дело № 2-925/2010г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
28 декабря 2010 года п. Шушенское
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Булина Л.М.
при секретаре Буйновой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Управлению делами Губернатора и Правительства Красноярского края о признании права совместной собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Управлению делами Губернатора и Правительства Красноярского края о признании права совместной собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Свои требования истица мотивировала тем, что между ней и ответчиком был заключен договор социального найма жилого помещения на <адрес>, согласно которому данная квартира была передана ей и ее детям – ФИО2 ФИО3, в срочное безвозмездное пользование с правом регистрации места жительства на срок с 24.10.2005 года по 23.10.2007 года. 26.12.2007 года соглашением сторон срок действия договора безвозмездного пользования жилым помещением был продлен до 23.10.2009 года, а 23.12.2009 года договором социального найма жилого помещения спорное жилое помещение передано ей и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование.
Обратившись к Управлению делами Губернатора и Правительства Красноярского края для получения разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, она получила отказ, согласно которому Управление делами указало на то, что оно не наделено полномочиями по осуществлению функций по приватизации жилого фонда Красноярского края. Данный отказ она считает незаконным, поскольку спорное жилое помещение находится в собственности субъекта Российской Федерации и в соответствии с законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» должно быть передано в собственность ей и её несовершеннолетнему сыну, так как они проживают в данной квартире на основании договора социального найма и отсутствие полномочий у государственного органа по осуществлению функций по приватизации жилого фонда Красноярского края не должно ущемлять ее права. Ответчик в соответствии с Положением о своей деятельности вправе управлять и распоряжаться государственной собственностью. Поводом обращения в суд с иском послужила не возможность решения спора в досудебном порядке.
В судебном заседании истица ФИО1 свои требования поддержала, настаивает на их удовлетворении, дополнительно пояснив, что просит признать право совместной собственности в порядке приватизации на вышеуказанное жилое помещение за ней и ее несовершеннолетним сыном ФИО3.
Представитель Управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставив заявление с просьбой рассмотреть указанное дело без участия своего представителя. В своем возражении на исковое заявление ФИО1 представитель Управления делами Таскина М.Е., действующая на основании доверенности (л.д. 28), указала, что исковые требования не признаёт, ссылаясь на то, что Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края от 07.07.2009г № 8-3556 «О жилых помещениях краевого жилищного фонда, приобретенных по краевым целевым программам, предусматривавшим социальную поддержку населения, находящегося в трудной жизненной ситуации», и по краевой целевой программе «Защитник Отечества» на 2000-2003 годы», согласно которому граждане, являющиеся пользователями жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда по договорам безвозмездного пользования получили право осуществлять владение и пользование указанными жилыми помещениями на условиях социального найма после заключения договора социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда.
Согласно п.2 ст. 2 вышеуказанного Закона, принятие решения о заключении договора социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда и заключение договора социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда, осуществляется в порядке и на условиях, установленных высшим органом исполнительной власти края для продления договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями краевого жилищного фонда.
Соответствующий порядок предусмотрен постановлением Совета администрации края от 28.11.2003 № 336-п «О предоставлении жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации», в соответствии с п.2 которого, Управлению делами поручено на основании решений комиссии по распределению жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, продлевать действие заключенных договоров безвозмездного пользования жилым помещением целевого использования краевого жилищного фонда.
Таким образом, Управление делами непосредственно в силу Закона № 8-3556, наделено полномочиями заключать договоры социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда с гражданами указанных категорий. Соответствующее правомочие - заключать договоры социального найма жилых помещений с гражданами, являющимися пользователями жилых помещений краевого жилищного фонда, приобретенных по краевым целевым программам с 2000 года по 2005 год, предусматривавшим социальную поддержку населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, и по краевой целевой программе «Защитник Отечества» на 2000-2003 годы закреплено в Положении об Управлении делами постановлением Правительства края от 14.12.2009 № 647-п. Реализуя предоставленные полномочия, Управление делами заключило с ФИО1 договор от 23.12.2009 года №. 736/GC/1114 социального найма жилого помещения, находящегося в краевой государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно п.3 ст. 2 Закона № 8-3556 из жилых помещений краевого жилищного фонда, предоставляемых пользователям по договорам социального найма жилого помещения, формируется краевой государственный жилищный фонд социального использования, из чего следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, входит в настоящее время в состав указанного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений жилищного фонда социального использования в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти.
Законом Красноярского края от 17.01.1996 года № 8-220 «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» (п.1 ст. 4, п.1 ст. 5) предусмотрено, что правомочия собственника объектов краевой собственности осуществляют органы государственной власти Красноярского края - Совет администрации края (в настоящее время - Правительство края) и Законодательное Собрание края, а также уполномоченные органы по управлению краевой собственностью. Органы исполнительной власти края становятся уполномоченными органами по управлению объектами краевой государственной собственности в результате наделения их такими полномочиями Правительством края (п. 2 п.п. «е» ст. 4 Закона края от 17.01.1996 года № 8-220).
