Решение по делу № 2-448/2010



дело №2-448/2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года п. Шушенское

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Булина Л.М.

При секретаре Масловой А.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к МУП «Шушенский рынок» о возложении обязанности оформить паспорта на отходы, провести деятельность по паспортизации, приостановлении деятельности до получения паспортов на отходы,

УСТАНОВИЛ:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с исками к МУП «Шушенский рынок» о возложении обязанности исполнить требования Федерального законодательства в области охраны окружающей среды, в четырехмесячный срок: оформить паспорта на отходы 2-4 классов опасности, провести деятельность по паспортизации, приостановлении деятельности МУП «Шушенский рынок» до получения паспортов на отходы 4 класса опасности, как деятельность, производимую с нарушением действующего законодательства. Свои требования истец мотивировал тем, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края рассмотрен Акт по результатам экологического обследования № 6-М от 19.10.2009 года, составленный филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по Сибирскому ФО» центром лабораторного анализа и технических измерений по Красноярскому краю (ЦЛАТИ по Красноярскому краю) Минусинский межрайонный отдел лабораторного анализа и технических измерений, в отношении муниципального унитарного предприятия «Шушенский рынок», которое не соблюдает требования Федерального законодательства, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Муниципальное унитарное предприятие «Шушенский рынок» (МУП «Шушенский рынок») внесено в единый государственный реестр юридических лиц за номером 1022401129850. Дата внесения записи в единый государственный реестр - 16.04.2007 года. Зарегистрировано в Государственной налоговой инспекции п. Шушенское 12 сентября 1997 года ИНН 2442007221, КПП 244201001, ОКПО 36154753, ОКОТУ 490007, ОКАТО 04259551000. МУП «Шушенский рынок» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением администрации п.Шушенское от 04.07.2006 года № 661. Юридический адрес /место нахождение предприятия: Красноярский край, Шушенский район, п.Шушенское, .... Основными видами деятельности общества является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества. Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие арендует земельные участки, находящиеся в государственной собственности (договор аренды от 07.07.2004 года № 98 и договор аренды от 08.07.2006 года № 46), а также имущество на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 02.06.2005 года. В состав предприятия входят два подразделения: 1. Рынок в районе автовокзала по адресу: п. Шушенское, ... с площадью земельного участка 4124 кв.м; 2.Рынок в районе магазина «Дом Торговли» по адресу: ..., ул. Полукольцевая, с площадью земельного участка 1720 кв.м.
Приказом по предприятию от 11.01.2009 года № 2 ответственным за природоохранную деятельность на предприятии назначен директор МУП «Шушенский рынок» Худик Е.В. План природоохранных мероприятий не представлен. На момент обследования выявлено: на предприятии образуются следующие виды отходов:

4 класса опасности - 9120040001004 - Мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный; -9120060101004 - Мусор строительный от разборки зданий 5 класса опасности -1871030001005 Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; -9120110001005 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; -9120120001005 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; - 9231010001995 Электрические лампы накаливания отработанные и брак.

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Статьей 28 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На основании и во исполнение данной нормы Приказом N 511 утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, из пунктов 3, 4 которых следует, что в случае, когда производитель отхода расчетным методом отнес отход к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. Паспорта на отходы IV класса опасности отсутствуют. В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды. На территории Красноярского края, в силу пункта 3.6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 №19-п, на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль). Руководитель Службы имеет право обращаться от имени Службы с исками в суды (уполномочивает должностных лиц Службы) в рамках исполнения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти. В соответствии, с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Согласно пункту 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды. Поскольку обществом не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти деятельность ответчика, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). В соответствии со статьёй 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется по месту нахождения организации. Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом. В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. В соответствии со статьёй 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В силу пункта 3.8 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, утверждённого Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, Службе предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В судебное заседание представитель Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика: Матвеева М.С.- директор МУП «Шушенский рынок», исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что согласно акту по результатам экологического обследования от 19.10.2009 года установлено, что МУП «Шушенский рынок» не соблюдает требования Федерального законодательства: не имеет паспорта на отходы различных классов опасности, в связи с чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. МУП «Шушенский рынок» заключил договор от 18.05.2010 года №1-168 с ООО «Геотехния» на составление паспорта опасных отходов 4 класса опасности для МУП «Шушенский рынок». Данный паспорт изготовлен и получен 14.09.2010 года. В соответствии со ст.14 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны обеспечить составление паспорта на отходы 1-4 класса. Требования иметь паспорт на отходы 5 класса действующим законодательством не предусмотрено.

Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценивая все доказательства по делу в их совокупности, приходит к выводу об обоснованности исков.

Так, согласно п.п. 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Статьей 28 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3.8 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, утверждённого Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, Службе предоставлено право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

С учетом того, что приобщенными к материалам дела документами подтверждено получение 14.09.2010 года директором МУП «Шушенский рынок»:

-свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды на Мусор строительный от разборки зданий, имеющий 4 класс опасности для окружающей природной среды л.д.164);

-паспорта опасного отхода на Мусор строительный от разборки зданий, имеющий 4 класс опасности для окружающей природной среды л.д.163);

-свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды на Мусор от бытовых помещений организаций несортированный, имеющий 4 класс опасности для окружающей природной среды л.д.166);

-паспорта опасного отхода на Мусор от бытовых помещений организаций несортированный, имеющий 4 класс опасности для окружающей природной среды л.д.167), суд, признавая заявленные требования обоснованными, считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку в настоящее время основания для возложения на ответчика обязанности исполнить требования Федерального законодательства в области охраны окружающей среды: оформить паспорта на отходы 2-4 классов опасности, провести деятельность по паспортизации отпали в виду их исполнения ответчиком, а также в настоящее время не имеется оснований и для приостановления деятельности МУП «Шушенский рынок» до получения паспортов на отходы 4 класса опасности, поскольку указанные паспорта ответчиком получены.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Поскольку иск признан ответчиком и признание принято судом, то суд ограничивается в мотивировочной части указанием на данные обстоятельства.

Согласно ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 ч.1п.3 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд.-

РЕШИЛ:

Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края в удовлетворении исков к МУП «Шушенский рынок» о возложении обязанности исполнить требования Федерального законодательства в области охраны окружающей среды: оформить паспорта на отходы 2-4 классов опасности, провести деятельность по паспортизации; о приостановлении деятельности МУП «Шушенский рынок» по получения паспортов на отходы 4 класса опасности, как деятельность производимую с нарушением действующего законодательства, отказать в виду устранения ответчиком допущенных нарушений в полном объеме.

Взыскать с МУП «Шушенский рынок» расходы по уплате государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в десятисуточный срок, со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

На 26.10.2010 года решение не вступило в законную силу.

Судья: Булина Л.М.