№2-1069/2011 по иску Игошиной М.А. к УПФ РФ о назначении пенсии - не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г.Сибай         24 октября 2011 года

Сибайский городской суд Республики Башкорстан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

с участием истца Игошиной М.А., ее представителя Дарвиной С.А.,

представителей ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сибай РБ Саитовой Э.И., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Искужиной З.Х., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Юнусовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игошиной М.А. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сибай (далее УПФР в г. Сибай РБ) Республики Башкортостан об обязательстве назначения пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Игошина М.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в г. Сибай РБ об обязательстве назначения пенсии, обосновывая свой иск тем, что она обратилась в УПФР в г. Сибай РБ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 30 лет. Решением УПФ г. Сибай за от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей отказано, признав, что у нее отсутствует 30 летний стаж лечебной деятельности, в момент ее обращения составлял 25 лет 01 месяц 14 дней. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг.; с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГг.. ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг.; с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг.; с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг.; с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг., не правильно подсчитаны в календарном порядке, тогда как, по её мнению, должны исчисляться в льготном исчислении. В вышеназванные периоды она работала в <данные изъяты>, при переименовании в <данные изъяты> в должности старшей медицинской сестры.

В обоснование своего иска, Игошина М.А. ссылается на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указанных в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в п. 5 п.п. «б», согласно которым, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Истец также указывает, что согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п. 2 которого предусматривал, что с 01.12.1989 года продолжительность отпуска по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста 3-х лет.

В письме Минсоцзащиты Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4485/1-34 говорится, что периоды ухода за ребенком до 6 октября 1992 года могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

Обосновывая требование о включение в педагогический стаж периодов нахождения её на курсах повышения квалификации, истец ссылается на то, что согласно ст. 112 КЗоТ РСФСР, ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным федеральным законом.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., засчитывается периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В судебном заседании Игошина М.А. и ее представитель Дарвина С.А. поддержали исковое заявление, просили его удовлетворить по указанным в нем доводам. Истец Игошина утверждает, что она принимала участия в операциях, по необходимости, если операционные медсестры находились в отпусках. Однако документально подтвердить не может, поскольку в журналах операций её фамилия не указывалась, записаны фамилии враче, в другом журнале ведения операций есть сведения и о медсестрах, но её фамилия нигде не отражена. Считает, что её должностные обязанности идентичны с должностными обязанностями операционных медсестер, старшей медсестры отделения анестезиологии и реанимации.

Представитель УПФ г.Сибай Саитова Э.И. и Искужина З.Х. иск не признали, представив возражение на исковое заявление, согласно которого пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 от 17.12.2001 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Игошина М.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда г. Сибай с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ-УПФР в г. Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГ Игошиной М.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30 - летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В стаж лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения зачтены периоды работы в календарном исчислении:

1. в должности старшей медицинской сестры в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.03м.27д.);

2. в должности старшей медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02л.02м.08д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.20д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01л.11м.00д.);

3. в должности старшей медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01л.01м.11д.);

4. в должности старшей медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.01м.20д.);

5. в должности старшей медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01л.11м.08д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.00м.22д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.01м.05д.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03л.02м.02д.).

Исчисляя период работы в календарном порядке, ответчик ссылается на п.п. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781, утвержденных постановлением Правительства РФ, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которых, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж как 1 год и 6 месяцев операционным медицинским сестрам, включая старших.

Аналогичные положения предусмотрены и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.

Игошина М.А. в оспариваемые периоды работала в должности «старшей медицинской сестры», что не предусмотрено вышеуказанными документами.

Истец ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, с этого времени при подсчете страхового стажа для назначения трудовой пенсии истцу, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 от 17.12.2001г.

Работодателем истца были указаны за оспариваемые периоды работы код ЗП81ГД, а в последующем с ДД.ММ.ГГГГ 28-ГД, согласно Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - лечебная и иная работа по охране здоровья населения в городах, рассчитывается в календарном исчислении. Льготное исчисление работы предусмотрено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кодом «ХИРУРГ», и с ДД.ММ.ГГГГ 28-ГДХР - работа, связанная с хирургией лечебная работа в городах, указанные в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

Управлением в стаж лечебной деятельности Игошиной М.А. был включен отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком до 1,5лет (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Период нахождения Игошиной М.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж не засчитан в связи с вступлением в силу 06 октября 1992 года Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы, в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Обосновывая не включение в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышении квалификации, ответчик ссылается на Правила исчисления периодов работы…, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., согласно п. 4 которого, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации истицей лечебная деятельность не осуществлялась.

Свидетель ФИО1 показала, что кадровой работой занимается с ДД.ММ.ГГГГ года. По тем документам, которые предоставляет в пенсионный фонд, предусмотрена старшая операционная медицинская сестра. Если кого переводили на эту должность, то они проходят обучение. Считает, что Игошина М.А. не относится к этой группе должностей.

Свидетель ФИО2 показала, что работает в должности старшей операционной медицинской сестры операционного блока. Имеет сертификат, свидетельство об обучении. Занимается расстановкой кадров, обучением среднего персонала, иногда участвует в операции. К участию в операции работник не допускается, если он не имеет сертификата и лицензии. Каждые 5 лет обучается на эту должность.

Свидетель ФИО3 показала, что в должностные обязанности Игошиной М.А. входило заполнение медицинской документации, проведение инструктажей, контроль за соблюдение противопожарной безопасности. В экстренных ситуациях привлекалась к участию в операции. Ответственность за это несет врач. Операции регистрируются в журнале с указанием фамилий врача, медсестры, анестезиста. В журнале малых операций регистрируется только врач.

Свидетель ФИО4 показала, что Игошина М.А. принимала участие в операциях, оказывала помощь докторам. В журналах это фиксируется.

Свидетель ФИО5 показала, что работает операционной медицинской сестрой <данные изъяты>, участвует на операциях. Имеет сертификат. Каждые 5 лет проходит обучение. Игошина М.А. в экстренных случаях участвовала в операциях. Они готовят инструменты, столики накрывают, подают инструменты врачу. Участие медсестры регистрируется в журналах, в малых операциях пишется только доктор.

Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, находит иск Игошиной подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела, справок, трудовой книжки истца следует, что Игошина М.А. работает в лечебных учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она работает в <данные изъяты> старшей медсестрой <данные изъяты>.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Закона, имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решение УПФР в г. Сибай по РБ в части включения периодов работы Игошиной старшей медицинской сестрой <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении суд считает правильным по следующим основаниям.

Согласно п. 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» один год работы засчитывается за 1 год 6 месяцев врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико - санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев (приложение к Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066) указаны наименования хирургических отделений стационаров государственных и муниципальных учреждений, клиник и медико-санитарных частей, в том числе гинекологическое, а также должностей, работа в которых в этих структурных подразделениях засчитывается в льготном порядке, в том числе операционные медицинские сестры, включая старших.

Согласно п.п. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 г. № 781, утвержденных постановлением Правительства РФ, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которых, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж как 1 год и 6 месяцев. В указанном перечне предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, в том числе гинекологическое, а так же должности операционных медицинских сестер, включая старших.

В оспариваемые истцом периоды она работала старшей медицинской сестрой <данные изъяты> отделения городской больницы, наименование которой менялась.

Её должность не предусмотрена вышеназванными перечнями учреждений здравоохранения и должностей, период работы в которой мог бы засчитан в льготном исчислении.

Истец указывает, что, не смотря на наименование её должности, она фактически выполняла обязанности старшей операционной медицинской сестры, утверждая, что помимо выполнения обязанностей по организации и контролю работы среднего и младшего медицинского персонала, она участвовала в операциях.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом Игошиной не представлены документальные доказательства о том, что она принимала участие в операциях. Судом обозревались журналы операционных вмешательств, где фиксируются фамилии участвовавших врача, анестезиолога и медсестры, среди которых фамилия истца нигде не отражена.

Показания свидетелей, пояснивших, что Игошина иногда привлекалась к участию в операциях, не могут приняты судом в подтверждение характера работы.

Как видно из штатных расписаний и тарификационных списков в гинекологическом отделении предусмотрены 5 единиц операционной медицинской сестры, одна единица старшей медицинской сестры, которую занимает истец Игошина.

Согласно должностных обязанностей старшей медицинской сестры <данные изъяты>, с которыми ознакомлена Игошина, в её обязанности входит работа в совете медсестер, требовать лечебно-охранительный режим, работу по выполнению плана по повышению уровня квалификации среднего медицинского персонала и подготовки к аттестации, требования санитарно-эпидемического режима, правил противопожарной охраны и техники безопасности, обеспечения контроля за работой среднего и младшего медицинского персонала, проверять правильность подготовки кабинетов, присутствовать при приеме-сдаче смен дежурным средним и младшим медперсоналом, корректировать его работу, проверять правильность оформления документов, сообщать сведения о тяжелых больных в поликлинику, передавать сведения в правоохранительные органы, владеть диагностическими и лечебными манипуляциями.

Согласно должностной инструкции операционной медицинской сестры (опубликованной в законодательных базах) - она должна иметь среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Старшая операционная медицинская сестра должна иметь среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

В её обязанности входит - осуществление подготовки операционной, участников хирургической бригады, хирургических инструментов, белья, шовного и перевязочного материалов, аппаратуры к проведению операции, проводит контроль за своевременностью транспортировки пациента, а также за путями движения хирургической бригады в соответствии с зонами стерильности в операционном блоке, обеспечивает инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала, а также обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики всем персоналом, находящимся в операционной, подготавливает пациента к операции: создает необходимую хирургическую позицию на операционном столе, обрабатывает операционное поле, обеспечивает изоляцию операционного поля, участвует в хирургических операциях, обеспечивает членов хирургической бригады необходимым инструментарием, материалами, аппаратурой, осуществляет ранний послеоперационный уход за пациентом, профилактику послеоперационных осложнений, осуществляет контроль за своевременным направлением на гистологическое и бактериологическое исследование биологического материала, взятого во время операции у пациента, проводит количественный учет используемого инструментария, шовного и перевязочного материалов, белья, лекарственных средств и аппаратуры, выполняет первичную дезинфекционную обработку используемого инструментария, материалов и аппаратуры, проводит контроль стерилизации белья, перевязочного и шовного материалов, инструментария и аппаратуры, осуществляет подготовку и контроль эксплуатации аппаратуры, находящейся в операционной, пополняет расходные материалы, ведет медицинскую документацию, оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях, осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов, осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Как видно, обязанности операционной медицинской сестры (в т.ч. старшей) более узкие, но непосредственно связанные с подготовкой и проведением операции, послеоперационных мероприятий, что значительно отличается от должностных обязанностей Игошиной. К тому же Игошина не проходила специальную подготовку и не имеет сертификат специалиста по специальности «Операционное дело».

При таких обстоятельствах период работы Игошиной старшей медицинской сестрой гинекологического отделения правильно засчитан в календарном исчислении.

Что касается периодов нахождения Игошиной на курсах по повышению квалификации с отрывом от производства - ДД.ММ.ГГГГ - 1ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (всего 2 месяца 12 дней) то они должны быть включены в специальный стаж лечебной деятельности в календарном исчислении.

В силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 года, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Согласно ст. 112 КЗоТ РСФСР, ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным федеральным законом.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., засчитывается периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, при направлении Игошиной на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ней сохранено место работы и средняя заработная плата, удерживались страховые взносы в пенсионный фонд. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Закон СССР от 19.12.1969 г. «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» (ст. 15) возложил на органы здравоохранения разработку и проведение мероприятий по специализации и совершенствованию профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, осуществляемых путем периодического прохождения подготовки в институтах усовершенствования и других соответствующих учреждениях здравоохранения.

В соответствии с указанными требованиями, с целью повышения квалификации истец направлялся на усовершенствование профессиональных навыков на основании приказа работодателя.

Принимая решение об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик исходил из того, что указанный период имел место после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

С данными выводами ответчика нельзя согласиться, поскольку они сделаны с существенными нарушениями норм действующего законодательства.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы истца, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Ответчик признал стаж работы истца в 25 лет 01 месяц 14 дней. При включении в стаж Игошиной периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком (1 год 6 месяцев 11 дней) и периода нахождения на курсах повышения квалификации (2 месяца 12 дней), общий стаж истца на день обращения в УПФР г. Сибай РБ (ДД.ММ.ГГГГ) составил 26 лет 10 месяцев 07 дней, т.е. оснований для назначения пенсии не имелось, поэтому решение УПФР г. Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии является законным.

Руководствуясь ст.ст.194-197, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Игошиной М.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сибай РБ, удовлетворить частично.

Признать льготным периоды нахождения Игошиной М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включить указанные период в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В удовлетворении остальных исковых требований Игошиной, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:

        Справка

      Решение принято в окончательной

форме 31 октября 2011 года.