№2-1078/2011 по иску Кузябаева М.Ю. к прокуратуре г. Сибай РБ, Министерству Финансов РФ о взыскании морального и материального вреда - не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года       г.Сибай

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

с участием ст. пом. прокурора г. Сибай Муртаева Ф.Р.,

представителя Министерства финансов РФ Абдрахимовой Э.Ф.,

при секретаре Юнусовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Кузябаева М.Ю. к прокуратуре г.Сибай Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании морального и материального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кузябаев М.Ю. обратился в суд с иском к прокуратуре г.Сибай РБ, Министерству финансов РФ о взыскании морального вреда в сумме 1 000 000 рублей, мотивируя тем, что постановлением суда от 26 августа 2010 г. за ним признано права на реабилитацию в связи с прекращением постановлением суда от 01.10.2009 года уголовного преследования в отношении него по ч.1 ст.165 УК РФ в виду отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения. Так же Кузябаев просит взыскать с ответчиков и материальный вред в сумме 17560 рублей, мотивируя тем, что в его личном деле в ФКУ ИК-7 г.Мелеуз имеются исполнительные листы о взыскании в доход государства с него выплат за услуги адвоката. Бухгалтерией ФКУ ИК-7 с его заработной платы за время работы на производстве в ФКУ ИК-7 удержаны 17560 рублей. Считает, что сумма, удержанная по исполнительным листам, подлежит возмещению, а также заработок, которого он лишился за все время незаконного уголовного преследования. Просит взыскать лишенный заработок с ответчиков, сумму на усмотрение суда.

Кузябаев М.Ю. в судебном заседании не участвовал, в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что отводов не имеет, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал полностью. В обоснование иска дополнительные доказательства не представил.

Представитель прокуратуры г. Сибай ст. пом. прокурора Муртаев Ф.Р. иск не признал, считая, что у Кузябаева отсутствует право на реабилитацию, просил отказать в удовлетворении иска, из-за того, что он привлечен к уголовной ответственности по другим статьям УК РФ. Считает, что прокуратура РБ и г.Сибай не является надлежащим ответчиком, возмещение морального вреда должно осуществляться за счет казны РФ.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Абдрахимова Э.Ф. иск не признала, пояснив, что Кузябаев по этому же уголовному делу осужден за ряд других преступлений, по ним содержался под стражей, а по ст. 165 УК РФ обвинение не тяжкое, нравственные страдания по ним он не претерпевал.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования Кузябаева подлежащим удовлетворению частично.

Приговором Сибайского городского суда от 01 октября 2009 г. Кузябаев М.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.159, ч.1 ст.174.1, ч.1 ст.159 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 3 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением Сибайского городского суда от 01 октября 2009 года уголовное преследование Кузябаева М.Ю. по ч.1 ч.1 ст.24 УПК РФ прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения.

Кассационными определениями судебной коллегии по уголовным делам от 24 декабря 2009 года приговор Сибайского городского суда от 01.10.2009г. в отношении Кузябаева М.Ю. и постановление суда от 01.10.2009г. о прекращении уголовного преследования по ч.1 ст.165 УК РФ оставлены без изменения, кассационная жалоба и представление без удовлетворения.

Постановлением Сибайского городского суда суда от 26 августа 2010 года за Кузябаевым М.Ю. признано право на реабилитацию в связи с прекращением уголовного преследования в отношении него по ч.1 ст.165 УК РФ в виду отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения.

В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с этим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

В соответствии с ч.2 ст.151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

С учетом предъявления Кузябаеву обвинения еще по трем эпизодам и признании его приговором суда виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.159, ч.1 ст.174.1, ст. 165 ч. 1 УК РФ устанавливает размер компенсации морального вреда в 2500 рублей. Истец не может рассматриваться в качестве лица, которому был причинен вред в связи с осуждением к реальному лишению свободы. Срок содержания Кузябаева под стражей в соответствии с УПК РФ засчитывается в срок отбытия наказания, назначенного по приговору суда.

Возражения прокурора Муртаева и представителя Управления Федерального казначейства Абдрахимовой о том, что он привлечен к уголовной ответственности по другим статьям УК РФ, не могут быть приняты во внимание, не является основанием для полного отказа в иске.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения.

Данная норма права не содержит положений, исключающих возможность возмещения вреда лицу, в отношении которого было вынесено постановление (определение) о прекращении уголовного преследования по реабилитирующему основанию, по той лишь причине, что одновременно это лицо было признано виновным в совершении какого-либо другого преступления. По смыслу закона и руководствуясь принципами справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина, суд может принять решение о возмещении частично реабилитированному лицу вреда, если таковой был причинен в результате уголовного преследования по обвинению, не нашедшему подтверждения в ходе судебного разбирательства, что соответствует позиции Конституционного суда РФ (определения от 16 февраля 2006 года № 19-О, от 20 июня 2006 года № 270-О, от 18 июля 2006 года № 279-О и от 19.02.2009 № 109-О-О).

Согласно ч.1 ст.136 УПК РФ официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред от имени государства приносит прокурор. Закон не указывает, какой именно прокурор должен от имени государства принести извинение.

В части требования Кузябаева о взыскании с ответчиков и материальный вреда в сумме 17560 рублей, удержанных по исполнительным листам о взыскании в доход государства с него выплат за услуги адвоката, а так же утраченного заработка из-за уголовного преследования, судом вынесено определение о прекращении производства по делу в этой части в связи с тем, что это требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается в ином судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кузябаева М.Ю. к прокуратуре г.Сибай РБ, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального и материального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кузябаева М.Ю. в возмещение морального вреда 2500 (две тысячи пятьсот) рублей.

Обязать прокурора г.Сибай принести от имени государства официальное письменное извинение Кузябаеву М.Ю. за причиненный ему вред в связи с незаконным преследованием по ч. 1 ст. 165 УК РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято судом

18 ноября 2011г.

      Судья: