№2-902/2012 по иску Бигильдина Р А к Администрации городского округа г.Сибай Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



№2-902/2012                                                                                                                                          

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сибай                          05 сентября 2012 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе судьи Ахмеджанова Х.М.

с участием истца Бигильдина Р.А., представителя истца Уметбаевой Г.Ф.,

при секретаре Уразовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Бигильдина Р А к Администрации городского округа г.Сибай Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Бигильдин Р.А. обратился в суд с иском к администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, <данные изъяты>. Из-за отсутствия жилья, которое до настоящего времени не предоставлено, вынужден проживать у родственников супруги по адресу: <адрес>. Ссылаясь на положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закон РБ от 31.10.2011года № 451-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», Решения Совета городского округа г. Сибай РБ от 19.04.2012 г. № 29 «Об установлении нормы предоставления жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе г.Сибай РБ» истец просит обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г.Сибай РБ в пределах социальной нормы, не менее 18 кв. м.

В судебном заседании истец Бигильдин Р.А., представитель истца Уметбаева Г.Ф., допущенная судом в качестве представителя на основании заявления, иск поддержали, просили удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика - администрации ГО г. Сибай Байзигитова В.А., доверенность а-м/003 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не участвовала, направила заявление о рассмотрении дела без их участия,просила принять решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица - органа опеки и попечительства Исхакова Ф.С. направила заявление о рассмотрении дела без их участия.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу п.п. «ж» п.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 02.05.2012 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 абз. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года 159-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. 159-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 абз. 4 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-з (в ред. от 07.03.2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно нормам Закона Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», который вступил в силу с 1 января 2012 года, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по обеспечению жилой площадью.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет суду установить, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием органа местного самоуправления Республики Башкортостан и возлагается на исполнительные органы местного самоуправления РБ. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 ч.1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст.8 абз.6 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-з (в ред. от 07.03.2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Бигильдин Р.А. принят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Бигильдин Р.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> собственником жилого <адрес> в <адрес> является Садиков В Ф, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома и хозяйственных построек, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Жилое помещение за Бигильдиным Р.А. не закреплено,что подтверждается справками Сибайского межрайонного филиала ГУП «БТИ РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, отдела по <адрес> и <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке администрации сельского поселения Целинный сельсовет муниципального района <адрес> РБ дом, закрепленный за несовершеннолетним Бигильдиным Р А по адресу: <адрес>), ДД.ММ.ГГГГ года постройки, в связи с аварийным состоянием был снесен в ДД.ММ.ГГГГ году.

Бигильдин Р.А., как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен быть обеспечен по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд находит, что обязанность обеспечения Бигильдина Р.А. жилым помещением из муниципального фонда, возложена на администрацию ГО г. Сибай.

ДД.ММ.ГГГГ истец окончил обучение в Узянской средней общеобразовательной школе <адрес> РБ, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании Б . ДД.ММ.ГГГГ окончил профессиональное училище № <адрес>, о чем представлен диплом Е . В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах вооруженных сил РФ. Следовательно, у истца возникло право на предоставление ему вне очереди жилого помещения.

Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бигильдина Р А удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Сибай Республики Башкортостан предоставить Бигильдину Р А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории городского округа город Сибай Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Решением Совета городского округа город Сибай РБ от 19 апреля 2012 года № 29 «Об установлении нормы предоставления жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе г. Сибай РБ», не менее 18 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: