№2-439/2011 п иску ООО `ИРКЦ` к Ахунзянову Р.Р. о взыскании возмещения расходов по капитальному ремонту-подана кассационная жалоба в Верховный суд РБ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Сибай            21 декабря 2011 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе судьи Юлмухаметова A.M., с участием представителя истца - Общество с ограниченной ответственностью «Информационный расчетно-кассовый центр» (далее ООО «ИРКЦ») - Зиянбердиной О.В.,

представителя ответчика Ахунзянова Р.Р. - Гималитдинова Р.А.,

при секретаре судебного заседания Мухаметкуловой A.M.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Информационный расчетно-кассовый центр» к Ахунзянову Р Р о взыскании возмещения расходов по капитальному ремонту,

у с т а н о в и л :

ООО «ИРКЦ» обратилось с иском к Ахунзянову Р.Р. о взыскании возмещения расходов по капитальному ремонту 183 049,92 рублей, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ в управление ООО «ИРКЦ» на основании решения общего собрания собственников помещений принят многоквартирный дом по <адрес>. В обязанности управляющей организации входят начисление и сбор платы за содержание и текущий ремонт общего имущества и коммунальные услуги, а также капитальный ремонт, согласно ст. 154 ЖК РФ, в случае принятия решения собственниками помещений о проведении на многоквартирном доме. В многоквартирном доме по <адрес> собственники на общем собрании приняли решение провести капитальный ремонт (Протокол №4 от 15.09.2008г). В соответствии с Жилищным кодексом (ст.44) Общее собрание собственников является органом управления, которое может принять решение о проведении реконструкции многоквартирного дома, а именно, капитальный ремонт многоквартирного дома. Решение за приняли 2/3 голосов oт общего числа голосов (ст.46 п.1). С ДД.ММ.ГГГГ года на доме проводился капитальный ремонт, одновременно с началом работ начислялась плата за капитальный ремонт. Ахунзянов P.P. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственнику было предложено заключить договор на капитальный ремонт многоквартирного дома, и погасить задолженность за оказанные услуги, однако он отказался (устно), вследствие чего образовалась задолженность в размере 183049 рублей 92 копеек. Считают, что собственник обязан вносить плату за капитальный ремонт многоквартирного дома (ст.155 п.5)., т.к. решение собственников является обязательным для всех. Плата для нежилых помещений начисляется 100% от суммы выполненных работ в соответствии с федеральными республиканскими и местными правовыми актами (Согласно постановлению №86 от 11.03.2009г., постановлению №333 от 07.04.2009г.).

В судебном заседании представитель истца Зиянбердина О.В. иск поддержала, просила удовлетворить иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Гималитдинов Р.А., иск не признал и пояснил, что между сторонами обязательства по выплате полной стоимости капитального ремонта отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> было проведено собрание, что подтверждается протоколом № 4. В процессе проведения указанного собрания по четвертому вопросу было принято решение принять участие в финансировании капитального ремонта в размере 5% стоимости работ для собственников жилых помещений, нежилых в соответствии с законодательством. Законодательством, а именно пунктом части 6 статьи 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено участие собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее 5 % общего объема средств. Также указал, что положениями Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ закреплено равенство прав и обязанностей в жилищных отношениях, в частности несения расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, вследствие чего считает, что требования истца о взыскании полной стоимости капитального ремонта не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав истца, его представителя, представителей ответчиков, свидетелей и исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично.

Из положений ст.ст.8, 307, 309 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст.44 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Согласно ч.2 ст.44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Процедура со финансирования капитального ремонта определена положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому капитальный ремонт многоквартирных домов, отвечающих законодательно установленным критериям, проводится на условиях его долевого финансирования из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах.

Статья 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" регламентирует порядок расходования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Ею предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах (часть 4); в течение семи дней со дня принятия такого решения орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято упомянутое решение, о его принятии с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома (часть 5); в течение тридцати дней со дня получения названного уведомления товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно- строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления ряд документов (часть 6).

