Дело № 2-799/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское 20 октября 2010 года
Шушенский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ерофеевой Ж.В.
при секретаре Гераськиной И.В.,
с участием истицы Давыдовой И.М, представителя истицы Крамер Н.П.,
ответчика индивидуального предпринимателя Сухоносова В.И, представителя ответчика Сергеева Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Давыдовой И.М. к индивидуальному предпринимателю Сухоносову В.И. о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска, за задержку ее выплаты, морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Давыдова И.М. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Сухоносову В.И., в котором просила взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованные отпуска в сумме 22002,30 рублей, компенсацию за задержку ее выплаты, начиная со следующего дня после ее увольнения, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы, понесенные на оформление доверенности на представителя в размере 900 рублей (л.д.2-3).
Свое исковое заявление истица Давыдова И.М. обосновала тем, что работала в должности продавца в магазине «<данные изъяты>» с 01 ноября 2006 года по 31 июля 2010 года. За все время работы ей ни разу не предоставлялся отпуск, она не получала отпускных. С учетом приложений к трудовому договору ее зарплата с 01 января 2009 года составляла 4 500 рублей, с 01 января 2010 года - 5 000 рублей. По расчетам истицы компенсация за неиспользованные отпуска за период с 01 ноября 2006 года по 31 июля 2010 года ей положена за 135 календарных дней, сумма компенсации составила 22002,30 рублей. Она обратилась к ответчику с требованием выплатить ей причитающуюся компенсацию, но ответчик отказал без объяснения причин.
В судебном заседании истица Давыдова И.М. и ее представитель Крамер Н.П. требования поддержали, суду дополнили, что за период работы Давыдовой И.М. в магазине «<данные изъяты>» отпуск ей ни разу не предоставлялся, так как некому было работать, компенсация за неиспользованный отпуск ей не выплачивалась. Кроме того, за весь период работы она ни разу не была на больничном, а когда болела, подменялась с напарницами, потом это время отрабатывала, потому что больничные листы предприниматель Сухоносов В.И. не принимал и не оплачивал. Отпусков без сохранения заработной платы она не брала. В соответствии с трудовым договором отпуск ей должен предоставляться ежегодно сроком на 28 календарных дней, и, кроме того, дополнительный отпуск должен быть 8 календарных дней в соответствии с Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», то есть ежегодный отпуск у нее 36 календарных дней.
Ответчик Сухоносов В.И. и его представитель Сергеев Ю.А. исковые требования не признали.
Ответчик Сухоносов В.И. суду пояснил, что Давыдова И.М. действительно работала у него продавцом в магазине «<данные изъяты>» с 01 ноября 2006 года по 31 июля 2010 года. Работа у нее была посменная, работала она в ночь 3 смены подряд с 20 до 08 часов, потом 3 дня отдыхала. Такой режим работы истицу устраивал. График отпусков продавцам индивидуальный предприниматель Сухоносов В.И. не составлял, приказы о предоставлении отпуска не издавал, но периоды, когда Давыдова И.М. находилась в отпуске можно проследить по кассовым книгам, по которым продавцы ежедневно сдают деньги и расписываются за выручку, и свидетельскими показаниями.
Представитель ответчика Сергеев Ю.А. к пояснениям Сухоносова В.И. дополнил, что ссылки истицы на Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» несостоятельны, так как территория Шушенского района не входит в перечень территорий, приравненных к районам Крайнего Севера.
Выслушав истицу, ответчика, их представителей, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.114, 115 Трудового Кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 14 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлен в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней для остальных районов Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Согласно ч.2 ст.146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов.
Статьей 317 Трудового Кодекса предусмотрена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На территории Шушенского района к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,3, установленный Постановлением администрации Красноярского края № 393-п от 13 ноября 1992 года, а также процентная надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы от 10 до 30 процентов, введенная Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794, что в совокупности максимально для работника составляет коэффициент – 1,6 к заработной плате.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 года № 4521-1 установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Поскольку на территории Шушенского района начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, положение ст.14 указанного Закона о предоставлении работникам в качестве компенсации дополнительного отпуска 8 календарных дней распространяется на лиц, работающих на территории Шушенского района, и основной оплачиваемый отпуск для работников на территории Шушенского района должен быть удлиненным, составлять не менее 36 календарных дней (28+8 =36).
Следовательно, доводы ответчика и его представителя о том, что на территории Шушенского района основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней, несостоятельны.
Согласно данным трудовой книжки истица Давыдова И.Н. 01 ноября 2006 года принята продавцом к ИП Сухоносову В.И, а 31 июля 2010 года уволена по собственному желанию в соответствии со ст.77 п.3 Трудового кодекса РФ (л.д.8 - 9).
В приложениях к трудовому договору зафиксированы изменения оплаты труда истицы, которая с 01 сентября 2007 года составляла 2300 рублей включая 30% р.к. + 30% н.с., с 01 июля 2008 года – 4000 рублей, включая 30% р.к. + 30% н.с, с 01 января 2009 года – 4500 рублей, включая 30% р.к. + 30% н.с, с 01 января 2010 года 5000 рублей, включая 30% р.к. + 30% н.с. (л.д. 6 - 7).
Свидетель О. суду пояснила, что работает продавцом у предпринимателя Сухоносова В.И. с 06 февраля 2008 года. В каждую смену работает два продавца, каждый на своей кассе и одна касса на вино - водочную продукцию, магазин работает в круглосуточном режиме. Каждая касса закреплена за конкретным продавцом. Заявления на отпуск не пишутся и приказы об отпуске не издают. О том, кто и когда пойдет в отпуск решают сами продавцы на собрании, график отпусков не составляют, за отпускные нигде не расписываются. Давыдова ходила в отпуск в марте, июне 2008 года и в июне 2010 года. Сама О. была в первый раз в отпуске в августе 2010 года в течение 14 дней, при этом ей выдали по ведомости 5000 рублей и еще сверху заплатили отпускные, за отпускные она не расписывалась.
Свидетель С. суду пояснила, что продавцы работают каждый за своим кассовым аппаратом, сделано это для их же безопасности, чтобы каждый отвечал только за свои денежные средства. По отпускам график не составляется и заявления работники на отпуск не пишут. Отпуска даются по устной договоренности. Давыдова дважды находилась в отпуске в 2008 году, поэтому в 2009 году она отпуск не брала, а перед увольнением у нее был отпуск с 7 по 28 июня 2010 года. Последняя смена у Давыдовой была 18 июля 2010 года, 31 июля 2010 года она была уволена по собственному желанию. За прогулы ее увольнять не стали. Поскольку отпуск небольшой, отпускные работникам не начисляют, а выдают зарплатой. После отмены кассовых аппаратов в 2010 году, сами продавцы стали вести тетради по расчету денежных средств. По записям в тетради можно проследить, когда истица отсутствовала на работе. По кассовым книгам можно проследить, когда истица была в отпуске: в 2007 году – со 02 по 12 июля – 11 дней, с 07 по 27 августа – 21 день, всего за 2007 год у нее получилось 32 дня отпуска, в 2008 году она была в отпуске с 04 марта по 06 апреля – 34 дня и с 02 мая по 30 мая 2008 года – 28 дней. В 2009 году истица в отпуске не была. В 2010 году была в отпуске с 07 по 28 июня 2010 года – 22 дня, последним ее рабочим днем было 18 июля 2010 года. 31 июля 2010 года она была уволена. На прогулы ей не стали указывать, хотя с 19 по 31 июля 2010 года истица фактически не работала.
Статьями 122, 123, 124 Трудового Кодекса РФ установлено, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Отпуск за второй и последующий годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.
Как следует из пояснений ответчика Сухоносова В.И., свидетеля С. табеля учета рабочего времени не ведутся, графика отпусков у предпринимателя Сухоносова В.И. нет, приказы о предоставлении Давыдовой И.М. отпуска не издавались, отпускные ей не начислялись и не выплачивались, денежная компенсация за неиспользованные отпуска не выдавалась.
Суд находит недопустимыми доказательствами пояснения свидетелей О., С. о том, какие именно периоды истица Давыдова И.М. находилась в отпуске, поскольку эти пояснения документально не подтверждены.
Доводы ответчика Сухоносова В.И., свидетеля С. о том, что нахождение Давыдовой И.М. в отпусках можно проследить записями в кассовых книгах и тетрадях, являются несостоятельными, поскольку кассовые книги и тетради отражают выручку, но не являются допустимыми доказательствами предоставления работнику отпуска.
Пояснения истицы Давыдовой И.М. о том, что в кассовой книге, тетради мог расписаться другой продавец, ученик продавца, ее мог подменить другой продавец по договоренности, а потом она отрабатывала за того, кто ее подменил, или отдавала ему часть своей зарплаты, поэтому в кассовой книге, тетради нет ее росписи, в совокупности с тем, что ответчик не ведет учет рабочего времени, суд находит убедительными.
Отсутствие записей истицы в кассовых книгах, тетради учета денежных средств в определенные периоды (л.д.36-50) не является доказательством того, что в данные периоды Давыдова И.М. находилась в отпуске.
Отпускные Давыдовой И.М. не начислялись, денежная компенсация за неиспользованные отпуска не выплачивалась, истица все время получала зарплату, об этом в судебном заседании пояснила свидетель С., работающая у предпринимателя бухгалтером.
Следовательно, у ответчика Сухоносова В.И. отсутствуют доказательства того, что истице Давыдовой И.М. в период ее работы с 01 ноября 2006 года по 31 июля 2010 года предоставлялись основные оплачиваемые отпуска.
Согласно ст. 127 Трудового Кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Истица Давыдова И.М. согласно записей в трудовой книжке проработала у ответчика Сухоносова В.И. с 01 ноября 2006 года по 31 июля 2010 года. Таким образом, за весь проработанный период (3 года 9 месяцев) ей должно быть предоставлено 135 календарных дней отпуска:
-за период с 01 ноября 2006 года по 31 октября 2007 года – 36 календарных дней,
- за период с 01 ноября 2007 года по 31 октября 2008 года – 36 календарных дней,
- за период с 01 ноября 2008 года по 31 октября 2009 года – 36 календарных дней,
- за период с 01 ноября 2009 года по 31 июля 2010 года – 27 календарных дней (36 кал. дней: 12 месяцев х 9 месяцев).
В соответствии с ч.4 ст.139 Трудового Кодекса РФ средний дневной заработок для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
Исходя из размеров заработной платы истицы за 2009-2010 годы начисленная заработная плата за 12 календарных месяцев за период с августа 2009 года по июль 2010 года включительно составила 57 500 рублей (5 месяцев 2009 года х 4 500 руб. + 7 месяцев 2010 года х 5000 рублей = 22500 + 35000 = 57500).
Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы начисленной заработной платы 57 500 рублей на 12 и на 29,4.
57500 : 12 : 29,4 = 162, 98 руб. (средний дневной заработок).
162,98 руб. (средний дневной заработок) х 135 календарных дней неиспользованных отпусков = 22002 рубля 30 коп. составляет компенсация Давыдовой И.М. за неиспользованные отпуска.
В соответствии со ст.237 Трудового Кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При определении размеров компенсации морального вреда суд руководствуется правилами ст.151, 1101 ГК РФ, принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в частности, что нарушены права истицы на отдых, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, индивидуальные особенности потерпевшей, требования разумности и справедливости, и находит иск Давыдовой И.М. о компенсации морального вреда подлежащим частичному удовлетворению на сумму 3 000 рублей.
Суд находит, что требование истицы Давыдовой И.М. о взыскании с ответчика денежной компенсации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за задержку выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, начиная со следующего дня после увольнения, удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.236 Трудового Кодекса РФ денежная компенсация в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм исчисляется со следующего дня после установленного срока выплаты.
Согласно ст.140 Трудового Кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Истица Давыдова И.М. не отрицает, что в день увольнения 31 июля 2010 года она у ответчика фактически не работала.
Истица не предоставила суду доказательства о том, когда именно она обратилась к ответчику с требованием выплатить ей денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска.
Следовательно, до момента обращения в суд, с подобным требованием она к ответчику не обращалась, и задержки выплаты компенсации за неиспользованные отпуска со стороны работодателя в смысле ст.140, 236 ТК РФ не допущено.
В соответствии со ст.88,94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым в том числе относятся расходы на оплату услуг представителя и другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Интересы истицы Давыдовой И.М. в суде представляла Крамер Н.П. на основании доверенности, выданной нотариусом Шушенского нотариального округа Кужим Т.А. За оформление данной доверенности истицей оплачено по тарифу 800 рублей (л.д. 11). Данные расходы признаны судом необходимыми, они подлежит взысканию с ответчика Сухоносова В.И.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сухоносову В.И. в пользу Давыдовой И.М. компенсацию за неиспользованные отпуска в сумме 22 002 рубля 30 коп, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, судебные расходы на оформление доверенности представителя 800 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сухоносову В.И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 060 рублей 07 коп.
В иске о взыскании с индивидуального предпринимателя Сухоносову В.И. компенсации за задержку выплаты компенсации за неиспользованные отпуска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
На 09 ноября 2010 года решение не вступило в законную силу.
Судья Ж.В.Ерофеева