД.ММ.ГГГГ

7

При заключении договоров требовать перечень отходов по классам опасности

ДД.ММ.ГГГГ

8

Обеспечить безопасное в санитарно-гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов

ДД.ММ.ГГГГ

9 10

Размещении отходов производить по классам опасности

ДД.ММ.ГГГГ

При въезде организовать визуальный контроль привозимых отходов

ДД.ММ.ГГГГ.

11

Постоянно вести послойное уплотнение отходов с последующей отсылкой грунтом

ДД.ММ.ГГГГ

12

Организовать сбор вторичного сырья

ДД.ММ.ГГГГ.

13

Получить лицензию по обращению с отходами производства и потребления

ДД.ММ.ГГГГ.

14

Разработать проект рекультивации полигона ТБО

ДД.ММ.ГГГГ

Администрация городского округа город Сибай обязалась контролировать выполнение указанных мероприятий, а так же:

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ закончить подготовку проектно-сметной документации по вновь создаваемому объекту «<данные изъяты> для твердых бытовых отходов г. Сибай РБ»;

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обратиться с ходатайством в Министерство природных ресурсов РБ о включении в бюджет Республики Башкортостан финансирования строительства нового «<данные изъяты> для твердых бытовых отходов г. Сибай РБ».

В случае не исполнения указанный мероприятий или хотя бы одного из пунктов мероприятий в указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ эксплуатация Сибайского городского полигона твердых бытовых отходов подлежит приостановлению.

Несмотря на условия заключения мирового соглашения с обязательством устранения недостатков к определенном сторонам времени, истцом ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды - на выезде из полигона отсутствует контрольно - дезинфекцирующая зона с устройством железобетонной ванны для дезинфекции колес мусоровоза, по периметру всей территории полигона ТБО отсутствует ограждение, отсутствуют контрольные колодца, скважины или шруфты для взятия проб на загрязнение грунтовых вод. Составление акта и правильность выявленных недостатков не оспаривается ответчиком. При этом представители ответчика МУП «<данные изъяты>» фактически признали иск, ссылаясь на отсутствие финансовых возможностей для устранения выявленных недостатков. Указанные недостатки были выявлены повторно, спустя 5 лет после утверждения мирового соглашения, возлагавшего на ответчиков обязанность в дальнейшем соблюдении требований законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 34 ч. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. от14.03.2009 года) «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 51 ч. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. От 14.03.2009 года) «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 года) «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.23 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996 года, на выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов. Ванна заполняется трехпроцентным раствором лизола и опилками.

Согласно п. 1.25 Инструкции, по периметру всей территории полигона ТБО проектируется ограждение. Ограждение могут заменять: осушительная траншея глубиной более 2 м, вал высотой более 3 м. В ограде полигона у производственно-бытового здания проектируются ворота или шлагбаум.

Согласно п. 2.13 Инструкции, контроль за загрязнением грунтовых вод осуществляется с помощью взятия проб из контрольных колодцев, скважин или шурфов, заложенных по периметру полигона.

Указанные требования ответчиками не выполняются.

Ответчик МУП «<данные изъяты>» непосредственно обслуживающий полигон ТБО, в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, эксплуатирует городскую мусоросвалку с грубыми вышеназванными нарушениями, что может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью граждан. При этом отсутствие финансовой возможности предприятия не освобождает от соблюдения и исполнения законодательства. Вопрос о финансировании выполнения мероприятий мог быть разрешен путем обращения к учредителю предприятия - Администрации ГО г. Сибай.

Несмотря на доводы представителя ответчика Администрации ГО г. Сибай о том, что они выполнили все зависящие от них мероприятия по подготовке проектно-сметной документации по вновь создаваемому объекту «<данные изъяты> для твердых бытовых отходов г. Сибай РБ», суд считает, что они проявляют бездействие при эксплуатации ныне существующего объекта - полигона твердых бытовых отходов, по следующим основаниям.

Согласно Уставу МУП «Полигон» предприятие создано на основании Постановления Администрации ГО г. Сибай № от ДД.ММ.ГГГГ и находится в подчинении Администрации ГО г. Сибай, которая осуществляет полномочия собственника имущества предприятия (п.п. 1.1, 1.4, 1.10). Предприятие осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, содержание городской мусоросвалки, озеленительные работы, деятельность в области экологии, приведен ряд мероприятий по выполнению этих задач (п. 2.2). Имущество предприятия находится в муниципальной собственности ГО г. Сибай, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения п. 3.1). Источниками формирования имущества предприятия являются: имущество, переданное по решению Администрации ГО г. Сибай, прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности, заемные средства, амортизационные отчисления, капитальные вложения и дотации, целевое бюджетное финансирование, дивиденды, добровольные взносы и др. источники (п. 3.9).

Решением Совета ГО г. Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГ г. № утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания ГО г. Сибай РБ (в ред. решений Совета ГО г. Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 382, от 28.12.2010 № 580), в соответствии с которыми в целях улучшения внешнего благоустройства города, повышения ответственности руководителей всех организаций, предприятий и учреждений, граждан за образцовый санитарный порядок Совет ГО г. Сибай РБ утвердил Правила благоустройства и санитарного содержания ГО г. Сибай РБ, контроль за выполнением решения возложена на постоянную комиссию по промышленности, строительству, транспорту, ЖКХ, торговле и иным видам услуг населению (председатель Биккинов Я.У.).

Согласно п. 14 Правил благоустройства и санитарного содержания ГО г. Сибай РБ в общественных местах все граждане обязаны соблюдать чистоту и порядок. Запрещается выбрасывать мусор, выливать помои на улицу, во дворах и прочих общественных местах, выбрасывать мусор, окурки из окон, балконов, автомашин;

Так, согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" также установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п.п. 24 п. 1 ст. 4 Устава городского округа город Сибай Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Сибай РБ от 14.12.2005 № 46 (ред. от 25.02.2011 г.) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.

Следовательно, обязанность по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов согласно действующему правовому регулированию лежит на администрации г. Сибай. Для осуществления указанной обязанности Администрацией ГО г. Сибай создано МУП «Полигон», в деятельности которой вывялены названные выше нарушения.

Таким образом, в нарушение установленной законом обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в нарушение взятых на себя обязательств по мировому соглашению об осуществлении контроля выполнения МУП «Полигон» мероприятий по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, Администрация ГО г. Сибай проявила бездействие, отсутствию контроля за деятельностью МУП «<данные изъяты>», приведшее к несоблюдению требований вышеназванного законодательства, установленного актом от ДД.ММ.ГГГГ, что может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью граждан.

МУП «<данные изъяты>» и учредитель предприятия Администрация ГО г. Сибай обязаны устранить нарушение законодательства - выполнить действия по оборудованию на выезде из полигона ТБО контрольно - дезинфицирующей зоны с устройством железобетонной ванны для дезинфекции колес мусоровоза, по периметру всей территории полигона ТБО установить ограждение, по периметру полигона ТБО оборудовать контрольные колодца, скважины или шурфы для взятия проб на загрязнение грунтовых вод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Сибай в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г. Сибай РБ, муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия по исполнению требований по проектированию, эксплуатации полигона твердых бытовых отходов и обязательстве устранении нарушений, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа г. Сибай РБ и муниципального унитарного предприятия <данные изъяты>» по исполнению требований по проектированию, эксплуатации полигона твердых бытовых отходов г. Сибай, расположенного возле <адрес> обязать оборудовать на выезде из полигона ТБО контрольно - дезинфицирующую зону с устройством железобетонной ванны для дезинфекции колес мусоровоза, по периметру всей территории полигона ТБО установить ограждение, по периметру полигона ТБО оборудовать контрольные колодца, скважины или шурфы для взятия проб на загрязнение грунтовых вод.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме через Сибайский городской суд Республики Башкортостан.