В числе документов, направляемых в орган местного самоуправления, пункт 2 части 6 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства" определяет решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном домев размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с данным Федеральным законом.

В течение пяти рабочих дней со дня поступления необходимых документов орган местного самоуправления перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с данным Федеральным законом, на соответствующие банковские счета (часть 7 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").

Из материалов дела следует, что в рамках реализации указанной программы со финансирования капитального ремонта, 15 сентября 2008 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 16 по ул. Ленина было проведено собрание, по вопросам принятия решения об участии в муниципальной адресной программе капитального ремонта, что подтверждается протоколом № 4.

Согласно указанному протоколу по четвертому вопросу было принято решение: принять участие в финансировании капитального ремонта в размере 5% стоимости работ для собственников жилых помещений, нежилых - в соответствии с законодательством.

Из буквального толкования текста протокола №4 от 15.09.2008г. по четвертому вопросу следует, что решением общего собрания на собственников нежилых помещений не возложено обязательство по оплате 100 % стоимости капитального ремонта.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании полной стоимости в размере 183 049, 92 рублей (100%) суд находит необоснованным.

При этом, в силу части 6 статьи 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», участие собственников помещений в многоквартирном доме в финансировании капитального ремонта установлено в размере не менее 5 % общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с данным Федеральным законом.

Кроме того, статьями 1, 36-48, 153-156 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основные начала жилищного законодательства, в том числе и признание их равенства в жилищных отношениях.

Согласно ст.39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 статьи 39 ЖК РФ, установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» … при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Таким образом, учитывая принцип равенства, закрепленный ст.8 Конституции РФ, ст. 212 Гражданского кодекса РФ, вышеуказанные нормы Жилищного кодекса РФ, суд находит требования истца обоснованными в части взыскания с ответчика расходов в размере 5% от стоимости капитального ремонта.

Доводы истца об обязанности оплаты ответчиком 100% стоимости капитального ремонта со ссылкой на постановление правительства Республики Башкортостан № 86 от 11.03.2009г., постановление правительства Республика Башкортостан № 409 от 21.11.2009г., постановление администрации городского округа город Сибай Республика Башкортостан № 333 от 07.04.2009г. суд считает необоснованными, поскольку указанные нормативные акты вынесены в целях реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства". Определением Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 743-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Башкортостан о проверке конституционности пункта 2 части 6 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что вопрос о распределении расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома разрешается собственниками расположенных в нем помещений на основании положений жилищного и гражданского законодательства.

Из договора подряда №77 от 22.04.2009 года, следует Заказчик - ООО «ИРКЦ» поручает, а подрядчик ООО «Стройкомплект» обязуется выполнить своими силами работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сибай, ул. Ленина, д.16 в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями договора.

Согласно актам приемки выполненных работ, справкам о стоимости выполненных работ Подрядчиком выполнены работы на сумму 8 647 745 рублей. Указанные работы приняты, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного капитальным ремонтом жилого здания в эксплуатацию от 12 ноября 2009г..

Согласно платежным поручениям истцом за выполненные работы выплачена Подрядчику денежные средства в размере 8 647 745 рублей.

Согласно техническому паспорту общая площадь многоквартирного дома по <адрес> составляет 1996, 2 кв.м., соответственно стоимость капитального ремонта 1 кв.м. составляет 4 332,10 рублей (8.647.745руб :1996,2 кв.м).

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.07.2003г. следует, что ответчик Ахунзянов является собственником нежилого помещения площадью 41,8 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу: РБ<адрес>

В связи с этим, суд находит, что с ответчика подлежит взысканию в возмещение расходов по капитальному ремонту вышеназванного многоквартирного дома в сумме 9054,09 рублей (41,8кв.м. *4 332,1руб/кв.м. *5%).

В силу ст.98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск ООО «ИРКЦ» к Ахунзянову Р.Р. удовлетворить частично.

Взыскать с Ахунзянова Р Р в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Информационный расчетно-кассовый центр» в возмещение расходов по капитальному ремонту 9 054 рублей (девять тысяч пятьдесят четыре рубля девять копеек) 09 копеек, судебные расходы в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: