дело № 2-547/2010г.
РЕШение
Именем российской федерации
26 июля 2010 года п. Шушенское
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Булина Л.М.
при секретаре Буйновой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Венды О.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края об отмене решения комиссии УПФР об отказе включить в стаж период работы на выборной должности секретаря ВЛКСМ, возложении обязанности включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью период работы на выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ, возложении обязанности на УПФР в Шушенском районе Красноярского края назначить пенсию с момента подачи заявления,
УСТАНОВИЛ:
Венда О.В. обратилась в суд с исками к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Шушенском районе Красноярского края о признании незаконным решения комиссии УПФР в Шушенском районе об отказе в принятии к зачету в стаж для назначения пенсии по старости периода работы в должности секретаря комитета комсомола ВЛКСМ в СПТУ-75 с 28.07.1985 года по 19.03.1988 года, о включении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периода работы с 28.07.1985 года по 19.03.1988 года в должности освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ в СПТУ-20 и о возложении обязанности назначить пенсию с момента подачи заявления- с 21.06.2010 года.
В судебном заседании истица Венда О.В. исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении, пояснив суду, что с 28.07.1985 года по 19.03.1988 года она работала освобожденным секретарем комитета комсомола ВЛКСМ в СПТУ-75. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 предусматривало включение в стаж работы по специальности работу выборную и другую ответственную работу в партийных и комсомольских органах (Положение ч. 1 п. а). В связи с чем считает, что оценку её пенсионных прав необходимо проводить по нормативным документам, действовавшим на момент работы освобожденным секретарем комитета комсомола ВЛКСМ в СПТУ-75. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, и нарушило её законно возникшее право на досрочное назначение льготной пенсии, что недопустимо в силу Конституции РФ.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Шушенском районе Витвер Е.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173 имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуются Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. Венда О.В. в период с 28.07.1985года по 19.03.1988года работала на выборной должности освобожденного секретаря комитета комсомола ВЛКСМ в СПТУ-75, то есть в должности не предусмотренной ранее действующими Списками профессий и должностей работников образования утвержденными СМ РСФСР от 06.09.1991года №463 и от 22.09.1999 года №1067, а так же действующим Списком утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002года №781. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959года №1397, на которое ссылается Венда О.В., действительно в п. «а» ст.1 предусматривало включение в стаж выборную и другую ответственную работу в партийных и комсомольских органах. Однако выше указанное Положение в соответствии с разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 года № 4, утвержденным постановлением Минтруда России от 17.10.2003 года № 70, может быть применено только в том случае, если до дня его отмены был полностью выработан необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона не выработан стаж необходимой продолжительности, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится по законодательству, действующему на день установления трудовой пенсии. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959года №1397, признано утратившим силу постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993года №953, следовательно выше указанное Положение от 17.12.1959года №1397 может быть применено с учетом разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 года № 4, утвержденного постановлением Минтруда России от 17.10.2003 № 70. В соответствии с действующим законодательством УПФР в Шушенском районе Красноярского края считает требования Венды О.В. о включении в льготный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы с 28.07.1985года по 19.03.1988года на выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-75 безосновательными и просит в удовлетворении заявленных требований, отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценивая все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.27 ч.1 подп.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно данным решения об отказе в назначении пенсии УПФР в Шушенском районе Красноярского края № 285 от 30 июля 2010 года стаж работы педагогической деятельности Венда О.В. составил 23 года 2 месяца 1 день. Не принят к зачету период работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-75 на выборной должности с 28 июля 1985 года по 19 марта 1988 года.
Согласно записям трудовой книжки Венда О.В. с 28.07.1985 года она утверждена секретарем комитета ВЛКСМ СПТУ-75 и 19.03.1988 года уволена с занимаемой должности по собственному желанию.
Из материалов дела следует, что Венда О.В. после завершения работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ СПТУ-75 работала в СПТУ-75 библиотекарем.
В указанный период времени (с 28.07.1985 года по 19.03.1988 года) действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пунктом 1 которого предусматривалось назначение пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет, а также утвержденное указанным Постановлением Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 подпунктом «а», пунктом 4 которого предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 вышеуказанное Постановление Совета Министров СССР утратило силу с 01 октября 1993 года.
Согласно Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при исчислении продолжительности страхового стажа, в том числе на досрочно назначаемую трудовую пенсию, в стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававшего право на пенсию за выслугу лет, исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочно назначаемой пенсии.
Однако, такая позиция является несостоятельной.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на пенсионное обеспечение по смыслу статей 1, 2, 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19, 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с законодательством, действовавшим в период работы истицы на выборной должности в органах ВЛКСМ с 27.07.1985 года по 19 марта 1988 года, истица Венда О.В. имела право на зачет вышеуказанного периода работы в специальный стаж и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о её праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 05 ноября 2002 года № 320-О, внесение законодателем изменений в условия приобретения права, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Учитывая, что в указанный спорный период времени действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, пунктом 1 подпунктом «а» которого выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах включалась в стаж работы по специальности и Венда О.В. стаж работы педагогической деятельности в силу пункта 4 данного Положения по состоянию на дату подачи заявления о назначении досрочной льготной пенсии выработано более 25 лет, в должности мастера производственного обучения истица ПУ-75 истица продолжает работать по настоящее время, отказ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Шушенском районе в зачете периода работы Венда О.В. на выборной должности в комсомольском органе с 27 июля 1985 года по 19 марта 1988 года является незаконным.
На период обращения Венда О.В. 21.06.2010 года в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии стаж, дающий ей право на указанную пенсию, составлял более 25 лет.
Согласно пенсионного дела Венда О.В. в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии она обратилась 21.06.2010 года.
В соответствии со ст.19 Закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
При вышеуказанных обстоятельствах исковое заявление Венда О.В. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Иски удовлетворить.
Решение комиссии Государственного учреждения-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края об отказе Венда О.В. принять к зачету в стаж для назначения пенсии по старости досрочно периода работы освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ СПТУ-75 с 28 июля 1985 года по 19 марта 1988 года признать незаконным.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края включить Венда О.В. в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой в связи с педагогической деятельностью, период работы с 28 июля 1985 года по 19 марта 1988 года в СПТУ-75 в должности освобожденного секретаря комитета ВЛКСМ.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шушенском районе Красноярского края назначить Венда О.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в УПФ РФ в Шушенском районе – с 21 июня 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в десятидневный срок, со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
На 10 августа 2010 года решение в законную силу не вступило.
Судья: Л.М. Булина.