дело 2-431/2010 г.
решение
Именем Российской Федерации
06 июля 2010 года п. Шушенское
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Булина Л.М.
при секретаре Буйновой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Р. Н. к администрации Сизинского сельсовета о включении объекта недвижимости в состав наследуемого имущества,
установил:
Дмитриева Р.Н. обратилась в суд с иском к администрации Сизинского сельсовета о включении в состав наследуемого имущества: одноэтажного двухкомнатного брусчатого жилого дома, общей площадью 25,6 кв.м., в том числе жилой 16,3 кв.м. с надворными постройками и сооружениями Г-навес, Г1-предбанник, Г2-баня, Г3-сарай, Г4-сарай, Г5-навес, Г6-сарай, Г7-сарай, Г8-сарай, Г9-навес, Г10-уборная, Г11-навес, №1-ворота, №2-забор, №3-забор, №4-забор, №5-ворота, №6-ворота общей стоимостью 170 790 рублей, расположенного по адресу: с. Сизая, как принадлежащего на праве личной собственности ее мужу Дмитриеву В.И., умершему 05.01.2004 года, указывая на то, что при жизни Дмитриев В.И. надлежащим образом не зарегистрировал право собственности на данный объект недвижимости, что в настоящее время лишает ее возможности получить свидетельство о праве на наследство.
В судебном заседании истица Дмитриева Р.Н. исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении, пояснив, что в 1980 году Дмитриев В.И. построил жилой дом в с. Сизая по и прожил в данном домовладении до дня смерти 05.01.2004 года, неся все расходы по его содержанию и уплате налогов. Поскольку при жизни Дмитриев В.И. свое право собственности на указанный дом в установленном законом порядке не зарегистрировал, то она в настоящее время лишена возможности получить свидетельство о праве на наследство по закону, в связи с чем и обратилась в суд с иском о включении имущества – жилого дома в с. Сизая с надворными постройками и сооружениями в состав наследуемого имущества.
Представитель истицы Дмитриевой Р.Н- Ширяева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации Сизинского сельсовета Шушенского района в суд не явился, направил заявление о признании иска и рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Нотариус Шушенского нотариального округа Кужим Т.А., надлежащим образом извещалась о дате, времени и месте слушания дела, в суд не явилась.
Выслушав объяснения истицы, представителя истицы, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Возникновение права собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст.219 ГК РФ).
Статья 234 ГК РФ предусматривает, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Из приобщенных к материалам дела документов и показаний допрошенных свидетелей следует, что Дмитриев В.И. с 1980 года и до дня смерти владел и пользовался как собственным жилым домом, расположенным по адресу: с. Сизая.
Согласно выписки из похозяйственной книги от 14.02.2010 года Дмитриеву В.И. принадлежит жилой дом по адресу: с. Сизая л.д.6).
Согласно постановлению администрации Сизинского сельсовета б/н., с. Сизая л.д.7).
Из справки Шушенского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю № 659 от 09.03.2010 года следует, что регистрация права собственности на объект недвижимости: жилой дом, с надворными постройками и сооружениями расположенный по адресу: с. Сизая общей площадью 25,6 кв. м., в т. ч. жилой 16,3 кв.м., общей стоимостью 170 790 рублей не проводилась л.д. 8).
Свидетель Д., допрошенная в судебном заседании пояснила, что с Дмитриева В.И. знала с детства, в 1980 году он с женой Дмитриевой Р.Н. построили дом, в котором Дмитриев В.Н. жил до дня смерти.
Свидетель М., допрошенная в судебном заседании пояснила, что Дмитриевых знает с 1979 года, они дружили семьями, дом они построили самостоятельно в 1980 года и жили в нем: Дмитриев В.И. до дня смерти, в Дмитриева Р.Н. проживает до настоящего времени.
В соответствии со свидетельством о браке Солдатова Р.Н. 20.05.1957 года вступила в брак с Дмитриевым В.И., после регистрации брака ей присвоена фамилия мужа – Дмитриева л.д.5).
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Согласно свидетельству о смерти выданному Шушенским территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края, Дмитриев В.И. 03.08.1932 года рождения, уроженец д. Большой Кемчуг Козульского района Красноярского края умер 05.01.2004 года, о чем 2004 года января месяца 14 числа составлена запись акта о смерти л.д.9).
Согласно извещению, выданному нотариусом Шушенского нотариального округа Кужим Т.А. б\н., после умершего 05.01.2004 года Дмитриева В.И. открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: с. Сизая. Для получения свидетельства о праве на наследство, Дмитриевой Р.Н. рекомендовано обратиться в суд с заявлением о включении жилого дома в состав наследуемого имущества, так как регистрация права собственности не проводилась и не имеется правоустанавливающих документов л.д.11).
Согласно уведомлению Шушенского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 27.05.2010 года №28/004/2010-024, сведения о переходе прав на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: с. Сизая, 50 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним – отсутствуют л.д. 25).
В силу ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Таким образом, анализ представленных доказательств, даёт основания суду сделать вывод об обоснованности иска и необходимости его удовлетворения, так как в судебном заседании бесспорно установлено, что Дмитриев В.И. с 1980 года добросовестно, непрерывно и открыто владел как своим собственным недвижимым имуществом – жилым домом, общей площадью 25,6 кв. м, в том числе жилой 16,3 кв. м., с надворными постройками и сооружениями, общей стоимостью 170 790 рублей, расположенными по адресу: с. Сизая. При этом суд не имеет оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей, поскольку содержащиеся в них сведения, логичны, согласуются между собой и материалами дела и суд не располагает данными о заинтересованности указанных свидетелей в исходе дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Включить в состав наследуемого имущества, оставшегося после смерти Дмитриева В.И., умершего 05 января 2004 года: одноэтажный двухкомнатный брусовой жилой дом (Литер А,а) общей площадью 25,6 кв.м, в том числе жилой 16,3 кв.м с надворными постройками и сооружениями: Г-навес; Г1-предбанник; Г2- баня; ГЗ-сарай; Г4-сарай; Г5-сарай; Г6-сарай; Г7-сарай; Г8-сарай; Г9-навес; Г10-уборная; Г11-навес; №1 -ворота; №2-забор; №3-забор; №4-забор; №5-ворота; №6-ворота, общей стоимостью 170 790 рублей, расположенные по адресу: с. Сизая.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение десяти дней, со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
На 15.07.2010 года решение не вступило в законную силу.
Судья: Л.М. Булина