№2-124/2012 по иску прокуратуры г.Сибай в интересах Слесаревой Ю.А. к Администрации Го г.Сибай о предоставлении вне очереди помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сибай                    01 февраля 2012 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан

в составе судьи Юлмухаметова А.М.,

с участием прокурора Султанова И.М., истца Слесаревой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Мухаметкуловой А.М.

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сибай в интересах Слесаревой Ю А к Администрации городского округа г.Сибай Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Сибай в интересах Слесаревой Ю.А. обратился с иском к администрации ГО г.Сибай Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указывая, что прокуратурой г.Сибай в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено, что Слесарева Ю А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на учете в секторе по делам опеки и попечительства городского отдела образования Администрации ГО г.Сибай как социальная сирота. <данные изъяты> Жилое помещение за Слесаревой Ю.А. не закреплено. В настоящее время Слесарева Ю.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> одна воспитывает восьмимесячного ребенка. ДД.ММ.ГГГГ г. Слесарева Ю.А. принята на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма. Слесарева Ю.А. жилой площадью не обеспечена до настоящего времени.

В силу положений ст.40 Конституции Российской Федерации, ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст.5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с п.п. 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.п.2, 3 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007г. №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением президиума Сибайского городского Совета от 10.06.2005 г. №18 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», прокурор просит обязать ответчика предоставить Слесаревой Ю.А.жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г. Сибай в пределах социальной нормы - не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. общей площади.

В судебном заседании истец Слесарева Ю.А. поддержала иск.

Прокурор просил удовлетворить иск по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика - администрации ГО г.Сибай в судебном заседании не участвовал, в представленном суду возражении иск не признали по следующим основаниям. В соответствии с пп.24 п.2. ст.26.3. Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации. Конституция РФ, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст.12). Из ст.132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.11.2000г. №15-П. следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляется только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.71,72,73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (ч.6 ст. 19). В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ (ст.86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации.

Представитель третьего лица - Министерство образования РБ, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу п.п.«ж» п.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Как следует из ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.1 абз.4 Федерального закона от 21.12.1996 года 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 абз. 4 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-з (в ред. от 30.12.2010г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно нормам Закона Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», который вступил в силу с 1 января 2012 года, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по обеспечению жилой площадью.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет суду установить, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием органа местного самоуправления Республики Башкортостан и возлагается на исполнительные органы местного самоуправления РБ. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 ч.1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст.8 абз.12 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-з (в ред. от 30.12.2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Согласно п.1 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007г. №200 (в ред. от 21.01.2011 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

В соответствии с п.3 указанного Постановления финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: - распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; - заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; - документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Из материалов дела следует, что Слесарева Ю.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за Слесаревой Ю.А. не закреплено. ДД.ММ.ГГГГ г. Слесарева Ю.А. принята на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.

Слесарева Ю.А., как не имеющая в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должна быть обеспечена по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд находит, что обязанность обеспечения Слесареву Ю.А. жилым помещением из муниципального фонда возложена на администрацию ГО г.Сибай.

В соответствии со ст.21 Устава ГО г.Сибай Республики Башкортостан (в ред. решений Совета ГО г. Сибай РБ от 27.08.2010 №480, от 25.02.2011 №618), принятого решением Совета ГО г.Сибай РБ от 14 декабря 2005 г. № 46, администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрацией руководит глава Администрации на принципах единоначалия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора г.Сибай в интересах Слесаревой Ю.А.- удовлетворить.

Возложить обязанность главе Администрации городского округа г.Сибай Республики Башкортостан предоставить Слесаревой Ю ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории ГО г.Сибай Республики Башкортостан, общей площадью не менее 14 квадратных метров и не более 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: