Решение по делу № 2-718/2010



Дело № 2-718/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 года п. Шушенское

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Фиешкина Т.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Шушенского района Сажиной А.В. (по поручению прокурора),

при секретаре Дергуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах Сцепуро Г.В. к ОАО «Красноярскэнергосбыт», Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании расходов на освещение и отопление,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шушенского района обратился в суд в интересах Сцепуро Г.В. с иском к ОАО «Красноярскэнергосбыт», Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ с требованиями о взыскании в пользу Сцепуро Г.В., проживающей по адресу: <адрес>, задолженности по предоставлению льгот за освещение и отопление как педагогическому работнику: с Министерства финансов Российской Федерации за период с 06 августа 2007 года по 08 марта 2008 года в размере 12832,26 руб., с ОАО «Красноярскэнергосбыт» за период с 09 марта 2008 года по 07 июня 2010 года в размере 30710,72 руб., указывая на то, что Сцепуро Г.В. работает учителем иностранного языка МОУ «Шушенская средняя общеобразовательная школа № 1», является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В период с августа 2007 года по июнь 2010 года Сцепуро Г.В. производила оплату в счет погашения задолженности по электроэнергии, затраченной на освещение и отопление жилого помещения, и эти расходы до настоящего времени ей не возмещены. Учитывая, что Закон Красноярского края «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), изданный в соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», и установивший возмещение соответствующих расходов юридическим лицам, оказывающим услуги отопления и освещения жилых помещений, вступил в законную силу 09 марта 2008 года, расходы на освещение и отопление занимаемой квартиры, произведенные Сцепуро Г.В. до 09 марта 2008 года, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации, после 09 марта 2008 года произведенные Сцепуро Г.В. расходы подлежат взысканию с ОАО «Красноярскэнергосбыт».

В судебном заседании старший помощник прокурора Шушенского района Сажина А.В. поддержала заявленные требования, мотивируя вышеизложенным и пояснив дополнительно, что за периоды с 06.08.2007г. по 08.03.2008г. и с 09.03.2008г. по 30.06.2010г. цену иска составляют фактически выплаченные педагогом суммы в счет погашения задолженности по электроэнергии, затраченной на отопление (электробойлером) и освещение занимаемого жилого помещения. За период с 09.03.2008г. по 31.12.2008г. подлежит взысканию сумма, начисленная по факту потребленной электроэнергии, затраченной истцом на освещение и отопление жилого помещения в размере (согласно справке) : 21728+1461,59+7521,13=21728 рублей. Так как Сцепуро Г.В. получала субсидию на оплату твердого топлива за 2009г., право на оплату отопления за указанный период она не имеет, при этом определить количество электроэнергии, фактически затраченной на освещение жилого помещения, не представляется возможным. Утвержденная методика расчета электроэнергии, расходуемой на освещение жилого помещения, на указанный период отсутствует, в связи с чем, руководствуясь методикой расчета, разработанной агентством строительства м жилищно-коммунального хозяйства администрации края в соответствие с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов коммунальных услуг» при оплате освещения - из расчета расхода электроэнергии на освещение 1 кв. метра общей площади жилого помещения в месяц, при обращении прокурора с иском в суд произведены следующие расчеты:

-за период с 01.01.2009г. по 30.04.2009г. - 1,174 х 312,4 кв.м.=366,7576кВт.ч. х 0,87 руб.=319,08руб.х4 мес.=1276,32 руб.

-за период с 01.05.2009г. по 18.05.2009г. - 1,174 х 312,4 кв.м.= 366,7576 кВт.ч./31х18=212,95 кВт.ч. х 0,87руб.=185,27 руб.

Общая сумма за период с 01.01.2009г. по 18.05.2009 г. : 1276,32 +185,27=1461,59 руб.

С 19.05.2009г. по 31.12.2009г. применена методика расчета количества электроэнергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утвержденная Постановлением правительства Красноярского края от 13.05.2009г. №.250-п. За период с 11.01.2010г. по 07.06.2010г. начисление по факту потребленной электроэнергии, затраченной истцом на освещение и отопление жилого помещения составила 17137,35 рублей, из этого с января 2010г. по март 2010г. – 8956,13 руб., с марта 2010г. по июнь 2010г. – 8181,22 руб. Продолжительность отопительного сезона с 15 сентября по 15 мая : 8181,2263=2727,07(среднемесячное потребление)х 2 мес.(отопление)=5454,14. 8956,13+5454,14=14410,27-6889,14(предоставленная льгота по освещению)=7521,13 руб.

Сцепуро Г.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным прокурором.

Представитель ответчика Российской Федерации Гафарова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, мотивируя доводами, изложенными в письменном отзыве на исковое заявление, и указывая на то, что педагогические работники образовательных учреждений, а также вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствие с Законом РФ «Об образовании». Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Федеральный закон от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов. Обязав, таким образом, еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 1 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. Льготы в соответствии с законодательством должны были быть предоставлены гражданам субъектом федерации, а потом их возмещение и размер должны учитываться в межбюджетных отношениях с Российской Федерацией. Законодатель Красноярского края в соответствии с п. 5 ст. 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ за счет собственных средств вправе установить меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников в размере, который он определяет самостоятельно. Пунктом 2 названного Закона предусмотрено, что Порядок возмещения расходов, связанных с освещением педагогическим работникам (далее Порядок), устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края. Только 07 февраля 2008 года субъектом федерации был принят Закон Красноярского края № 4-1256 «О размере, условиях и прядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).Согласно п. б ст. 1 закона Красноярского края «О размере условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) » от 07.02.2008 возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам производится юридическим лицам, оказывающим услуги отопления и энергоснабжения, в части платы за потребленную электрическую энергию. Ответчиком по настоящей категории дел является ОАО «Красноярскэнергосбыт», как организация, оказывающая соответствующую услугу населению. ОАО «Красноярскэнергосбыт» обязан предоставлять указанную льготу бесплатно в натуральной форме, с последующим возмещением посредством межбюджетных отношений.

Представитель ответчика ОАО «Красноярскэнергосбыт» Гребнева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, мотивируя доводами, изложенными в возражении на исковое заявление, указывая на то, что согласно Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. №4-1256, вступившего в законную силу 08.03.2008 г., финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, осуществляется в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета на указанные цели, при этом, исходя из смысла п. «ж» ч.1 ст.2 указанного Закона, размер возмещения расходов определяется исходя из методики определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края. Данная методика утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.2009 г. № 250-п, вступившим в силу с 19.05.2009 г., и используется для определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений педагогических работников. В соответствие с подпунктом «б» Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. № 4-1256 возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления и электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений. Следовательно, возмещение расходов ОАО «Красноярскэнергосбыт» за электроснабжение жилого помещения истца будет произведено только в части платы за электроэнергию, потребленную на освещение данного жилого помещения, а не на его отопление с помощью электробойлера. Кроме того, ОАО «Красноярскэнергосбыт» не является юридическим лицом, поставляющим электроэнергию для отопления, так как ОАО «Красноярскэнергосбыт» продает электроэнергию потребителям, а уже сами потребители решают каким образом ее использовать. В данном случае Сцепуро Г.В. с помощью электробойлера преобразует один вид энергии в другой, то есть электрическую энергию в тепловую, при этом ОАО «Красноярскэнергосбыт» не поставляет электроэнергию именно для отопления квартиры электробойлером, но при этом истцу разрешено использовать электробойлер для обогрева квартиры, и именно об этом говорится в самом договоре. Методика по объему электроэнергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 13.05.2009г. № 250п. Данное постановление вступило в силу с 19.05.2009г. Расчет размера расходов в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений, производится в соответствие с методикой, следовательно, бесплатная подача электроэнергии для отопления электробойлером жилого помещения педагогическому работнику Сцепуро Г.В.) не предусмотрена законодательством.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района – в судебное заседание не явился. С учетом мнения участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица.

Выслушав объяснения прокурора, истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в ред. От 17.06.2010 г. № 121-ФЗ) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 п. 1 подп. «б» Закона Красноярского края от 07.02.2008 года № 4-1256 (в ред. от 18.02.2010 г. № 10-4377) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений.

Согласно Закона Красноярского края от 24.12.2004 года № 13-2866 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Шушенский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» (в ред. от 18.11.2008 N 7-2412) п. Шушенское является рабочим поселком.

Сцепуро Г.В. работает с 15.08.1979 года учителем иностранного языка МОУ «Шушенская средняя общеобразовательная школа № 1», что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.11).

Согласно справки от 11.06.2010 года, выданной паспортным столом МУП «Жилищник», по адресу <адрес> зарегистрированы С. , Сцепуро Г.В. (л.д. 10).

Согласно справки Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района Сцепуро Г.В., проживающей по адресу: <адрес>, в соответствии с п.5 ст.6 Закона края от 17.12.04г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья о коммунальных услуг» до 13.07.2007г. представлялась льгота как педагогическому работнику в размере 100% оплаты жилья и 100% стоимости освещения, теплоснабжения, в том числе приобретения и доставки твердого топлива на общую площадь жилого помещения. Выплаты произведены в полном объеме. Согласно Закону края от 28.06.2007г. №2-177 «О признании утратившими силу некоторых положений Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» с 14.07.2007г. УСЗН выплата субсидий педагогическим работникам образовательных учреждений была прекращена. Однако, Законом края от 04.12.2008г. №7-2558 «О краевом бюджете на 2009г.» были выделены денежные средства на предоставление единовременной денежной компенсации педагогическим работникам на приобретение и доставку твердого топлива. В 2009 году Сцепуро Г.В. обратилась с заявлением в УСЗН для предоставления денежной выплаты на твердое топливо, денежные средства перечислены на личный счет Сцепуро Г.В. в размере 19548,48 рублей.

Расходы Сцепуро Г.В. на электроэнергию подтверждаются данными финансово-лицевого счета № (л.д.42-44)

При наличии печного отопления педагогические работники имеют право на бесплатное приобретение твердого топлива, однако федеральным законом они не ограничены в выборе и другого способа отопления, в частности путем использования электробойлера.

Представителями ответчиков не оспаривается, что Сцепуро Г.В. по договору от ОАО «Красноярскэнергосбыт» получает электроэнергию, которую использует для освещения и отопления жилого дома, при этом истцу разрешено использовать электробойлер для обогрева квартиры, и об этом указано в самом договоре.

Поскольку Сцепуро Г.В. понесла фактические расходы на освещение и отопление квартиры, в то время как освещение и отопление педагогическим работникам должно быть предоставлено по закону в натуральной форме бесплатно, истец имеет право на возмещение фактически понесенных расходов. При этом, принимая во внимание, что учет электроэнергии, используемой истцом как на освещение, так и на отопление занимаемого жилого помещения производится по одному счетчику, способ расчета расходов на освещение и отопление, предложенный прокурором в данном случае, суд считает разумным и целесообразным. Проверив правильность расчетов, не оспоренных представителями ответчиков, заявленные в иске суммы расходов суд находит правильными.

Учитывая, что Закон Красноярского края от 07.02.2008г. №4-1256, установивший возмещение расходов юридическим лицам, оказывающим услуги отопления и освещения жилых помещений, вступил в силу 09.03.2008г. и действовал до 01.07.2010г., расходы на электроснабжение жилого помещения истцу, произведенные до 09.03.2008г. подлежат взысканию с Российской Федерации, после вступления в силу Закона Красноярского края от 07.02.2008г. №4-1256, то есть с 09.03.2008г. эти расходы подлежат взысканию с ОАО «Красноярскэнергосбыт», в связи с чем заявленный иск суд находит подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ освобожден от уплаты госпошлины.

В соответствии со ст. ст. 98,103 ГПК РФ с ОАО «Красноярскэнергосбыт» в пользу федерального бюджета необходимо взыскать государственную пошлину в сумме 1121,30 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Сцепуро Г.В. , проживающей по адресу: <адрес> задолженность по предоставлению льгот за освещение и отопление педагогическому работнику за период с 06.08.2007 г. по 08.03.2008 г. в размере 12832,26 рублей.

Взыскать с ОАО «Красноярскэнергосбыт» в пользу Сцепуро Г.В. , проживающей по адресу: <адрес> сумму, уплаченную за освещение и отопление жилого помещения за период с 09.03.2008 г. по 07.06.2010 г. в размере 30710,32 рубля, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1121,30 рубля.

Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня его вынесения судом, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.

На 23.12.2010 года решение в законную силу не вступило.

Судья: Т.Г. Фиешкина