Дело № 11-13/2012 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е суда апелляционной инстанции 18 июня 2012 года п.Шушенское Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П. С участием помощника прокурора Алейниковой Е.Н. при секретаре Скажутиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в суде апелляционной инстанции гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах педагогического работника МОУ в рабочем поселке Шушенское Терентьевой к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о взыскании задолженности по денежным выплатам за жилое помещение, по апелляционным жалобам представителей: УСЗН администрации Шушенского района Нор Л.А., министерства социальной политики Красноярского края Пашинова, министерства финансов Красноярского края Яценко на решение мирового судьи судебного участка № 143 в Шушенском районе Тимохиной Т.Т. от 06 февраля 2012 года, которым постановлено: «Иск удовлетворить. Взыскать с УСЗН администрации Шушенского района в пользу Терентьевой за период времени с 01.07.2011 г. по 31.12.2011 г. денежные выплаты за содержание и ремонт жилого помещения в сумме 2956 руб.80 коп., за отопление в сумме 5582 руб.13 коп., за освещение жилого помещения в сумме 301 руб. 67 коп., всего 8840 руб. 60 коп. Взыскать с УСЗН администрации Шушенского района в доход МО «Шушенский район» госпошлину в сумме 400 рублей» У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шушенского района обратился в суд в интересах педагогического работника Терентьевой с иском к УСЗН администрации Шушенского района, в котором просил взыскать задолженность по денежным выплатам за жилое помещение – за освещение, отопление, содержание и ремонт квартиры – за период времени с 01.07.2011 года по 31.12.2011 года в сумме 8840 руб. 60 коп., мотивируя свои требования тем, что Терентьевой является пенсионером-педагогом, проживающим в сельской местности и в соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. До 30.06.2011 года меры социальной поддержки предоставлялись Терентьевой в полном объеме, а с 01.07.2011 года были прекращены в связи с увольнением Терентьевой из образовательного учреждения (л.д. 4-7). Мировым судьёй постановлено вышеприведенное решение (л.д.103-105), которое обжалуется ответчиком - УСЗН администрации Шушенского района и третьими лицами на стороне ответчика – Министерством финансов Красноярского края и Министерством социальной политики Красноярского края. В апелляционной жалобе руководитель УСЗН администрации Шушенского района Нор Л.А. просит отменить решение мирового судьи в части взыскания госпошлины в сумме 400 рублей, указывая на то, что УСЗН, являясь органом администрации Шушенского района, в указанном споре выполняло функцию органа местного самоуправления в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, а в соответствии с подп. 119 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются (л.д.122). В апелляционной жалобе министр социальной политики Красноярского края Пашинова просит отменить решение мирового судьи как необоснованное и принятое с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на то, что: - министерство было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика и надлежащим образом уведомлено о проведении беседы и о дате рассмотрения дела, свое отношение к иску министерство выразило в отзыве, однако ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства не заявляло; - изложенное в решении мирового судьи не соответствует федеральному и краевому законодательству, а именно на педагогов – пенсионеров положения ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и положения Законов края не распространяются, указанный в данных Законах порядок предоставления МСП предусмотрен только для работающих и проживающих в сельской местности педагогов. Законом края от 01.12.2011 № 13-6597 «О внесении изменений в Законы края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» внесены изменения - с 01.01.2012 введена новая категория лиц, получающих МСП - педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет. Названный закон о внесении изменений вступил в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» (официально опубликован 14.12.2011. № 115). Согласно требованиям ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, а в данном случае краевой законодатель правило «обратной силы закона» не ввел. В соответствии с положениями статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При рассмотрении данного дела должны нужно было учитывать требования Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществление федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичным образом по статьям 85, 86 БК РФ расходные обязательства субъектов РФ возникают на основе собственных нормативных правовых актов и соглашений субъекта РФ. Льгота бывшим педагогическим работникам (пенсионерам) установлена не Законом РФ «Об образовании», а федеральными актами СССР, которые были прияты до 1992 года - момента вступления в силу Закона РФ «Об образовании», действуют самостоятельно в независимости от Закона РФ «Об образовании». Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относится к полномочиям субъектов РФ. Министр социальной политики Красноярского края полагает, что надлежащим ответчиком по данному иску является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа государственной власти. Просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение. В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Красноярского края Яценко указала, что с решением мирового судьи не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям: Терентьевой является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, а положений, которые непосредственно предусматривали бы сохранение за педагогическими работниками сельских образовательных учреждений права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при переходе на пенсию, Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» не содержит. Льгота на отопление и освещение работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена действующими на сегодняшний день нормативными актами СССР: Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт 1); Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (пункт 6 «б»); Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения»; Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.01.1985 № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах»; Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещениями и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)». Таким образом, льгота для пенсионеров установлена не Законом «Об образовании», а иными федеральными правовыми актами. Законом «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Аналогичные меры социальной поддержки нашли свое отражение и в Законе края № 10-4691. Принимая решение о взыскании компенсационных выплат на твердое топливо с УСЗН администрации Шушенского района в пользу педагога-пенсионера Терентьевой, суд не применил подлежащие применению: - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; - Бюджетный кодекс Российской Федерации. Мера поддержки по предоставлению льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, будучи установленной федеральными правовыми актами, является федеральным расходным обязательством, а поскольку она не передана для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, то она должна предоставляться федеральными органами власти за счет средств федерального бюджета. Полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является не УСЗН администрации Шушенского района, а Российская Федерация в лице соответствующего уполномоченного органа. В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Определением от 16 января 2012 года Министерство социальной политики Красноярского края было привлечено к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 34). Копия иска с приложениями и извещение о проведении беседы по делу направлены министерству факсимильной связью (л.д. 35-36) и почтой (л.д. 64). 06 февраля 2012 года от Министерства в суд поступил отзыв на исковое заявление прокурора (л.д. 93-98). Извещение о времени и месте судебного заседания, назначенного на 06 февраля 2012 года, получено Министерством 30.01.2012 года (л.д. 87). Учитывая, что Министерство социальной политики и иные участники процесса надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания, представитель Министерства о причинах своей неявки суду не сообщил и ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял, нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела, влекущих отмену решения, не установлено. Статьями 72, 76 Конституции РФ определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Данное положение Закона Российской Федерации «Об образовании» вступило в действие с 11 января 2011 года. При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. С 01 июля 2010 года вступил в силу Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которым был отменен Закон Красноярского края от 07 февраля 2008 года № 4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу статьи 7 Закона края предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется из средств краевого бюджета. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей). В силу прямого указания Федеральным законом № 439 от 29 декабря 2010 года на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам по состоянию на 11 января 2011 года, на педагогов-пенсионеров распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, который установлен для работающих педагогов Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». На основании Закона Красноярского края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Шушенский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» п.Шушенское является рабочим поселком. Терентьевой имеет в собственности 1/2 долю квартиры по адресу: <адрес>, в которой проживает и зарегистрирована с 1991 года, вторым собственником квартиры является Т. Терентьевой являлась педагогическим работником МОУ в рабочем поселке Шушенское Шушенского района Красноярского края, в настоящее время находится на пенсии, имеет общий стаж по основному месту работы не менее 10 лет, что подтверждается записями в её трудовой книжке и справкой из Шушенского детского дома № 1. В письме УСЗН администрации Шушенского района от 21.12.2011 года указано, что Терентьевой и Т. до 30.06.2011 года предоставлялась денежная выплата за жилищно-коммунальные услуги, в том числе и на освещение, а с 01.07.2011 года по 31.12.2011 года указанная денежная выплата прекращена. Задолженность по предоставлению льгот за освещение, отопление, ремонт и обслуживание жилого помещения за период с 01.07.2011 года по 31.12.2011 года составила 8840 рублей 60 коп. Указанная сумма сторонами не оспаривается. Поскольку действующим законодательством РФ закреплено, что нормативные правовые акты не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», не могут снижать имеющегося объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по смыслу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и сохраняющих силу в настоящее время Постановлений Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности), пользуются мерами социальной поддержки, выход Терентьевой на пенсию не должен лишить ее права на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику. В соответствии с Положением об Управлении социальной защиты населения администрации Шушенского района, Управление обладает правами юридического лица (п.1.3). В функции Управления входит: осуществление социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Красноярского края (п.3.1.32), перечисление гражданам средств, предоставляемых в качестве мер социальной поддержки (п.3.2.16) (л.д.75-80). В силу ст. 3 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), размер денежных выплат педагогическим работникам предоставляется в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилой площади; б) 100 процентов оплаты отопления, в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края. В силу ст. 7 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 денежные выплаты являются расходным обязательством Красноярского края и финансируются за счет средств краевого бюджета. При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителей третьих лиц на стороне ответчика о том, что УСЗН администрации Шушенского района является ненадлежащим ответчиком, иск прокурора Шушенского района в интересах Терентьевой к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района подлежит удовлетворению. Прокурор при подаче иска в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобождается от уплаты госпошлины в силу п.9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ. Госпошлина по данному иску составила 400 рублей и решением мирового судьи данная сумма была взыскана с ответчика УСЗН администрации Шушенского района. Учитывая, что в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены, решение мирового судьи в части взыскания с УСЗН администрации Шушенского района госпошлины в сумме 400 рублей подлежит отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327- 330 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Апелляционную жалобу руководителя УСЗН администрации Шушенского района Нор Л.А. удовлетворить. Решение мирового судьи судебного участка № 143 в Шушенском районе Тимохиной Т.Т. от 06 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Шушенского района в интересах педагогического работника МОУ в рабочем поселке Шушенское Терентьевой к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о взыскании задолженности по денежным выплатам за жилое помещение – отменить в части взыскания с УСЗН администрации Шушенского района госпошлины в сумме 400 рублей в доход МО «Шушенский район». В остальной части решение мирового судьи судебного участка № 143 в Шушенском районе Тимохиной Т.Т. от 06 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей Министерства социальной политики Красноярского края и Министерства финансов Красноярского края - без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Судья Н.П. Шимохина