Заочное решение по делу № 2-897/2010



Дело № 2-897/2010г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2010 года судья Шушенского районного суда Красноярского края Фиешкина Т.Г.

при секретаре Дергуновой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Империя» о понуждении разработать и согласовать Правила внутреннего контроля,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шушенского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Империя» о понуждении разработать и согласовать с Межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу Правила внутреннего контроля, указывая на то, что в нарушение требований п.9 ст.7 ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», постановления Правительства РФ от 08.01.2003г. №6 «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», ответчиком до настоящего времени не принято мер по разработке данных Правил.

В судебном заседании помощник прокурора Алейникова Е.Н.(по поручению прокурора) поддержала заявленные требования, мотивируя вышеизложенным, и пояснила дополнительно, что прокуратурой Шушенского района по заданию прокуратуры Красноярского края проведена проверка исполнения требований законодательства противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, организациями, расположенными на территории Шушенского района. В ходе проведенной проверки в ООО «Империя» расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированном в качестве юридического лица и состоящем на налоговом учете в МРИ ФНС России № 20 по Красноярскому краю, установлено, что в соответствии с п. 2.2. Устава «основными видами деятельности общества являются: предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, а также иные виды деятельности, не запрещенные федеральными законами». Согласно ст. 5 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе и ломбарды. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 ФЗ от 07.08,2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализация (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Согласно п. 9 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии-легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 года №6 «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:

- для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке;

- для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Правила внутреннего контроля: в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Прокуратурой установлено, что ООО «Империя» до сих пор не разработало и не согласовало с МРУ Росфинмониторинга по СФО Правила внутреннего контроля, директором указанного юридического лица Перминовым Н.Н. должных мер для разработки правил внутреннего контроля не предпринято. Бездействием ООО «Империя» затрагиваются права и интересы неопределенного крута лиц, а также Российской Федерации, закрепленные в ст. 1 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения прокурора с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Представитель ответчика – директор ООО «Империя» Перминов Н.Н в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания по делу извещен надлежащим образом, в связи с чем, с учетом мнения прокурора суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного судопроизводства.

Представителем 3-го лица – заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Каргиной И.В. представлены в суд пояснения по исковому заявлению, в котором она указывает, что заявленное прокурором требование считает обоснованным, так как в соответствии с п. 2.2. Устава ООО «Империя» «основными видами деятельности общества являются: предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества; иные виды деятельности, не запрещенные федеральными законами». Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» установлено, что ломбарды отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установлены статьей 7 Федерального закона. В соответствии с нормой пункта 9 статьи 7 Федерального закона и 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28, в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По состоянию на 14.10.2010 ООО «Империя» на учёте в МРУ Росфинмониторинга по СФО не состоит. Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления (далее - ПВК), назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. По состоянию на 14.10.2010 ООО «Империя» Правила внутреннего контроля на согласование в МРУ Росфинмониторинга по СФО не поступали. Тем самым, ООО «Империя» не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Согласно статье 3 Федерального закона внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Таким образом, деятельность ООО «Империя» в отсутствие правил внутреннего контроля, приводит к нарушению порядка осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Нормы Федерального закона, устанавливающие обязанности для организаций, направлены, прежде всего, на обеспечение экономической безопасности общества и государства путем принятия мер, направленных на предотвращение легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отсутствие определенных элементов противодействия, их неэффективное функционирование, увеличивают уязвимость и угрозы, связанные с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.

Выслушав помощника прокурора Алейникову Е.Н., исследовав материалы дела, оценивая все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе ломбарды.

Согласно ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:

для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке;

для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица № 004766340 (л.д. 17), в единый государственный реестр юридических лиц 30.10.2006 года внесена запись о создании юридического лица – ООО «Империя» за основным государственным регистрационным номером 1062442006296.

Согласно свидетельства № 003840242 (л.д. 18) юридическое лицо ООО «Империя», ОГРН 1062442006296, расположенное по адресу: <адрес>, поставлено на учет МИФНС № 20 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам 30.10.2006 года и ему присвоены ИНН 2442010866, КПП 244201001.

Согласно Устава общества с ограниченной ответственностью «Империя» принятого и утвержденного 19.10.2006 года (л.д. 8-16), предметом деятельности ООО «Империя» являются: оптовая торговля; розничная торговля; транспортно-перевозочная деятельность; предоставления ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества; предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества; осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству РФ.

Согласно выписки из протокола собрания учредителей ООО «Империя» от 01.05.2010 года (л.д. 7), на котором присутствовали: П.Г., П.Н.., Перминов Н.Н., единогласно принято решение о продлении управления в должности директора ООО «Ипмерия» Перминова Н.Н. сроком на 1 год, до следующего собрания учредителей, до 01.05.2011 года.

Согласно приказа ООО «Империя» № 1 от 05.05.2010 года (л.д. 6) Перминов Н.Н. принят на должность директора ООО «Империя».

Согласно акта проверки исполнения ООО «Империя» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем от 28.09.2010 года (л.д. 19), проводимой помощником прокурора Шушенского района Акунченко П.А. совместно с оперуполномоченным группы БЭП ОВД по Шушенскому району И. в присутствии директора ООО «Империя», установлено, что с момента регистрации в качестве юридического лица и до настоящего времени ООО «Империя» не разработало и не согласовало с МРУ Росфинмониторинга по СФО Правила внутреннего контроля и должных мер для разработки указанных Правил директор Перминов Н.Н. не предпринял. С данным актом был ознакомлен Перминов Н.Н.

Согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.09.2010 года (л.д. 20) в отношении директора ООО «Империя» Перминова Н.Н. за нарушение административного законодательства по ст. 15.27 КоАП РФ было возбуждено дело об административном правонарушении и данное постановление направлено на рассмотрение в МРУ Росфинмониторинга по СФО.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Империя», зарегистрированное в качестве юридического лица и относящееся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в нарушение требований ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не выполнило обязанность по разработке правил внутреннего контроля и согласованию их с МРУ Росфинмониторинга по СФО, в связи с чем заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, ст. 333.19, ст. 333.20 НК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить

Обязать ООО «Империя» разработать и согласовать с Межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу Правила внутреннего контроля.

Взыскать с ООО «Империя» в доход государства госпошлину в сумме 200 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7-и дней со дня вручения ему копии данного решения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня его вынесения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

На 07.12.2010 года решение не вступило в законную силу.

Судья: Т.Г.Фиешкина