В настоящее время, ни Закон края № 8-3556, ни какой другой закон края, не наделяют ни один орган исполнительной власти края, в том числе Управление делами, полномочиями по передаче жилых помещений краевого государственного жилищного фонда в собственность граждан в порядке приватизации. Правительство края также соответствующие полномочия ни за одним органом исполнительной власти края не закрепило, в связи с чем, полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 исковые требования своей матери ФИО1 признает, поддерживает их, не возражает против их удовлетворения, просит признать право совместной собственности в порядке приватизации на вышеуказанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за матерью ФИО1 и несовершеннолетним братом ФИО3
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Шушенского района Форманчук Г.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 считает обоснованными и не возражает против признания права совместной собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение за несовершеннолетним ФИО3 и его матерью ФИО1 что в полной мере будет соответствовать защите жилищных прав несовершеннолетнего.
Суд, выслушав объяснения истицы, третьего лица, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, оценивая все доказательства по делу в их совокупности, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.
Спорное жилое помещение находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации – Красноярский край, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам (л.д. 57 ).
Судом установлено, что на основании решения комиссии по распределению жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, между истицей и Управлением делами администрации Красноярского края 24.10.2005 года был заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением целевого использования краевого жилищного фонда № 719/Б, для проживания ФИО1 и ее детей – ФИО2 ФИО3, с правом регистрации места жительства, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на два года с 24.10.2005 года по 23.10.2007 года (л.д. 4-6).
Согласно финансово-лицевого счета, выданного 08.10.2010 года МУП «Коммунальное хозяйство», на основании договора социального найма от 23.12.2009 года № 736/СС/1114, в <адрес>, проживают с ДД.ММ.ГГГГ: главный квартиросъемщик ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15).
Соглашением о продлении договора безвозмездного пользования спорным жилым помещением целевого использования краевого жилищного фонда от 24.10.2005 года № 719/Б, между Управлением делами администрации Красноярского края и ФИО1 26.12.2007 года срок действия договора продлен до 23.10.2009 года (л.д. 7).
23.12.2009 года между Управлением делами Губернатора и Правительства Красноярского края и ФИО1 на основании протокола заседания комиссии по распределению жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда, приобретаемых в соответствии с краевыми целевыми программами «Защитник Отечества» на 2000-2003 годы и «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2000-2002 годы, а также по распределению жилых помещений целевого использования краевого жилищного фонда граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, от 23.10.2009 года № 1, заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, о передаче наймодателем указанного жилого помещения в бессрочное владение и пользование нанимателю ФИО1 и членам ее семьи – дочери ФИО2 сыну ФИО3 (л.д. 8-11, 12-13).
06.09.2010 года ФИО1 обратилась с заявлением к ответчику о приватизации спорного жилого помещения, а из сообщения Управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края от 14.09.2010 года № 32-01-26/2006, следует, что ФИО1 было отказано в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, со ссылкой на то, что Управление делами не наделено полномочиями по осуществлению функций по приватизации жилищного фонда Красноярского края. Кроме того, ни за одним органом исполнительной власти края, не закреплены полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (л.д. 14).
Анализ представленных доказательств, приводит суд к выводу о том, что требования истицы о признании за ней и ее несовершеннолетним сыном права совместной собственности на занимаемое жилое помещение подлежат удовлетворению.
Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года приватизация жилых, помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. На основании ст. 2 данного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех, совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона от 04.07.1991 года). В соответствии со ст.8 указанного закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Ответчик ссылается, что действующее законодательство не предоставляет ему права на передачу жилого помещения истице в порядке приватизации, однако из договора социального найма следует, что именно ответчик является наймодателем спорного жилого помещения. Постановлением Правительства Красноярского края от 10.09.2008 года № 85-п утверждено Положение об управлении делами Губернатора и Правительства Красноярского края. Согласно п.2.3 данного Положения, задачами ответчика являются обеспечение управления и распоряжения отдельными объектами краевого жилищного фонда и отдельными объектами нежилого фонда, находящимися в собственности края.
В силу п.3.2. Положения к компетенции ответчика относится приобретение в состав краевого жилищного фонда жилых помещений в установленном порядке в целях последующего предоставления лицам, замещающим государственные должности края, государственным гражданским служащим края и иным работникам органов государственной власти края, иных государственных органов края, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п.п.4 п.3.3 названного Положения, к компетенции Управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края относится управление и распоряжение в установленном порядке отдельными объектами краевого жилищного фонда, закрепленными за Управлением делами, в том числе служебными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда края, в частности, отчуждение жилых помещений из состава краевого жилищного фонда.
Таким образом, в полномочия ответчика входит распоряжение жилищным фондом, приобретенным по целевым краевым программам «Защитник Отечества» и «Социальная поддержка населения, находящегося в тяжелой жизненной ситуации». Однако, действующее законодательство не предусматривает прямого указания на возможность осуществления данным органом государственной власти края функций по приватизации жилых помещений, что не должно препятствовать истице в реализации имеющегося у нее права на приватизацию жилья.
Суд не находит оснований для отказа в удовлетворении иска о признании права общей собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение за истицей ФИО1 и её несовершеннолетним сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как в соответствии с ч.1 ст.63 Семейного Кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за ФИО1 и ее несовершеннолетним сыном ФИО3 право общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 58,80 кв.м., в том числе жилой площадью 38,40 кв.м., состоящую из трех комнат.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в десятидневный срок, со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
Решение не вступило в законную силу.
Судья - Л.М. Булина